Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Статья 90 УК РФ предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности, который применяется в отношении несовершеннолетних, а в исключительных случаях в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ).
Согласно ч. 4 статьи 90 УК РФ, мера принудительных воспитательных мер отменяется, если подросток нарушает предписание суда и более двух раз повторно совершает преступление. В таком случае, материалы дела направляются на повторное рассмотрение и подростку назначается уголовное наказание.
Органы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних проводят индивидуальную работу с несовершеннолетним. Лица уклоняющиеся от ответственности, разыскиваются органами криминальной полиции.
Например, если подросток игнорирует предписание суда- находиться дома после 22-00 и во время рейда его не оказывается дома, то сотрудники органов профилактики фиксируют факт отсутствия несовершеннолетнего и направляют материал дела для привлечения подростка к ответственности.
Важно! Уголовное дело не может быть прекращено в случае, если подросток возражает и не согласен с обвинением.
Понятие и сущность принудительных мер воспитательного воздействия
Принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 УК) (далее — ПМВВ) представляют собой самостоятельный вид мер уголовно-правового принуждения, которые применяются вместо наказания, в случаях, когда для предупреждения совершения новых преступлений подростком, исправления его поведения и достижения иных целей уголовной ответственности не требуется применения к несовершеннолетнему карательных методов воздействия.
Другими словами, назначение ПМВВ целесообразно, когда указанных целей в отношении подростка-преступника можно добиться посредством использования комплекса специальных воспитательных мероприятий. Такие меры носят принудительный характер и выступают средством дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних, учитывающим особенности социализации данной возрастной категории, а точнее недостижение такими лицами необходимого ее уровня ввиду возраста и недостаточного опыта участия в общественных отношениях.
Виды принудительных мер воспитательного воздействия
Если в преступлении виноват ребенок, то он может быть освобожден от уголовного преследования. Однако при этом мера наказания будет ему заменена на принудительный воспитательный процесс.
Применение принудительных мер воспитательного воздействия характерно исключительно для тех нарушителей, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет. Эти меры предусмотрены для тех преступников, которые совершили нарушения легкой или средней степени тяжести. Главная цель применения данной нормы ответственности будет заключаться в корректировке поведения несовершеннолетнего ребенка и формирование личности, которая не будет представлять собой опасность для общества.
Принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии со ст. 90 УК РФ классифицируются на:
- Предупреждение, то есть разъяснение несовершеннолетнему смысла того вреда, который он причинил своими действиями, а также объяснение относительно последствий, которые будут применены в его отношении в случае повторного нарушения законов;
- Передача под надзор родителям или опекунам. Эта мера суда возлагает обязанности по проведению воспитательного процесса на родителей ребенка или же на лиц, которые их заменяют;
- Назначение обязанности по устранению причиненного ущерба. Если несовершеннолетний имеет некие трудовые навыки, то он будет исправлять тот вред, который был причинен им в результате преступных деяний. В частности, ущерб может быть устранен как физически, так и материально;
- Ограничение досуга и определение неких требований к поведенческой модели несовершеннолетнего. Эта мера устанавливает запрет на посещение определенных досуговых центров и ограничение времяпрепровождения ребенка за пределами его дома.
Комментарий к статье 90 Уголовного Кодекса РФ
Принудительные меры воспитательного воздействия являются самостоятельной формой государственного реагирования на неправомерное поведение несовершеннолетних. По своей правовой природе принудительные меры не относятся к уголовной ответственности, не являются наказанием, но существуют и реализуются в рамках уголовно-правовых отношений.
Исходя из принципов справедливости, гуманизма, экономии уголовной репрессии, законодатель совершенно справедливо полагает, что уголовная ответственность и свойственные ей формы реализации далеко не всегда являются лучшим, наиболее эффективным средством воздействия на личность, корректировки ее поведения. Это особенно верно в тех случаях, когда воздействие оказывается на несовершеннолетних, т.е. лиц с неустоявшимся мировоззрением, у которых отсутствует твердая социальная позиция и, следовательно, на которых еще можно воздействовать не прибегая к крайним мерам, связанным с уголовной репрессией.
С учетом общей позиции государства в отношении несовершеннолетних и изложенных положений ст. 90 УК РФ установлено, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Иными словами, в отдельных ситуациях меры уголовной ответственности целесообразно заменить мерами воспитательного воздействия.
Данная позиция экономии уголовной репрессии признана всем мировым сообществом. В частности, в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.), предлагается уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом .
——————————— Советская юстиция. 1991. N 12 — 14.
Основание отмены меры воспитательного воздействия
Основанием отмены меры воспитательного воздействия, в соответствии с частью 4 статьи 90 УК РФ, является систематическое неисполнение несовершеннолетним назначенной ему меры воздействия, за исключением предупреждения.
Под систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия следует понимать неоднократные (более двух раз) нарушения в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия (например, ограничения досуга, установления особых требований к его поведению), которые были зарегистрированы в установленном порядке специализированным органом, осуществляющим контроль за поведением подростка (п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1).
Если несовершеннолетнему назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия, и в течение определенного срока он допустил единичные нарушения (не более двух раз по каждой из них), такие нарушения не могут быть признаны систематическими, дающими основание для применения судом положений части 4 статьи 90 УК РФ об отмене принудительной меры.
Отмена принудительной меры воспитательного воздействия и возобновление производства по делу допустимы, если не истекли сроки давности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ст. 94 УК РФ).
Специализированным государственным органом, которому в соответствии со ст. 90 УК РФ может быть передан под надзор несовершеннолетний, а также органом, который вправе обращаться в суд с представлением об отмене принудительной меры воспитательного воздействия в случаях систематического ее неисполнения несовершеннолетним, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Назначение воспитательных мер происходит исключительно в ходе судебного заседания. При назначении принудительных мер по воспитанию правонарушителя учитываются такие факторы как:
- условия жизни несовершеннолетнего;
- уровень воспитания несовершеннолетнего;
- уровень психического здоровья;
- воздействие старших лиц на несовершеннолетнего;
- особенности личности правонарушителя.
Также, суд учитывает и смягчает воспитательные меры если присутствуют следующие факты:
- преступление совершено впервые;
- раскаяние несовершеннолетнего в содеянном;
- будет ли результат от принудительных воспитательных мер;
1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия .
- 2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред; - г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности
Уровень подростковой преступности в нашей стране имеет довольно высокие показатели. Как правило, это связано с низким уровнем юридических знаний и ошибками в воспитательном и образовательном процессах. Именно это зачастую толкает несовершеннолетних на совершение противозаконной деятельности.
Учитывая тот факт, что права ребенка и его интересы должны быть учтены в обязательном порядке, государство предусматривает, что в некоторых ситуациях несовершеннолетний нарушитель может быть освобожден от уголовного преследования.
В соответствии с действующими уголовными нормами несовершеннолетний может быть освобожден от уголовного преследования:
- На общих основаниях;
- По специальным основаниям, которые применимы в отношении несовершеннолетних.
Как правило, чтобы избежать наказания по уголовному законодательству, в отношении несовершеннолетнего нарушителя должны быть установлены определенные обстоятельства, которые указаны в УК РФ. Среди таких обстоятельств можно выделить:
- Искреннее раскаяние и осознание всех последствий совершенного деяния (ст.75 УК РФ);
- Примирение всех сторон конфликтной ситуации (ст.76 УК РФ);
- В связи с истечением сроков давности (ст.78 УК РФ).
Стоит отдельно отметить, что если несовершеннолетний будет освобожден от ответственности из-за истечения сроков давности, то тут будут применены несколько иные нормы УК. В частности, в отношении несовершеннолетних сроки давности устанавливаются в несколько иных объемах:
- Преступления легкого характера – 1 год;
- Преступные деяния средней степени тяжести – 3 года;
- При тяжких нарушениях – 5 лет;
- В случае совершения общественно опасного деяния особо тяжкого характера – 7,5 лет.
Отдельно обратим внимание, что в отношении несовершеннолетних нарушителей также могут быть применены разные формы смягчения наказания, в том числе помилование и амнистия.
Отмена мер воспитательного воздействия
После того, как в отношении несовершеннолетнего нарушителя была установлена мера наказания в виде принудительных воспитательных мер воздействия на личность, он обязан полностью выполнять все законодательные предписания.
Установление принудительного воспитательного воздействия носит срочный характер, то есть, данная мера применима на протяжении строго установленного срока, который указывается в постановлении суда. При этом стоит отметить, что отмена данного наказания может происходить по следующим причинам:
- Завершение срока действия принудительной меры;
- Формирование личности несовершеннолетнего и признание им неправомерности содеянного ранее;
- Злостное нарушение всех ограничений, установленных в соответствии с требованиями о принудительных мерах.
Комментарий к ст. 90 УК РФ
Принудительные меры воспитательного воздействия являются самостоятельной формой государственного реагирования на неправомерное поведение несовершеннолетних. По своей правовой природе принудительные меры не относятся к уголовной ответственности, не являются наказанием, но существуют и реализуются в рамках уголовно-правовых отношений.
Исходя из принципов справедливости, гуманизма, экономии уголовной репрессии, законодатель совершенно справедливо полагает, что уголовная ответственность и свойственные ей формы реализации далеко не всегда являются лучшим, наиболее эффективным средством воздействия на личность, корректировки ее поведения. Это особенно верно в тех случаях, когда воздействие оказывается на несовершеннолетних, т.е. лиц с неустоявшимся мировоззрением, у которых отсутствует твердая социальная позиция и, следовательно, на которых еще можно воздействовать не прибегая к крайним мерам, связанным с уголовной репрессией.
С учетом общей позиции государства в отношении несовершеннолетних и изложенных положений ст. 90 УК РФ установлено, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Иными словами, в отдельных ситуациях меры уголовной ответственности целесообразно заменить мерами воспитательного воздействия.
Данная позиция экономии уголовной репрессии признана всем мировым сообществом. В частности, в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.), предлагается уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом .
———————————
Советская юстиция. 1991. N 12 — 14.
Принудительные меры воспитательного воздействия являются одним из оснований освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности, специфическим основанием, свойственным только для рассматриваемой категории лиц.
Реализация освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия сопряжена с наличием двух факторов. Первым из них является категория совершенного преступления: небольшой или средней тяжести (формальный фактор). Вторым — признание возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (материальный фактор).
При установлении второго фактора принимаются во внимание все данные, характеризующие и деяние, и самого правонарушителя, в том числе данные о предкриминальном и посткриминальном поведении. Совокупность подобных данных позволяет правоохранительным органам и суду с большей или меньшей степенью вероятности установить возможность исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, следует обратить внимание на то обстоятельство, что кроме двух указанных выше факторов других противопоказаний формально не имеется. Поэтому освобождение в рассматриваемом варианте может быть применено вне зависимости от, например, наличия судимости, прохождения испытательного срока при условном осуждении, в отношении условно-досрочно освобожденного при оставшемся неотбытом сроке наказания. Подобного рода примеры практике известны. И в принципе они не противоречат законодательству. Главное, чтобы в данном конкретном случае суд принял верное решение, исходя и из интересов общества и государства, и из интересов несовершеннолетнего.
Поэтому если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 90 УК РФ, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд.
Суд рассматривает ходатайство и материалы уголовного дела в порядке, установленном ч. ч. 4, 6, 8, 9 и 11 ст. 108 УПК РФ, за исключением правил, устанавливающих процессуальные сроки.
Получив уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом, суд вправе прекратить его по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 427 УПК РФ, и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия.
Отмена мер воспитательного воздействия
После того, как в отношении несовершеннолетнего нарушителя была установлена мера наказания в виде принудительных воспитательных мер воздействия на личность, он обязан полностью выполнять все законодательные предписания.
Установление принудительного воспитательного воздействия носит срочный характер, то есть, данная мера применима на протяжении строго установленного срока, который указывается в постановлении суда. При этом стоит отметить, что отмена данного наказания может происходить по следующим причинам:
- Завершение срока действия принудительной меры;
- Формирование личности несовершеннолетнего и признание им неправомерности содеянного ранее;
- Злостное нарушение всех ограничений, установленных в соответствии с требованиями о принудительных мерах.
Принудительные меры воспитательного воздействия в истории российского уголовного права
Принудительные меры воспитательного воздействия рассматривается современной российской уголовно-правовой доктриной как меры, специально предназначенные для исправления несовершеннолетних (совершивших преступления определенной категории) без реализации уголовной ответственности (в том числе без применения наказания)1.
В зависимости от того, в каком качестве они применяются (специального вида освобождения от уголовной ответственности или специфического для несовершеннолетних вида освобождения от наказания), правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия рассматривается через призму концепции восстановительного правосудия либо как средство дифференциации уголовной ответственности3 или ее индивидуализации .
В любом случае трактовка этих мер как уголовно-правовых средств воздействия, специально предназначенных для несовершеннолетних, ориентирует исследователей на анализ уголовно-правового значения несовершеннолетнего возраста, его дифференциации, индивидуальных и социально-психологических особенностей несовершеннолетних. Под таким углом зрения принудительные меры воспитательного воздействия рассматриваются как атрибут специфики уголовной ответственности несовершеннолетних, а история развития этого института исследуется с позиций развития уголовной политики в отношении указанной социальной группы.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних (как результат законодательной дифференциации ответственности) выделяются законодателем лишь тогда, когда он рассматривает их как специфический субъект уголовно-правовых отношений, особую социальную группу, права и законные интересы которой признаются и гарантируются на политическом уровне (в данном случае Конституцией РФ).
Досоветское российское уголовное право не имело такого политического основания в дифференциации уголовной ответственности, так как несовершеннолетние не признавались государством самостоятельным субъектом политического общения, отличающимся спецификой прав и законных интересов. Ответственность несовершеннолетних не дифференцировалась, а индивидуализировалась на общих основаниях, в том числе их вменяемости. Поэтому исправление и воспитание несовершеннолетних в уголовном праве дореволюционной России нельзя рассматривать как атрибутивный элемент специфики их уголовной ответственности. В противном случае неизбежно искажение реальной картины развития уголовного права и, как следствие, ошибочное толкование досоветского законодательства.
Так, Н.Ю. Скрипченко, ссылаясь на Воинские артикулы, утверждает, что российское уголовное право уже во времена петровской эпохи «шло по пути дифференциации уголовной ответственности с учетом возрастных особенностей лица»5. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. «предусматривается широкий спектр принудительно-воспитательных мер, альтернативных наказанию». К этим мерам, «прообразу» ныне существующих принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, Н.Ю. Скрипченко относит исправительные приюты, по ее мнению, альтернативные наказанию , отдачу в исправительно-воспитательные заведения, домашние исправительные наказания и пр.
Ни один из приведенных тезисов нельзя признать обоснованным. А. Бо-гдановский отмечал: «Светское право допетровской России вовсе не занималось вопросом о преступлениях малолетних и их наказаниях, по всей вероятности потому, что этого рода дела были подсудны, после родительской власти, имевшей широкие размеры, суду духовенства» .
«Даже и в законодательстве Петра Великого нет общего закона о малолетних. Поводом же к изданию закона об отдаче малолетних, совершивших воровство, родителям для сечения розгами, дабы отучить их от воровства (ст. 14 артикула 195 Воинских Артикулов от 25 января 1715 г.), послужил частный случай»9.
Нет упоминаний о несовершеннолетних и в тех указах Петра I, которые могут быть отнесены к вопросам предупреждения преступности полицейскими средствами. Так, при учреждении должности генерал-полицмейстера ему предписывалось: «При всех подозрительных домах, а именно: шинки, зернь, картежные игры и другие похабства, о таких домах подавать известия, или явки, и все велеть досматривать, дабы все такие мерзости, от чего всякое зло и лихо происходит, были испровергнуты. Всех гулящих и слоняющихся людей хватать и допрашивать, буде же кто в допросе со своими словами не сходен явится, оных определять на работу, равно же содержать и с нищими, буде от оных кто работу сработать может и тех ловить и определять в работу» .
Таким образом, предупреждение преступлений среди малолетних с дефектами социального развития, составляющие потенциал преступных кадров, не попадало в сферу поставленных перед полицией задач.
Дальнейшее развитие полиции и полицейского (административного) права, включая законодательство России XIX в., не изменило подходов к профилактике преступности несовершеннолетних. Устав о предупреждении и пресечении преступлений предусматривал полицейские меры в зависимости от видов нарушений общественного порядка, благочиния, безопасности личной и безопасности имущества. Однако в нем не содержалось никакого упоминания о бездомных или нищенствующих детях, а также о малолетних или несовершеннолетних, совершивших какие-либо из предусмотренных в этом Уставе нарушения11.
Хаотичное состояние законодательства о преступлениях малолетних (несовершеннолетних) в период действия Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. отмечали А. Богдановский , А.Ф. Кистяковский , Н.С. Таганцев1 , Г.С. Фельдштейн15 и др., противопоставляя ему западный опыт широкого применения мер безопасности в целях специального предупреждения преступлений, совершаемых лицами, не достигшими совершеннолетия.