Как гаишники будут теперь общаться с водителями: 9 главных изменений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как гаишники будут теперь общаться с водителями: 9 главных изменений». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


По телефону сообщите, что в таком-то месте, в нестационарного поста ДПС, вас остановил какой-то субъект, переодетый в форму похожую на форму ДПС, который по вашему требованию отказывается предъявить служебное удостоверение, а причину остановки называет «проверка документов». Звонок в службу доверия поможет вам выяснить, действительно ли стоящий перед вами человек является сотрудником ГИБДД. Кроме того, такие звонки фиксируются, и это в дальнейшем также может помочь в обжаловании незаконных действий сотрудника ГИБДД.

Обязанности инспектора дпс при остановке водителя 2021

В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.

В этом случае вежливо попросите инспектора не повышать тон, напомните ему об обязанности сотрудника ГИБДД в разговоре с участниками дорожного движения быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «Вы», проявлять спокойствие и выдержку (п. 19 Регламента).

Перепишите номер жетона сотрудника ГИБДД и попросите предъявить вам в развернутом виде личное служебное удостоверение. Не хочет предъявлять? Тогда напомните ему еще об одной его обязанности, предусмотренной абз. 5 п. 20 Регламента и ст. 5 «Закона о полиции», а именно, что он по первому требованию водителя должен показать служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, находящихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия проводятся на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции;

Обязательность подтверждения спецмероприятий

Уже давно одним из оснований для остановки транспорта и проверки документов являются спецмероприятия или рейды ГИБДД. Камнем преткновения было то, что фактически инспектор после остановки, к примеру, не мог подтвердить наличие такого рейда соответствующим документом и был попросту не обязан этого делать – не было такого требования для него. Как итог, водителя могли остановить и без причин, просто указав выдуманное мероприятие.

Теперь всё изменилось, но сложностей для автолюбителей прибавилось. В новом Приказе прописали право водителя ознакомиться с документами о таких рейдах. Но иметь эти документы на месте остановки инспектор ДПС не обязан. А своё право водитель может реализовать в подразделении ГИБДД по месту дислокации – пункт 29 нового Приказа.

Сотрудники смогут снимать нарушения на свои мобильные телефоны

Норма о том, что специальные технические средства, относящиеся к средствам измерений, а проще, дорожные камеры, должны соответствовать требованиям и проходить поверки указаны как в текущей, так и в новой версии документа. Однако, теперь к списку контроля добавлены и «иные» средства. К ним можно отнести в том числе и личные мобильные телефоны инспекторов, которые не требуют никакой дополнительной поверки.

«При надзоре за дорожным движением допускается использование сотрудниками иных технических средств с функцией фото-, звуко- и видеозаписи, материалы которых могут иметь значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении и быть признаны доказательствами», — указано в проекте документа.

Полный список ситуаций, когда инспектор может потребовать выйти из машины

Отдельный пункт документа уделяет перечислению всех ситуаций, когда сотрудник ГИБДД имеет право потребовать у водителя выйти из машины. Это требование обосновано для:

  • пресечения преступления, задержания лица, подозреваемого в совершении преступления;
  • доставления, административного задержания;
  • проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства и груза;
  • отстранения от управления транспортным средством;
  • задержания транспортного средства;
  • когда это необходимо для проведения иных процессуальных действий в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях или УК РФ.

Что делать, если сотрудник ДПС ведет себя недопустимым образом?

Особенно важен вопрос о том, как поступать в случае неуставного поведения инспектора ГИБДД. Каждый день в интернете появляются новые видео с героями полицейскими, которые останавливают автомобили в нетрезвом состоянии, без документов или разнарядки на патрулирование, а также на личных автомобилях и без жезлов, с претензиями и без уставного представления водителю. Инспекторы используют методы запугивания и прочие неприятные ситуации, которые нередко заставляют водителя испугаться и следовать всем указаниям сотрудника дорожной полиции. В таком случае нужно сделать следующее:

  • вежливо предупредить сотрудника полиции о том, что он нарушает описанные в законе отношения полиции и граждан;
  • по возможности записать его разговор на регистратор или мобильный телефон, предварительно предупредив об этом;
  • закрыть двери и окна автомобиля, чтобы избежать агрессивного проявления со стороны неадекватного инспектора;
  • позвонить по номеру горячей линии ГИБДД (495) 694-92-29 и доложить о сложившейся ситуации;
  • на место выедет патрульная служба, которая быстро разберется с тем, кто и почему виновен в сложившейся ситуации;
  • обязательно дождаться приезда сотрудников полиции, не подпуская к себе неадекватного инспектора;
  • по приезду службы описать все события и показать видео или включить аудио в записи тех событий.

Этот документ оформляется в конце, когда предыдущие уже готовы. Обязанности инспектора ДПС при оформлении ДТП на этой стадии заключаются в принятии решения на основании данных и в строгом соответствии с ПДД о том, кто является виновной стороной. Протокол выписывают на имя виновного и вручают ему копию. Другому участнику она не вручается. В документе отображается, какой пункт ПДД был нарушен, и обосновывается этот вывод.

Если участника ДТП обвиняют в происшествии, но он с этим не согласен, он может:

  • не подписывать протокол (тогда понятые докажут, что обвиняемый отказался его подписывать);
  • подписать, но на обороте или на отдельном листе изложить свою версию произошедшего, обосновывая, почему он так считает.

В последнем случае, перед тем как подписать документ, нужно зачеркнуть «подпись нарушителя» и написать вместо этого «подпись водителя».

Кроме этого, если, по мнению участника ДТП, обязанности инспектора ДПС при составлении протокола или иных действий не были соблюдены в должной мере, его решение обжалуется у вышестоящего начальника. А дальше, если необходимость останется, — в суде. Однако стоит иметь в виду, что неправомерность действий сотрудника ДПС участнику ДТП придется доказывать. По сути, он должен запастись убедительными аргументами, которые будут свидетельствовать об ошибочности принятого инспектором решения.

Где нужно остановить автомобиль?

Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:

6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.

Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы можете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.

На практике регулировщик может подать сигнал об остановке нечетко. В этом случае постарайтесь остановить автомобиль без нарушения правил дорожного движения.

При попадании в ДТП водитель обязан провести следующий алгоритм действий:

  • Немедленно остановить автомобиль, включить аварийный режим световых приборов, выставить знак аварийной остановки перед местом ДТП;
  • В случае необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшим в аварии, вызвать «Скорую помощь». В экстренном случае нужно отправить пострадавшего в больницу на попутных транспортных средствах или на своем, если первое невозможно. В больнице необходимо сообщить данные о себе и транспортном средстве и вернуться на место происшествия;
  • Расчистить проезжую часть, убрав автомобиль и обломки, и с помощью свидетелей зафиксировать положения, в которых находились предметы на проезжей части на момент совершения ДТП.

После проведения данных действий нужно сообщить в полицию о случившемся и ждать появления ДПС.

По прибытию на место исполнительных органов вы обязаны помочь составить протокол, помогая сотруднику ДПС и указывая на следы аварии.

Уезжать с места происшествия водители не имеют права. Исключением может быть только случай, когда пострадавшие отсутствуют, оба водителя не имеют претензий по отношению друг к другу. При этом они все равно должны составить и подписать примерную схему происшествия и прибыть для ее оформления на ближайший пост ДПС.

Основные права водителя при дорожно-транспортном происшествии:

  • На месте происшествия водитель имеет право не давать показаний сотрудникам полиции, мотивируя решение состоянием шока и невозможностью участия в данный момент в деле адвоката;
  • Вы можете не доказывать свою невиновность – это обвинитель должен доказать Вашу вину;
  • Сомнительные моменты доказываются в пользу обвиняемого.

Обязанность в ОСАГО для водителя

Аббревиатура расшифровывается, как «обязательное страхование гражданской ответственности» для тех, кто водит средства передвижения.

В Российской Федерации каждый водитель обязан оформлять ОСАГО, иначе он не имеет права водить машину и ставить ее на учет. Именно поэтому ОСАГО для одного автомобиля может распространяться на несколько водителей или неограниченное число водителей – зависит от того, что вы выберете при оформлении.

При действующей страховке ОСАГО водитель имеет право обращаться в компанию для возмещения ущерба в таких случаях:

  • Пострадало имущество других лиц (заборы, столбы, здания);
  • Повреждены чужие автомобили;
  • Нанесен вред здоровью пешеходов и других участников дорожного движения.

Документ значительно экономит затраты виновника ДТП и дает возможность пострадавшему быстро получить компенсацию.

Стандартная стоимость ОСАГО зависит от региона регистрации, водительского стажа и опыта, количества регистрируемых водителей и т.д. При этом водитель имеет право на получение скидки при оформлении благодаря функции «Коэффициент «бонус-малус»» (Далее КБМ).

КБМ рассчитывается, исходя из ваших предыдущих безаварийных ОСАГО – каждый год без ДТП дает скидку в 5%. Соответственно, каждый аварийный год отнимает ровно такое же количество бонусов.

При оформлении ОСАГО сразу на несколько указываемых водителей учитывается их общий стаж – это может быть выгодно тем, кто не раз попадал в аварии. При этом если в течение года один из указанных водителей попал в аварию, остальные автомобилисты свой КБМ не теряют – только виновник ДТП.

В случае же получения ОСАГО на неограниченное число водителей для одного транспортного средства (любой человек с водительским удостоверением может управлять вашим транспортным средством) КБМ не учитывается.

Ваше право на скидку сохраняется и суммируется даже при покупке автомобиля – в этом случае учитывается стаж прошлых лет.

На какие ситуации распространяется действие ОСАГО:

  • Виновниками ДТП стали оба автомобиля;
  • У обеих сторон нет причин для разногласий;
  • Жизнь и здоровье участников происшествия не пострадали;
  • Оба участника ДТП имеют действующее ОСАГО.

В остальных случаях нужно обращаться в страховую фирму виновника ДТП.

Что делать после того, как машину остановил сотрудник ДПС

Если машину остановили сотрудники ДПС, необходимо выполнить их требования. Авто нужно поставить в указанном месте. Далее инспектор сам подходит к автомобилю и представляется водителю, называя свою фамилию, должность, звание. Также он обязан сообщить причину остановки ТС.

Водитель имеет право попросить, чтобы сотрудник предъявил свое служебное удостоверение. Инспектор обязан выполнить это требование. В документе сотрудника ГИБДД обязательно должны указываться его ФИО и срок действия удостоверения. Кроме этого, обратите внимание на его нагрудный знак и зафиксируйте данные.

Если инспектор отказывается предъявить удостоверение, не выполняйте его требований — перед вами может быть преступник. Срочно позвоните на номер 112 и сообщите о возникших обстоятельствах.

Даже в случае предъявления документа вы вправе узнать у работника инспекции номер подразделения ДПС и позвонить туда. Например, в ходе звонка можно выяснить, действительно ли этот сотрудник работает в инспекции. Также вы можете узнать правомерность обстоятельств остановки: проводится ли спецоперация, есть ли на авто ориентировка и т.п.

Куда сообщать о нарушениях?

Если на дороге стоят люди, одетые в форму, но не имеющие сигнальной куртки и сигнального жилета, а также без знаков ГИБДД, то они должны вызывать подозрения у водителей.

Автомобилист должен видеть знак и другие элементы формы, указывающие на принадлежность сотрудника к осуществляющим дежурство экипажам ГИБДД. Автомобилист вправе попросить у инспекторов ГИБДД представить служебное удостоверение и специальный знак.

Информацию о нарушениях в несении службы инспекторами ГИБДД можно направлять в территориальный орган Госавтоинспекции. При получении такого сигнала будет проведена соответствующая проверка и последует принятие мер реагирования.

Обязанности сотрудника ДПС после остановки автомобиля

Закон гласит, что грубость по отношению к водителю — серьёзное нарушение. После остановки машины инспектор должен общаться вежливо.

Во время обращения к водителю полицейский должен отдать честь, сказать своё имя и звание, после чего назвать причину остановки.

Если к сотруднику обратился сам водитель или пешеход, инспектор также обязан представиться, после чего оказать помощь по возникшим вопросам.

Нагрудный значок работника должен находиться в зоне видимости для водителя. Это нужно для того, чтобы в случае возникновения претензий к сотруднику, назвать номер знака. Своё удостоверение инспектор должен показать водителю, но не давать его в руки. У сотрудника ДПС нет права ставить любые отметки в документах водителя. Если каким-то образом в документах обнаружатся деньги, водитель должен забрать их сам.

Говоря о том, кто останавливает автомобили, нужно учитывать сам транспорт. Регулировщики могут останавливать легковые авто, в то время как грузовой транспорт останавливается в специальных отмеченных местах.

Нельзя забывать и про этикет

Пункт 42 Административного регламента ГИБДД говорит о том, что полицейский обязан быть вежливым. Уважение к участникам дорожного движения всегда должно оставаться для него на первом месте. Инспектор ГИБДД не может обращаться к гражданам на «Ты» и вести себя нетактично. Требования и замечания ему следует излагать спокойно, убедительно и понятно.

В процессе диалога стражу порядка запрещается:

  • высказывать негативное мнение по поводу пола граждан, а также их расы, возраста, национальности, гражданства, языка, семейного или социального положения;

  • критиковать религиозные предпочтения водителя либо пассажира, его имущественную ситуацию;

  • проявлять пренебрежительный тон, грубость, делать предвзятые замечания;

  • позволять себе оскорбительные реплики;

  • совершать действия, которые могут спровоцировать человека нарушить закон.

Напоследок хочу напомнить вам, что на основании пункта 21 Приказа МВД, инспектор обязан подходить к вам после остановки транспортного средства, исключительно со стороны водителя, если нет каких-либо объективных обстоятельств, которые могли бы помешать этому. Затем, согласно абзацу 1 пункта 20 Приказа МВД, представиться, сообщить фамилию должность и звание, а только потом причину остановки.

Отдельно стоит отметить, что при выполнении обязанностей и требовании соблюдения своих прав водитель в любой ситуации должен вести себя корректно, не допускать нецензурных выражений, брани или агрессивного поведения. В противном случае подобные действия могут быть рассмотрены как препятствие выполнению сотрудникам ГИБДД прямых обязанностей или нанесение оскорбления – такие факты даже при отсутствии нарушений ПДД неминуемо повлекут за собой привлечение к административной ответственности и несение наказания, которое будет назначено при судебном разбирательстве.

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Естественно теоретическая подкованность автолюбителя – это далеко не всё, что нужно автолюбителю. Ему необходимо также живое общение с инспектором. Однако набивать «шишки» путём учебы на дороге — не стоит. Такая «учеба» чревата оформлением по части 1 статьи 19.3 КоАП (неподчинение законному требованию сотрудника ГИБДД) или другими неприятностями.

Пожалуй это все основания остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2022 году, но мне очень хотелось бы рассказать вам еще об одном нюансе. Паспорт транспортного средства? Ранее было популярно скрытое патрулирование, когда автомобиль используется без специальной окраски, но при этом водитель одет в штатную форму. Отныне все изменилось. Теперь скрытое патрулирование запрещено.

Согласно законодательству, инспектор является должностным лицом, осуществляющим свои полномочия в рамках установленной компетенции. С другой стороны, располагается водитель. Общение между ними должно происходить на основе равенства и ни при каких обстоятельствах не допускается выход за пределы закона, это наказуемо. Любые отношения должностного лица с водителем получили регламентацию в Приказе МВД России No 185 от 02.03. 2009.

Исход встречи с сотрудником ГИБДД во многом зависит от водителя, в частности, от умения правильно разговаривать. В статье будут рассмотрены новые правила общения с сотрудниками ГИБДД. Ни для кого не секрет, что уверенность, спокойствие и знание норм законодательства позволят грамотно вести диалог с инспектором. Следование правилам позволит избежать всевозможных конфликтов и последующих проблем.

ВАЖНО . Стоит помнить, что в первую очередь, инспектор несет службу и за невыполнение своих обязанностей, на него может быть наложено дисциплинарное взыскание. Поэтому, если действительно был факт совершения правонарушения, не стоит устраивать из диалога цирк.

Поскольку «остановка автомобиля» — принудительное действие, а значить ограничивает права автолюбителя, то инспектор обязан разъяснить остановленному автомобилисту основание и повод такого ограничения, а также права и обязанности, возникающие в связи с данными ограничениями (абзац 3 пункта 20 Регламента ГИБДД).

Там же в Регламенте ГИБДД предусмотрена обязанность инспектора излагать в понятной форме все свои просьбы и требования. При этом инспектор обязан исключать из своей деятельности все ситуации, когда автолюбитель может неправильно его понять. Он не должен умалчивать какие-либо важные сведения, не должен вводить автолюбителя в заблуждение или использовать при общении уловки. Пренебрежение к автомобилисту, неправомерное «давление», завуалированные угрозы – недопустимы. Такие незаконные действия могут привести не только к дисциплинарной ответственности инспектора, но и к отмене составленного протокола.

В-третьих, в соответствии с пунктом 20 Регламента ГИБДД, сразу после остановки транспортного средства инспектор обязан представиться (сообщить свою должность, звание и фамилию). Сразу после этого он должен сообщить автолюбителю причину и цель обращения. Говорить инспектор должен громко и чётко.

Если автолюбитель не услышал что-то, то инспектор ДПС обязан повторить сообщаемые сведения. Он не имеет права уклоняться от исполнения вышеуказанной обязанности путём произнесения сообщаемых сведений скороговоркой, шёпотом, невнятно. Такие действия будут означать, что сотрудник не исполнил свою обязанность, а значить допустил нарушение.

В-шестых, если, по мнению автоинспектора, водитель допустил нарушение ПДД, то сотрудник ГИБДД обязан подробно объяснить автолюбителю, в чём заключается якобы допущенное нарушение. Делать это нужно со ссылкой на конкретное законодательство (пункт 23 Регламента ГИБДД). При этом перед тем как требовать с автомобилиста объяснений, инспектор обязан разъяснить ему права (статью 25.1 КоАП РФ и статью 51 Конституцию РФ). Незаконным будет являться требование автоинспектора дать пояснения до момента разъяснения права. Автомобилист имеет полное право не согласиться с сотрудником ГИБДД о том, что якобы было допущено нарушение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *