Часто задаваемые вопросы по ДПО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Часто задаваемые вопросы по ДПО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Курсы дополнительного профессионального образования (ДПО) — возможность обучиться дополнительной специальности, при этом не тратя время на получение полноценного среднего профессионального или высшего образования.

Что такое повышение квалификации?

Повышение квалификации относится к одному из видов профессионального образования. Образовательные программы разрабатываются для актуализации профессиональных специалистов в соответствии с изменяющимися требованиями к уровню квалификации. Список профессий и должностей, по которым производится профессиональное обучение формирует и утверждает Минобрнауки РФ.

Регулирование периодичности повышения квалификации находится в компетенции работодателя и устанавливается по мере производственной необходимости. При этом процедура должна проводиться не реже одного раза в 5 лет. Из этого правилах есть исключения. Так, для учителей, госслужащих, бухгалтеров, судей, оценщиков установлена периодичность повторного обучения — один раз в 36 месяцев, а для аудиторов — один раз в год.

Существуют профессии, где совершенствование компетенций выступает обязательным условием дальнейшего развития карьеры. К ним относятся педагоги, медицинские работники, бухгалтеры, специалисты в области фармацевтики и др.

Сходства и различия ДПО и дополнительного образования

ДПО и дополнительное образование взрослых и детей являются подвидами общего дополнительного образования. Поэтому они имеют свои сходства и различия. К сходствам между ДПО и дополнительным образованием относят:

  • время реализации – обучение осуществляется в свободное от основного вида трудовой деятельности время;
  • в процессе обучения можно получить новые знания и навыки;
  • ДПО и дополнительное образование осуществляются по добровольному желанию человека. Исключением являются только те случаи, когда ДПО входит в трудовые обязанности работника.

Различий между ДПО и дополнительным образованием можно выделить гораздо больше, чем сходств. Главным отличием является то, что получить дополнительное профессиональное образование можно только лишь взрослым гражданам, в то время как дополнительное образование доступно и для детей. Существуют и другие различия, например:

  • ДПО является краткосрочным, дополнительное образование же может осуществляться в течение нескольких лет;
  • ДПО, помимо освоения новых знаний и навыков, подразумевает получение новой специальности или расширение круга профессиональных компетенций;
  • результатом ДПО является выдача диплома или свидетельства о повышении квалификации, в то время как дополнительное образование не предусматривает вручение каких-либо документов об образовании. Исключением является только тот случай, когда ребенок проходит обучение по предпрофессиональной программе;
  • к ДПО предъявляются более жесткие требования по реализации образовательного процесса.

Аббревиатура ДПО расшифровывается как «дополнительное профессиональное образование». Сегодня в России уровни и виды образования делятся на 3 вида:

— Общее образование (Среднее общее образование, которое охватывает детский сад, школу (с 1 по 11 класс)
— Основное профессиональное образование. Оно делится на среднее профессиональное (колледж, СПТУ) и высшее профессиональное образование (ВУЗы).
— Дополнительное профессиональное образование. Сюда входят курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, образовательные семинары.

Первые два вида рассматривают ступени образования. ДПО охватывает обучение специалистов в горизонтальной плоскости: внутри имеющейся ступени. То есть курсы ДПО не позволяют повысить свой уровень образования, например, имея среднее профессиональное образование нельзя получить высшее с помощью курсов переподготовки и повышения квалификации.

Другой пример, имея за плечами только среднюю школу, нельзя получить профессиональное образование с помощью курсов переподготовки. Зато курсы переподготовки позволяют лицам со средним профессиональным или высшим образованием сменить свою профессию.

Пройдя профессиональную переподготовку Вы получаете диплом равный по статусу второму высшему или второму средне-специальному образованию. Если слушатель проходит курс переподготовки на базе диплома о высшем профессиональном образовании, то в итоге он получит диплом о переподготовке равный по статусу диплому о втором высшем образовании. Точно такая же ситуация обстоит в случае, когда слушатель получает диплом о переподготовке на базе среднего профессионального образования – диплом равный по статусу второму среднему специальному образованию.

Переподготовка позволяет поменять не просто специальность в какой-либо области профессиональной деятельности, а полностью сменить профессию. При этом не нужно получать второе высшее образование. Второе высшее необходимо в том случае, когда специалист желает заниматься научной деятельностью по новой профессии.
Получить новую профессию на курсах переподготовки можно за 5-6 месяцев, а при втором высшем – от 3 лет и более.

Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.

Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.

Также обучение проводится для достижения следующих целей:

  • Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;

  • Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.

Курсы повышения квалификации

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.

Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

  • состав преподавателей;

  • насколько долго центр осуществляет свою деятельность;

  • стоимость курсов;

  • отзывы тех, кто уже проходил обучение.

Особенности профпереподготовки

Главная преследуемая цель таких курсов – обеспечить навыками, достаточными для обретения новой должности или смены рода профессиональных занятий. Переподготовка считается ускоренным вариантом получения дополнительного высшего образования. Уменьшенное количество времени в учебном плане обусловлено освоением исключительно профессиональных компетенций, без базовых дисциплин.

Длительность программы перепрофилирования определяется конкретной специализацией. Законодательно установлено, что минимально допустимый срок обучения гражданских служащих составляет от 250 академических часов. В результате успешной аттестации выпускники курсов получают диплом о профессиональной переподготовке. Документ юридически закрепляет право осуществлять в дальнейшем квалифицированную деятельность по обретенной специальности.

Минимальная длительность курсов закреплена законодательно и исчисляется количеством отслушанных академических часов. Их должно быть не меньше 250. Но на практике занятий обычно требуется больше, а их конкретное количество зависит от вида программы. Условно их все делят на 2 большие группы.

  1. Получение полноценной новой профессии. Когда работник меняет узкую нишу на широком профессиональном поле – осваивает новое для себя направление. Например, переходит из веб-дизайнеров в программисты. Длится такое обучение в среднем до 500 академических часов (это примерно 6–12 месяцев). Заканчивается сдачей полноценного экзамена (аттестация).
  2. Расширение компетенций – освоение специализации, смежной с основной (бухгалтер переучивается на экономиста, например, или программист по Jawa – на программиста по Python). В этом случае студент получает знания в той же области, что и его основная профессия, одновременно осваивая вторую специальность. Аттестация проводится как перезачет.

Учреждения начального профобразования

В системе начального профобразования работает несколько типов образовательных учреждений – это профессиональное училище и лицей. В училище обучающимся предлагаются программы, на которых можно получить конкретные профессии, квалификации. На одних направлениях дополнительно предоставляется среднее (полное) общее образование, а на других – нет.

Профессиональные училища считаются основным типом начального профобразования. Это то звено образовательной системы нашей страны, которое массово выпускает рабочих и служащих. Однако некоторые абитуриенты делают выбор не в пользу училищ, а в пользу профессиональных лицеев. Эти учреждения реализуют интегрированные образовательные программы начального и среднего профессионального образования и ступень общего образования. В лицеях обучающиеся обретают знания, которые должны были получить в 10–11 классах в школе, и профессии повышенного уровня квалификации.

Что такое курсы повышения квалификации и переподготовки

Курсы повышения квалификации — это дополнительное проф образование для совершенствования и расширения знаний и навыков в рамках полученной ранее специальности.

Курсы профессиональной переподготовки — это форма дополнительного образования, предусматривающая приобретение новой профессии на базе имеющегося профобразования.

Обучение на курсах профпереподготовки или повышения квалификации возможно по собственной инициативе, может быть организовано работодателем или по направлению от службы занятости населения.

Бесплатные курсы повышения квалификации и переподготовки

Бесплатные курсы повышения квалификации и переподготовки можно пройти по направлению службы занятости населения, в других случаях обучение на курсах платное.

Также для педагогических работников есть бесплатные дистанционные курсы повышения квалификации на сайте единый урок рф.

Однако многие учебные центры предлагают пройти бесплатные чаще всего онлайн тренинги, практикумы и семинары, по окончании которых выдаются сертификаты.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Как получить бесплатное дополнительное образование

Не каждый человек может самостоятельно оплачивать дополнительное образованием, но если оно необходимо, можно получить его с бесплатных источников. Во-первых, масса информации профессионального характера предоставлена в интернете в свободном доступе. В ютубе можно найти массу различных мастер-классов, семинаров и тренингов. Есть бесплатные электронные библиотеки. То есть, если существует необходимость серьезно повысить уровень своих умений и знаний, делать это можно при помощи интернета.

Существует также такое понятие, как благотворительное обучение. Речь идет о том, что многие крупные обучающие компании нередко предлагают возможность посещения курсов, конференций и семинаров в бесплатном формате. Свободный доступ к таким курсам появляется не так и часто, поэтому нужно следить за объявлениями, чтобы оперативно на них отреагировать и сразу же записаться. Как правило, мест на свободный доступ выделяется немного, так что в данном случае нужно детально следить за обновлением информации. Оптимальным вариантом станет отслеживание новостей по крупным образовательным организациям.

В нашей стране также предоставляются варианты льгот на дополнительное образование. Для того, чтобы более детально изучить данную информацию нужно почитать законодательство об образовании. Перечень льготников четко определяется законодательством. Например, получить бесплатное дополнительное образование могут военнослужащие, сироты и пр. Если вы имеете такое право, то им непременно нужно воспользоваться, чтобы получить приоритеты расширения профессиональных возможностей.

Какие сегодня есть программы дополнительного образования в российских ВУЗах?

Дополнительное образование в российских ВУЗах сегодня представлено в виде:

Курсов повышения квалификации – помогает ускорить карьерный рост: быть всегда и во всем опытнее других сотрудников компании. Благодаря этому курсы повышения квалификации пользуются огромной популярностью во всех сферах деятельности современного общества. Как правило, курсы длятся от 100 до 500 академчасов, что позволяет усвоить достаточно больший объем информации, при минимальных временных затратах.

Любые курсы повышения квалификации направлены на то, чтобы уже опытный специалист овладел новыми знаниями и навыками, способными повысить его профессионализм. К примеру, у бухгалтеров есть возможность более подробно ознакомиться с программой управленческого учета, у IТ-специалистов – углубленно изучить различные программы управления базами данных и т.д. Отметим, что повысить свою квалификацию может любой специалист, независимо от вида деятельности и должности.

Формы ДПО и законодательная база

Реализация программ ДПО имеет свои формы и особенности. Продолжительность обучения может колебаться в пределах от 6 до 1000 учебных часов и более, слушатели нацелены на рассмотрение конкретных ситуаций, новейших научных и технических достижений, их профессиональный и жизненный опыт достаточно высок. Из этого следует, что учебный процесс в системе ДПО отличается от ВПО и должен быть организован по определенным технологиям, учитывающим специфику взрослой профессиональной аудитории. При этом программы ДПО должны быть ориентированы на соответствующие профессиональные стандарты. Все это предполагает особые требования к подготовке учебно-методической документации, проведению учебного процесса, рекламным кампаниям и т. д.

Важной задачей ДПО в вузе может стать дополнительная подготовка студентов по профессиональным программам, ориентированным на обучение выполнению конкретных трудовых функций, требуемых заказчику или необходимых для сдачи экзамена на профессиональный сертификат.

Законодательная база ДПО:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76) от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  • приказы и методические рекомендации Минобразования России и других ведомств (см. источники).

Программы ДПО реализуются в виде программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Программа повышения квалификации направлена на повышение профессионального уровня, совершенствование и (или) получение новой компетенции. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности или приобретения новой компетенции.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Что такое профессиональное обучение

Нельзя путать среднее специальное и профессиональное образование. В первом случае человек получает образование выше, чем имел до сих пор. Например, выпускник общеобразовательной школы поступает в техникум, где изучает несколько профильных дисциплин, сдает экзамены и получает диплом. Уровень его базового образования повышается.

Во втором случае дополнительное профессиональное обучение получает человек, у которого уже есть специальность, но знаний, умений, практики недостаточно для выполнения каких-либо заданий. Он поступает на курсы, идет на стажировку или осваивает новые знания через Интернет, при этом он остается специалистом со средним, высшим или средним специальным образованием.

Краткосрочные программы переквалификации или повышения квалификации не повышают уровень базового образования.

Программа профессионального обучения может быть разработана в рамках любой профессии или даже при отсутствии таковой. Например, выпускники школ могут пройти короткие курсы для овладения профессиональными навыками столяра, токаря, бухгалтера, программиста. Они научатся выполнять определенные действия, но останутся при этом специалистами без диплома. Максимум, что могут дать такие программы – сертификат или свидетельство об окончании обучения на курсах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *