Линейное отделение полиции на транспорте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Линейное отделение полиции на транспорте». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Одна из сложнейших государственных структур — транспортная полиция, имеющая множество отделений по всей стране. Главное управление выполняет основные функции и руководит деятельностью органов внутренних дел на водном, воздушном, а также железнодорожном транспорте. Основной функцией государственной структуры является обеспечение безопасности населения на любом из видов транспорта.

Линейные отделы и отделения МВД

Базовыми подразделениями ТП, сотрудники которых расследуют основную часть преступлений на транспорте, являются линейные отделы МВД. Организуются они в крупных населенных пунктах, по которым проходят ж/д или водные пути (либо имеется аэропорт). Внутренняя структура построения таких ЛО схожа со структурой организации обычных территориальных ОВД. Так, в любом ЛО МВД имеются:

  • дежурная часть, принимающая заявления граждан;
  • патрульная служба, осуществляющая охрану порядка на ж/д вокзале или на территории морского/речного порта (аэропорта);
  • отдел, проводящий оперативно-разыскные мероприятия (ОРМ);
  • следователи, расследующие уголовные дела по преступлениям, совершенным на вверенной ЛО «транспортной артерии», и т. д.

На самом же «низовом» уровне сотрудники ТП работают в линейных отделениях и пунктах МВД, устраиваемых, как правило, на маленьких ж/д станциях (перегонах) или в речных портах (у дамб) небольших населенных пунктов.

Немногочисленные полицейские в таких отделениях/пунктах обычно выполняют почти все функции, возлагаемые на сотрудников ЛО МВД (принимают заявления граждан, фиксируют преступления, собирают первоначальные улики по ним, и даже при случае задерживают преступников по горячим следам), но полноценным расследованием преступлений на их отрезках «транспортных артерий» в подавляющем большинстве случае занимаются не они сами, а их коллеги из ближайших ЛО или ЛУ МВД.

Структура транспортной полиции

Одна из сложнейших государственных структур — транспортная полиция, имеющая множество отделений по всей стране. Главное управление выполняет основные функции и руководит деятельностью органов внутренних дел на водном, воздушном, а также железнодорожном транспорте. Основной функцией государственной структуры является обеспечение безопасности населения на любом из видов транспорта.

Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией России, нормами международного права, международными договорами РФ, федеральным законодательством, актами Президента и Правительства РФ, нормативно-правовыми актами МВД России.

Транспортная полиция состоит из более чем 500 линейных отделов, чья деятельность, контролируется со стороны 20 управлений по транспорту. Сама структура является весьма сложной и многоярусной.

Борьба с преступностью на воздушном транспорте

Вопрос о регулировании безопасности на воздушном транспорте возник в 60-70-х годах ХХ века. Именно в это время стали появляться первые преступники, угрожающие жизни и здоровью пассажиров и экипажа воздушного судна. Мелкие хулиганы начали обкрадывать людей в самолетах, а дебоширы – нарушать спокойствие на борту. Через некоторое время воздушные судна стали объектами для организации террористических актов.

Чтобы устранить данную проблему, 3 ноября 1970 года Совет Министров СССР принял решение об обязательном присутствии сотрудников милиции на борту каждого воздушного судна. Однако данная мера противодействия преступности оказалась неэффективной: сотрудник правоохранительных органов не мог использовать в воздухе ни приемов рукопашного боя, ни табельного оружия.

Поэтому, спустя некоторое время, было решено предпринять иные способы для обеспечения безопасности на воздушном транспорте. В частности, в 1978 году в аэропортах Российской Федерации был введен досмотр каждого пассажира, а также багажа и ручной клади путешественников. Такая практика была признана эффективной и до сих реализуется с использованием современных методов контроля.

Первый прототип современной транспортной полиции появился в России еще в 1809 году. Необходимость создания контролирующего органа возникла в то время, когда на территории государства началось строительство железных дорог. По мере роста железнодорожной сети увеличивалось и количество преступлений. Особенно часто беспорядки происходили в отдаленных местностях, которые только начинали осваивать по мере развития транспортного сообщения.

В итоге Николай I принял решение о привлечении жандармерии, которая должна была обеспечивать соблюдение порядка на транспорте, подчиняясь при этом Министерству путей сообщения. Но такая мера оказалась неэффективной и потребовала пересмотрения.

Отдельная структура транспортной полиции была сформирована лишь зимой 1919 года: 21 февраля было опубликовано постановление ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». Именно эта дата считается официальным днем создания ведомства.

История в послереволюционный период

Отсчет времени деятельности транспортной милиции в настоящее время принято вести от 18 февраля 1919 года — дня принятия Декрета ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и утверждения «Положения о рабоче-крестьянской железнодорожной милиции», которыми транспортной милиции вменялись обязанности от борьбы с преступностью и обороны в случаях нападения до контроля за уборкой подвижного состава и организации очистки железнодорожных путей

Сотрудники транспортной милиции с первых лет её создания были на самом переднем крае борьбы с преступностью, за целостность и стабильность экономического развития государства.

Так, в трудные годы гражданской войны и иностранной интервенции отряды железнодорожной милиции обеспечивали охрану хлебных грузов, вели борьбу с бандами, совершавшими налеты на поезда, очищали дорогу от мешочников, изымали с объектов транспорта беспризорных детей, пресекали действия хулиганов, воров, мошенников.

Примерно в это же время создавалась революционная речная милиция. Декретом совета народных комиссаров от 25 июля 1918 года «Об учреждении речной милиции» были созданы Отделы речной милиции в губерниях и уездах по территориальности. В 1920 году территориальный принцип заменен линейным, милиция организовывалась по бассейнам водных путей (речных и морских) и получила название водной милиции.

История в послереволюционный период

Отсчет времени деятельности транспортной милиции в настоящее время принято вести от 18 февраля 1919 года — дня принятия Декрета ВЦИК «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и утверждения «Положения о рабоче-крестьянской железнодорожной милиции», которыми транспортной милиции вменялись обязанности от борьбы с преступностью и обороны в случаях нападения до контроля за уборкой подвижного состава и организации очистки железнодорожных путей

Сотрудники транспортной милиции с первых лет её создания были на самом переднем крае борьбы с преступностью, за целостность и стабильность экономического развития государства.

Так, в трудные годы гражданской войны и иностранной интервенции отряды железнодорожной милиции обеспечивали охрану хлебных грузов, вели борьбу с бандами, совершавшими налеты на поезда, очищали дорогу от мешочников, изымали с объектов транспорта беспризорных детей, пресекали действия хулиганов, воров, мошенников.

Примерно в это же время создавалась революционная речная милиция. Декретом совета народных комиссаров от 25 июля 1918 года «Об учреждении речной милиции» были созданы Отделы речной милиции в губерниях и уездах по территориальности. В 1920 году территориальный принцип заменен линейным, милиция организовывалась по бассейнам водных путей (речных и морских) и получила название водной милиции.

Чем отличается форма полиции нового образца от старой формы?

Новая форма стала значительно удобней и практичней. В сравнении с предыдущей, она выглядит более достойно и солидно. Это является важным моментом, так как отношение общества к представителям органов правопорядка зависит от позитивного восприятия как их внутренних качеств, так и внешнего вида. Поэтому форма полиции нового образца разрабатывалась с учётом последних тенденций моды.

В результате, форма сотрудников МВД изменила как фасон, так и цвет — на смену серо-голубой одежде пришла тёмно-синяя цветовая гамма. Развитие технологий позволило использовать для пошива формы полиции нового образца новейшие образцы ткани, которые характеризуются большей износостойкостью и функциональностью. В частности применено мембранное покрытие, благодаря которому сотрудники полиции чувствуют себя комфортно и в помещении, и на открытом воздухе.

Сотрудники МВД получили новые комплекты летней и зимней формы. Помимо новой повседневной одежды, полицейские приобрели совершенно новую парадную форму, которая преследует цель подчеркнуть престижность службы в правоохранительных органах.

Вся форма полиции нового образца разрабатывалась с учётом погодных условий того или иного региона и призвана обеспечить комфорт полицейских, несущих службу как в местностях с жарким и умеренным климатом, так и в холодном климате, для которого характерны сильные морозы. Помимо прочих новшеств, полицейским предлагаются удобные и тёплые свитера и жакеты. Для производства летней формы, используются ткани с повышенной воздухопроницаемостью.

Ранее в полиции был предусмотрен переход непосредственно с летней формы одежды на зимнюю. Теперь, кроме летнего и зимнего обмундирования, появляется и демисезонный вариант. В дождливую погоду сотрудник полиции имеет возможность надеть современный ветро-влагозащитный костюм из ткани с мембранным покрытием, тогда как в прошлом для ненастья предлагалась крайне устаревшая плащ-палатка.

Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Основными задачами ФМС России являются:

1) реализация общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

3) оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

4) осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

5) разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

6) исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

7) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

8) управление территориальными органами ФМС России, ее загранаппаратом, а также иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач.

К структурным подразделениям транспортной полиции относятся линейные отделы внутренних дел на транспорте (ЛОВДТ). В России линейные отделы выполняют функции, схожие с деятельностью территориальных подразделений, но только на транспортных магистралях, их территориях и отдельных объектах.

Линейные отделы размещаются на территории крупных транспортных узлов – вокзалов, аэропортов, речных и морских портов.

Свою деятельность сотрудники осуществляют при взаимодействии с территориальными органами внутренних дел.

К основным задачам ЛО относятся:

  1. обеспечение безопасности пассажиров, сотрудников и грузов;
  2. охрана общественного порядка;
  3. предупреждение и правонарушений и своевременное их пресечение;
  4. участие в расследовании преступлений и розыске лиц, пропавших без вести либо скрывающихся от правоохранительных органов;
  5. досмотр пассажиров и багажа (при наличии обстоятельств, требующих проведения контроля);
  6. участие в ликвидации аварий, пожаров, стихийных бедствий и катастроф, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;
  7. охрана и конвоирование лиц, задержанных или заключенных под стражу;
  8. контроль техники противопожарной безопасности, обеспечение вверенных объектов необходимыми средствами пожаротушения.

В структуре есть подразделения. На их основе уже создаются административные структуры:

  1. МВД является центральным органом правоохранительной системы РФ. Оно подчиняется непосредственно Президенту страны. Обеспечивает общее централизованное управление всеми органами внутренних дел страны. Вверху находится главнокомандующий внутренними делами.
  2. Департамент общего управления. Субъекты, имеющие в своем составе функциональные компетенции администрации, могут создавать службы уголовных расследований, безопасности, охраны общественного порядка, подраздел по борьбе с преступностью, отдел экономической безопасности, инспекционный и юридический департамент, подразделение логистики, финансов и экономики, генеральный директорат.
  3. Генеральный директорат осуществляет проверку в пределах юрисдикции, ограниченных либо географических, либо функционально (отвечает за определенное количество правоохранительных задач). Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями — подразделение в центральном офисе министерства. МВД России возглавляет Управления или Департаменты Министерства внутренних дел России. Субъекты Российской Федерации с населением более двух миллионов человек или особым статусом обусловлены определенными обстоятельствам, над которыми обычно работают МВД России по Москве, России, по области. Глава Государственного МВД обычно имеет специальное звание генерал-лейтенант — генерал-полковник.
  4. Управление министерства России — орган управления в системе внутренних дел, имеет статус низкого МВД России, но перед МВД России.
  5. МВД субъекта Российской Федерации — осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта Федерации. В зависимости от структуры персонала, которая определяется населением и другими факторами, она соответствует УВД России или МВД России по субъектам федерации.
  6. Департамент МВД России -главный орган в системе внутренних дел Российской Федерации. В подчинении вышестоящего территориального МВД России субъекта обычно являются территориальные МВД России. Надзор за всеми правоохранительными действиями в сфере внутренних дел осуществляется на административной территории.
  7. Отделение полиции (ОП) является региональным подразделением в составе департамента или департамента Министерства внутренних дел России.

История в послереволюционный период

Отсчет активности транспортной полиции ведется с 18 февраля 1919 года — дня принятия постановления ВЦИК «Об организации железнодорожной полиции и безопасности железных дорог» и утверждения «Положение о рабочей и крестьянской железнодорожной полиции», которое возлагает на транспортную полицию обязанности по борьбе с преступностью и защите в случае нападения до надзора за чистотой подвижного состава и организации уборки путей

С первых лет создания сотрудники транспортной полиции находятся в авангарде борьбы с преступностью, за целостность и стабильность экономического развития государства.

Так, в тяжелые годы гражданской войны и иностранной интервенции отряды железнодорожной милиции обеспечивали охрану зерновых грузов, боролись с бандитами, ворвавшимися в поезда, очищали дорогу от багажных полок, вывозили беспризорников от транспорта и расправлялись с действиями головорезов, воров и мошенников.

В этот же период было создано революционное речное ополчение. Постановлением СНК от 25 июля 1918 г. «О создании речной милиции» в губерниях и уездах по территориальному признаку были созданы отделения речной милиции. В 1920 году территориальный принцип был заменен линейным, ополчение было организовано по бассейнам водных путей (реки и моря) и получило название водного ополчения.

Специфика деятельности транспортной милиции

На сегодняшний день в оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте России находятся: 17 железных дорог протяженностью более 86 тыс. км, 508 железнодорожных вокзалов, 188 аэропортов, почти 2 тысячи железнодорожных мостов и тоннелей, около 100 морских и речных портов, судоходная часть рек протяженностью 89 тыс. км.

Деятельности милиции на транспорте характерна определенная специфика. Так, например, границы железнодорожных магистралей не совпадают с административно-территориальными границами федеральных округов и территорий субъектов Российской Федерации. Каждая железная дорога в России находится в оперативном обслуживании одного Управления внутренних дел на транспорте. Подчиненные управлению подразделения транспортной милиции дислоцируются по линии вдоль всего железнодорожного пути, зачастую в нескольких федеральных округах. Поэтому работа органов внутренних дел на транспорте строится по линейному принципу.

Режим работы транспортной милиции прямо зависит от особенностей функционирования транспортного комплекса, которому свойственна значительная концентрация людей на относительно небольших по размеру объектах, их постоянная и интенсивная миграция, круглосуточный технологический процесс перевозки пассажиров и грузов.

Техническое оснащение объектов транспорта

В целях контроля за состоянием правопорядка и безопасности Северо-Кавказским, Азово-Черноморским и Московским УВД на железнодорожном транспорте осуществляются опытные испытания и поэтапное внедрение комплексной системы безопасности электропоездов «Ви-деолок». В поездах пригородного сообщения установлено видеонаблюдение с выводом изображения на монитор в кабину машиниста, что позволяет оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию криминального характера и своевременно принимать меры по пресечению нарушений общественного порядка. Так, на объектах оперативного обслуживания Северо-Кавказского УВДТ системой «Видеолок» оборудовано 32 поезда (204 вагона), в первом полугодии 2009 г. с использованием системы было зафиксировано более 250 фактов противоправных действий.

Кроме того, на станции Ростов-Главный создан стационарный пост милиции, где используется компьютерная система, позволяющая в режиме реального времени получать информацию от 52 видеокамер с цифровой записью изображения перрона и внутренних помещений вокзального комплекса, что позволяет систематически отслеживать обстановку и оперативно влиять на ее изменения.

С использованием аппаратуры стационарного поста впервые на железнодорожном транспорте России проведен эксперимент по применению системы «фэйс-кон-троль», что позволяет по базе данных распознавать в пассажиропотоке разыскиваемых лиц и своевременно их задерживать либо организовывать оперативное сопровождение.

На сегодняшний день в аэропортах Московского авиаузла (Шереметьево, Домодедово), Санкт-Петербурга (Пулково), Новосибирска (Толмачево) и Ханты-Мансийска установлена пробная система рентгеновского контроля «СРК Сибскан», которая осуществляет бесконтактный досмотр пассажиров методом сканирования человека плоским веерообразным лучом и проводит экспресс-анализ на наличие компонентов взрывчатых веществ высокочувствительным газовым детектором. Пропускная способность комплекса — 2 человека в минуту. В аэропорту Домодедово проходит опытную эксплуатацию прибор кабинного типа ЯКР-К для контроля обуви пассажиров без ее снятия, основанный на явлении ядерного квадрупольного резонанса.

В рамках государственного оборонного заказа начато поэтапное оснащение подразделений ОВДТ по досмотру техническими средствами, предназначенными для выявления взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, проведения быстрой идентификации неизвестных веществ и жидкостей (в том числе для определения типа вещества в прозрачных сосудах).

В рамках повышения антитеррористической устойчивости объектов транспорта продолжается их техническое оснащение в местах массового скопления пассажиров, что позволяет в режиме реального времени контролировать обстановку и своевременно реагировать на ее изменение.

В поездах, залах ожидания и кассовых залах действует порядка 400 линий экстренной связи «пассажир — милиция». В залах ожидания и кассовых залах установлено 9 тыс. систем видеонаблюдения.

Органами внутренних дел на транспорте активно используется программно-технический комплекс по выявлению в пассажиропотоке лиц, находящихся в розыске и представляющих оперативный интерес, в том числе переносные мини-компьютеры. В 2008 г. задержано 14,7 тыс. лиц, находящихся в федеральном и местном розыске, в том числе из стран СНГ — 605 человек.

Общие сведения об органах внутренних дел

ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.

Пример 1

Статистика деятельности ОВД РФ, к примеру, за 2014 такова: число зарегистрированных обращений о преступных деяниях, административных нарушениях и прочих происшествиях – 29 288,5 тыс. (рост по отношению к предыдущему году составил 3,2%). Всего за 2014 год было зарегистрировано 2 166,4 тыс. уголовных преступлений, и этот показатель ниже, чем в предыдущем году на 1,8%.

Эффективность работы органов внутренних дел в 2014 году отражают и такие показатели:

  • средний уровень преступности в стране (на 100 000 человек) составил 1 507,9 тыс. преступлений, и это на 31,2 пункта ниже, чем в 2013 году;
  • среднее число тяжких и особо тяжких преступлений (на 100 000 человек) уменьшилось с 375, 1 (2013 год) до 365,7 (2014 год).

Чтобы понять, насколько обширен вклад структуры органов ОВД в решение вопросов общественной безопасности, можно также привести следующую статистику: в 2013 году 74,5 % общего числа предварительно расследованных преступлений было расследовано представителями ОВД. Средняя нагрузка на одного следователя ОВД – 38 уголовных дела, и этот показатель самый высокий среди всех правоохранительных органов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *