Как рассчитать плату за обращение с ТКО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать плату за обращение с ТКО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Кроме жилых строений, мусор накапливают различные организации: торговые заведения, столовые, места для развлечений. С целью определения нормы накопления твердых бытовых отходов берут два или три здания общественного пользования, где делают замеры в течение 7 дней для каждого времени года.

Законодательное регулирование

Все законодательные нововведения на федеральном уровне определил закон от 29.12. 2014 за № 458, о правилах предоставления услуг (06.05.2011 за номером 354), в него внесли значительные изменения:

  • Введено новое понятие коммунальной услуги « вывоз твердых бытовых отходов», вместо привычного «вывоз мусора».
  • Собственники многоквартирного дома обязаны заключать договора с региональным оператором на предоставление коммунальной услуги – правила, п. 148.
  • Все субъекты РФ должны определиться с региональными операторами до конца 2019 г., решить вопросы по установлению норм по накоплению ТКО, схему его движения – рекомендация Минстроя от 30.12. 2016 за номером 45067-АЧ/04.
  • Выбор регионального оператора службы должен проходить в соответствии с регламентацией ПП РФ от 05.09. 2016 за номером 881.
  • Расчет тарифов будет осуществляться по методическим указаниям ФАС от 21. 11. 2016 за номером 1638/16.
  • Исходя из ПП РФ от 20.10.2017 за номером 1280, регионы обязаны выбирать оператора на основании тендера – победитель аукциона будет исполнять возложенные на него обязанности за вывоз ТБО.

Новые положения Федерального Законодательства за № 458 обязывает оператора заключать договора на оказание услуги со всеми собственниками многоквартирного дома, либо с управляющей домом компанией, это требование обязаны исполнить все, кто, так или иначе, занимается обслуживанием многоквартирных домов.

Тариф регионального оператора

Согласно законодательству, местные органы власти устанавливают для региональных операторов максимальный уровень взимания платы за оборот 1 м3 мусора. Различия тарифов в регионах связаны с рядом факторов: площадью, уровнем жизни, климатом, развитием инфраструктуры, численностью населения.Примеры тарифов в некоторых субъектах РФ:

Субъект Максимальный тариф, руб./ м3 (с НДС)
Московская область 739,67-949,56
Ленинградская область 874,75
Свердловская область 474,37-705,66
Камчатский край 452,92-1419,96
Краснодарский край 366,74

В некоторых регионах (Московская область, Свердловская, Камчатский край, например) действует несколько региональных операторов между которыми поделена территория субъекта федерации. В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) внедрение услуги «Обращение с ТКО» отложено до 2022 года.

Утилизацией твердых бытовых отходов: что изменилось в законодательстве

Закон №89-ФЗ должен был изменить существующую систему сбора, утилизации и хранения бытовых отходов. Новый порядок обращения с ТКО осуществляется через единого регионального оператора, а не через управляющую компанию.

Оплата за вывоз мусора теперь считается обязательной коммунальной услугой. Платеж в большинстве регионов с 2020 года зависит от количества проживающих. До реформы расчет осуществлялся по площади помещения. Место для сбора ТКО в 2020 году для каждого дома определяется индивидуально.

Региональные органы управления должны рассчитывать норму потребления и количество контейнеров, расположенных на придомовой территории. В новые тарифы заложены расходы на утилизацию ТКО, постройку перерабатывающих заводов и новых полигонов, меры по защите экологии и озонового слоя.

По новому регламенту коммунальные отходы должны сортироваться и утилизироваться отдельно по категориям. На данный момент раздельный сбор мусора осуществляется не во всех регионах. Переход на такой сбор оказался технически сложным.

Нормативы накопления ТКО

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 (далее — Правила определения нормативов).

Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации — муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами — физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 — 12 Правил определения нормативов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Норма накопления ТБО (ТКО) на 1 человека в год

Норматив накопления твердых коммунальных отходов ТКО , ранее именовавшихся твердыми бытовыми отходами ТБО , согласно ст. В приложении 1 к Методическим рекомендациям, утв. Например, из расчета на 1 сотрудника административного учреждения. В тех же рекомендациях говорится о необходимости проводить замеры отходов каждые 5 лет, зимой в декабре или январе, весной в апреле и т. Региональный оператор, деятельность которого регулируется правилами, утв. Первый способ используется при расчете с потребителями, второй — с операторами. Среднегодовой норматив накопления ТБО на 1 сотрудника рассчитывается по формуле, указанной в пп. Обратите внимание! Скорее, они дублируют рекомендации, утв. Как рассчитывается размер платы за услуги по вывозу отходов Этот момент отрегулирован в Правилах предоставления коммунальных услуг, утв.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: За мусор надо будет платить 50-60 рублей в месяц

Кто регулирует норматив

Самый весомый нормативно-правовой документ, регулирующий нормативы твёрдых бытовых отходов — Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Он закрепляет за властями муниципалитетов организацию в сфере работы с твердыми бытовыми отходами, определяет, кто является собственником ТБО, государственные полномочия и права граждан, ответственность за установление нормы, отчетность и наказания за возможные нарушения.

Другие законы и постановления правительства, регламентирующие работу отрасли:

  • Федеральный закон № 52-ФЗ, охватывающий все аспекты санитарно-эпидемиологической обстановки, в том числе в нём оговариваются и нормы накопления мусора;
  • Федеральный закон № 210-ФЗ, регулирующий построение и изменение тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
  • Постановление правительства от 1 февраля 2005 г. № 155, где оговариваются правила вывоза твёрдых и жидких отходов;
  • Постановление правительства от 21 августа 2001 г. № 609, отменяющее систему перекрестных субсидий для коммунальных услуг и вывоза мусора;
  • Постановление правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (2006 г.);
  • Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (2014 г.);
  • Жилищный кодекс Российской Федерации (2014 г.).

В отдельных муниципальных образованиях создаются уже свои нормативы. Обращение с ТБО также регулируется строительными и санитарными правилами, государственными стандартами, техническими условиями.

Тбо — коммунальная услуга с 2017 года?

Правовое регулирование в вопросе сбора, вывоза и утилизации отходов осуществляется следующими законодательными документами:

  1. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов».
  2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  5. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  6. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Эти документы дают четкое определение того, какие предметы относят к твердым бытовым отходам, регулируют порядок их сбора, транспортировки, обезвреживания и утилизации.

Также они регламентируют порядок выбора исполнителя работ в этой сфере деятельности.

Как рассчитывается вывоз мусора?

Тарифы за вывоз мусора для населения теперь будут отдельно устанавливаться для каждого региона. Но кто должен платить за эту услугу?

Если раньше этот показатель был привязан только к площади жилого помещения, то теперь его размер будет зависеть от количества проживающих в квартире жильцов. Тарифы будет рассчитывать специальная комиссия.

Для жителей многоквартирных и жителей частных домов тарифы на вывоз отходов будут отличаться.

Чтобы рассчитать стоимость услуги, нужно будет норматив потребления умножить на количество проживающих граждан и на величину регионального тарифа.

В среднем получается, что с одного человека в различных городах и регионах страны за мусор будет начислена сумма от 80 до 200 рублей. Для семьи из 4 человек это более чем ощутимая стоимость услуги. Получается, что стоимость вывоза мусора выросла примерно в 2 раза.

Закон о вывозе мусора

Закон о «мусорной реформе» заработал в России с 1 января 2019 года. Новая система обращения с отходами инициирована вступившими в силу поправками в закон от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «Об отходах производства и потребления«.

Согласно поправкам, к началу 2021 года все регионы РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, должны были создать и представить территориальные схемы обращения с отходами, а также провести аукционы по выбору региональных операторов. Те регионы, кто не смогли найти регоператора по конкурсу, имеют право отсрочить работу с положениями о «мусорной реформе» до января 2021 года.

Также за субъектами РФ закреплено право самостоятельно вводить нормативы по накоплению мусора и определять алгоритм внедрения раздельного сбора ТБО и прочих отходов. Для Петербурга, Москвы и Севастополя переход на новую систему перенесен на 1 января 2022 года.

Мнение эксперта

Анна

Юрист по призванию!

Важно! Плата за вывоз и сортировку мусора возлагается на всех тех, кто его производит. Речь не только о собственников магазинов и иных нежилых помещений, но и жильцов МКД, жителей частного сектора, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Что изменилось в результате Мусорной реформы в 2021 году

Было Стало
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор.
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти.
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений.
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора.
Сортировка мусора не предусмотрена. Установлена необходимость сортировки мусора.

Актуальные проблемы в борьбе со свалками

Мусор – порождение цивилизации. Он существует со времен превращения обезьяны в человека разумного. Но в глубокой древности отходы были органического происхождения и быстро разлагались. С появлением заводов и фабрик, изобретением пластмассы, стекла и других материалов ситуация ухудшилась.

Для сравнения: Остатки пищи разлагаются за 30 дней, резина – за 150 лет, пластик – за 180 лет, алюминиевая банка – за 500 лет.

Повышается уровень жизни, увеличиваются потребности людей, а вместе с ними возрастает и процент производимых отходов в расчете на 1 человека. Прирост свалок за год составляет 0,4 млн. гектара.

Положение усугубляется еще тем, что на предприятия по вторичной обработке отправляется только 4% всего мусора. Это объясняется несколькими причинами:

  • Нехваткой специализированных мест для утилизации.
  • Недостаточностью средств для переработки.
  • Устаревшими технологиями переработки.
  • Отсутствием сортировки бытовых отходов.

Основные постулаты закона

Сформулируем вкратце основные моменты Федерального закона «Об обращении с ТКО…», которые заработали с 2020 года:

  • муниципалитеты городов и районов не вывозят мусор. Их задача – предоставить оборудованные площадки для сбора отходов;
  • за вывоз мусора с 1 января 2020 года по закону отвечают операторы, выбранные на конкурсной основе;
  • регулировкой тарифов займутся региональные власти;
  • официально вводится сортировка мусора в регионах.

Теперь за обслуживание ТКО придется платить всем:

  • жителям квартир и частных домов;
  • владельцам нежилых помещений;
  • членам дачных кооперативов и т.п.

Мусорный закон расширяет диапазон борьбы с незаконными свалками. Их устранять обязали собственников земельных участков, где обнаружены стихийные свалки. Если собственника у земли нет, устранять мусорные свалки будут вынуждены городские власти.

Нормы ТБО на 1 человека

Для осуществления рационального управления потоками отходов определены нормы накопления в год на одного человека. Норматив применяется для жилых строений и учитывает условия, влияющие на количество образующегося мусора: наличие или отсутствие электроэнергии, центрального отопления, газификации.

  • Если нет возможности сжигания отходов в печах, то накопление целлюлозного мусора приводит к увеличению объёма и уменьшению плотности ТБО.
  • Отсутствие канализации увеличивает влажность и вес отходов. Этот фактор не позволяет утилизировать биологические остатки с использованием сантехнических устройств.
  • Этажность строения и вид энергоносителя для отопления тоже имеют значение.
  • Влияют на нормы накопления ТБО: климат, пищевые предпочтения жителей, озеленение местности, протяженность сезона уборки улиц, протяженность отопительного периода.

Обязательно ли индивидуальному домовладельцу заключать договор на вывоз мусора?

В отличие от многоквартирных домов отходами индивидуальных домовладений управляют сами жильцы. Это создает как проблемы, так и преимущества.

В многоквартирных жилых домах обязанность собственников жилья оплачивать вывоз своих отходов обеспечивается автоматически, на основании перечня коммунальных услуг. Это регламентируется «Жилищным кодексом». Индивидуальные домовладельцы на федеральном уровне такой обязанностью не обременены.

Заполнить эту правовую брешь должно было региональное законодательство. Однако, в большинстве регионов, если и были подобные законы, они копировали федеральные и не привносили ничего особенного.

Это приводило к тому, что принудить домовладельцев оплачивать вывоз своих отходов, было практически невозможно. С одной стороны, это вызывало переполнение контейнерных площадок для сбора бытового мусора. С другой стороны, плодило и без того обширные незаконные свалки.

Проблема начала решаться в последние годы, когда региональные законы стали обязывать индивидуальных домовладельцев заключать договора на вывоз твердых бытовых отходов (твердых коммунальных отходов).

Так, например, в Московской области жители индивидуальных жилых домов обязаны заключить договор на вывоз мусора. Домовладельцы, не заключившие такой договор, могут быть оштрафованы на 5000 рублей.

Однако история эта показательна. Областные законодатели вводя обязанность по заключению договора, забыли установить наказание за неисполнение этой обязанности в областном административном кодексе. В итоге, до сих пор это положение не заработало в полной мере, т.е. добрая часть домовладельцев по-прежнему не платят за вывоз мусора.

Особенно это касается владельцев домовладений с сезонным проживанием (дачников), ведь доставить им уведомление не так просто (надо знать адрес постоянного проживания, а он не всегда совпадает с адресом прописки).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *