Правила перевозки пассажиров на автобусе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки пассажиров на автобусе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.

Основные требования к автобусам

В салоне должна быть представлена определенная информация:

  • наименование и контакты контролирующего госоргана;
  • правила пользования транспортом;
  • ФИО водителя и кондуктора;
  • указатели расположения кнопок экстренной остановки, аварийных выходов и огнетушителей;
  • наименование и контакты перевозчика.

При необходимости: номера мест для сидения, а также таблички для пассажиров с детьми или людей с ограниченными возможностями.

Транспортные средства, согласно требованиям к автобусам для перевозки, должен иметь исправную отопительную систему, рабочие дверные и оконные механизмы, тахограф, а также исправное освещение салона и рабочие динамики для голосовых сообщений. Перед наступлением зимы необходимо менять шины, проверять эффективность отопительной системы, герметичность окон, аварийных люков и всех дверей. Также заранее следует проводить капитальный ремонт.

Марка, мощность, конструкция и тип ТС должны соответствовать главной цели, которая заключается в осуществлении пассажирских перевозок. Кроме того, габаритные и весовые параметры транспортного средства должны обеспечивать его свободное передвижение по дорогам РФ.

Выход в рейс невозможен без определенного пакета документов:

  • путевой лист;
  • техпаспорт пассажирского автобуса;
  • лицензия на осуществление пассажирских перевозок;
  • диагностическая карта ТО;
  • удостоверение категории D;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • полис ОСАГО;
  • справка о прохождении водителем медкомиссии.

Статья 3. Правила перевозок пассажиров и багажа, грузов

1. На основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правилаперевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а такжеправила перевозок грузов автомобильным транспортом.

2. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — правила перевозок пассажиров) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — правила перевозок грузов) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Статья 6. Путевые листы

1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Статья 30. Перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров по заказу

1. Нормы перевозки багажа, провоза ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров по заказу, устанавливаются фрахтовщиком.

2. Фрахтовщик вправе отказать в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров.

3. Фрахтовщик вправе отказать в провозе ручной клади, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства.

При посадке и высадке пассажиров из автобуса используются только служебные двери. Кроме них транспортное средство должно быть оборудовано запасным выходом и аварийными люками. Они предназначены для использования, только если во время движения или стоянки возникла опасность для жизни и здоровья пассажиров, например пожар.

Каждая дверь, которая имеется в транспортном средстве, должна с легкостью открываться изнутри. Местонахождение запасного выхода должна быть обозначено надписью — «Запасной выход», а аварийного – «Аварийный выход».

Маломестные автобусы должны иметь минимум двое дверей. В автобусах с большой вместимостью количество выходных дверей должно быть больше. Конкретное их количество зависит от наличия пассажирских мест, которыми оборудовано транспортное средство.

Казалось бы, что может быть проще покупки автобусного билета на ближайший рейс? На самом деле специалистами разработано множество программ и положений, регулирующих перевозку пассажиров автобусами.

Одним из правоустанавливающих документов являются «Правила пассажирских перевозок автобусами» по постановлению Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г. Данные правила уполномочено корректировать или отменять только Министерство транспорта РФ. Этот нормативно-правовой источник регулирует ответственность и обязанности не только пользователей общественного транспорта. Действия исполнителей и организаторов так же прописаны, как и взаимодействие сторон во время транспортировки.

Второй источник законодательной базы – это закон «О безопасном дорожном движении» от 10 декабря 1995 г. (196-ФЗ, редактированный 26 июля 2017 года). В нем оговариваются такие вопросы, как:

  • Вождение автобусов.
  • Требования к водителю.
  • Транспортировки в пределах Российской Федерации и международные.
  • Транспортировка багажа.
  • Поездки граждан по возрастным категориям (дети, взрослые).
  • Техническое состояние ТС.
  • Тарифные ставки на предоставление услуг с учетом государственных льгот и др.

Статья 3. Правила перевозок пассажиров и багажа, грузов

1. На основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

2. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — правила перевозок пассажиров) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — правила перевозок грузов) представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Статья 6. Путевые листы

1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

3. Действие требований, установленных настоящей статьей, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

Обязательные требования при перевозке пассажиров на междугородних маршрутах

  • количество пассажиров в автобусе не должно быть большим, чем число мест для сидения (перевозка пассажиров стоя на междугородних линиях категорически запрещена);
  • места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности (эксплуатация междугородних автобусов без ремней безопасности категорически запрещена);
  • наличие подголовников сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации;
  • багаж пассажиров (за исключением ручная клади), если в наличии есть отсеки багажа, размещается в этих отсеках;
  • на маршрутах движения, которые имеют протяженность более 500 км, обязательно присутствие 2-х водителей;
  • запрещено отклоняться от фиксированных маршрутов движения, делать остановки, не предусмотренные графиком;
  • запрещено превышение скорости, установленной режимом движения общественного транспорта;
  • посадка и высадка пассажиров должна производиться только после выполнения полной остановки транспорта;
  • начинать движение водитель имеет право только при закрытых дверях, открывать двери до полной остановки автобуса запрещено.

В автобусах на междугородних линиях должны быть указаны:

  • номера мест;
  • указатели аварийных выходов и правила пользования этими выходами;
  • свод правил для пассажиров о пользовании транспортным средством.

Уважаемые пассажиры! Знайте, что Ваша безопасность зависит и от Вас. Строго соблюдайте правила пользования общественным транспортом.

Требования к автобусу

Для того чтобы автобус был допущен к эксплуатации по перевозке пассажиров, он должен соответствовать следующим требованиям:

  • пребывать в собственности перевозчика или другом законном владении, как того требует часть 2 статьи 34.1. ФЗ № 220,
  • согласно пункту 29 Правил, на лобовом стекле, на заднем окне и правой стороне кузова автобуса в обязательном порядке должен быть размещен указатель маршрута, который можно прочитать на определенном расстоянии,
  • на указателе, который размещается на лобовом стекле, должно содержаться название как пункта отправления, так и пункта назначения,
  • на указателе, который располагается на правой стороне кузова, обязательно указывается название начального пункта, основные промежуточные пункты остановок, конечный пункт назначения,
  • согласно пункту 31 Правил, указатель, размещенный на лобовом стекле, должен быть не выше 14 см,
  • согласно пункту 36 Правил, на ветровом стекле или по правой стороне кузова автобуса размещается краткая или полная информация о перевозчике.

Важно! В салоне автобуса, как предусмотрено пунктом 37 Правил, должна размещаться следующая информация:

  • полное наименование, адрес места нахождения, контактные номера телефонов перевозчика,
  • фамилия, имя, отчество водителя и кондуктора. Если водителей несколько, сведения указываются о каждом, кто управляет транспортным средством,
  • название, адрес нахождения, контактные телефоны государственного органа, который осуществляет контроль за данным маршрутом перевозки,
  • в доступном для пассажиров месте – номера с обозначением мест для сидения. Данное требование не относится к автобусам, в которых не предусмотрены конкретные номера для сидения пассажиров,
  • стоимость проезда до конечного и промежуточных пунктов назначения и цена провоза багажа,
  • таблички с местами, предназначенными для людей с детьми, а также инвалидов или имеющих ограниченные физические возможности,
  • указатели, где расположены огнетушители, установлены кнопки для экстренной остановки автобуса, места аварийных выходов,
  • в доступном месте должна располагаться отдельная табличка с выпиской или полным текстом Правил пользования транспортным средством.

Автобус перед отправлением в рейс должен быть осмотрен специалистами перевозчика на соответствие его требованиям безопасности, которые предусмотрены ФЗ от 10.12.95 года “О безопасности…”.

Кроме того, транспортное средство, как того требует подпункт “б” пункта 1 части 1 статьи 15 ФЗ № 170 от 01.06.11 года “О техническом…”, должно иметь действующий срок прохождения техосмотра, который проводится каждые полгода.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Права и обязанности водителя

Пункт 1 части 1 статьи 34.1. ФЗ № 220 требует, чтобы к управлению автобусом был допущен только водитель, который состоит в трудовых отношениях с перевозчиком в виде юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При этом сведения о таком водителе должны содержаться в реестре маршрутов пассажирских перевозок. В период подготовки к маршруту и выезду в рейс водитель должен соблюдать обязанности, которые регламентируются инструкцией конкретного перевозчика.

Учтите! Они заключаются в следующем:

  • пройти предрейсовый медосмотр,
  • проверить внешнее и внутренне состояние автобуса,
  • заправлен ли автобус, в каком состоянии находятся шины,
  • наличие и исправность зеркал заднего вида,
  • работоспособность аварийных выходов,
  • во время движения соблюдать установленный график прибытия к пунктам назначения,
  • иметь при себе документы, удостоверяющие личность, а также водительское удостоверение, которые предъявлять по требованию дорожной Полиции,
  • во время движения находиться в форменной одежде для водителя, если она предусмотрена перевозчиком,
  • при остановке автобуса более чем на 5 минут выключать двигатель,
  • выбирать скорость движения в зависимости от состояния дорожного полотна и погодных условий, с тем чтобы обеспечить безопасность движения,
  • нести другие обязанности.

Перевозки в зимнее время

Если перевозка пассажиров осуществляется в зимнее время, то отключать отопление салона автобуса полностью запрещено. При неисправной системе отопления автобус в рейс не может быть выпущен. Если стекла окон автобуса обледеневают, то это может явиться основанием для подачи жалоб со стороны пассажиров на перевозчика.

Для недопущения дорожно-транспортных происшествий на автобус должны быть установлены шины с шипами. Летняя резина должна быть снята. При несоблюдении данного требования водитель будет оштрафован.

Перед началом движения водитель обязан проверить, в каком техническом состоянии находится автобус, а также насколько плотно происходит закрывание дверей и окон. Отопительное устройство, которым оборудован автобус, не должно выделять токсичных веществ. А его место расположения должно исключить контакт с пассажирами транспортного средства.

Виды пассажирских перевозок

Относительно среды осуществления перевозок и технологической оснащенности, пассажирский транспорт подразделяется на воздушный, наземный, подземный и водный. Автомобильный транспорт, как один из видов наземного транспорта, получил наибольшее распространение и занимает ведущее место в перевозках пассажиров. В городах также широко используется городской электротранспорт, в том числе метрополитен.

Ниже представлена классификация пассажирских перевозок по некоторым основным критериям.

По характеру предоставляемых услуг пассажирские перевозки подразделяются на:

  • перевозки транспортом общего использования (коммерческий характер). Услуги по перевозке в этом случае предоставляются на равных для всех условиях по обращению любого гражданина или юридического лица. Для данного типа перевозок необходима лицензия, установленный тариф единый для всех, но могут предоставляться определенные льготы;
  • перевозка ведомственным транспортом, который принадлежит юридическим лицам и частным предпринимателям. Такие перевозки предоставляются в служебных целях (перевозка персонала на работу и с работы, а также в течение рабочего дня) без получения оплаты за услугу;
  • перевозка владельцев их собственным транспортом в частных целях. Такие перевозки осуществляются собственным транспортом и носят некоммерческий характер. В связи с постоянно растущим количеством индивидуального транспорта, при организации пассажирских перевозок общественным транспортом необходимо принимать во внимание темпы такого роста и связанное с ним снижение спроса;
  • перевозки легковым транспортом, которые используются на условиях аренды.

Исходя из регулярности осуществления, пассажирские перевозки подразделяются на:

  • нерегулярные (разовые). Единичные перевозки, маршрут которых определяется заказчиком (физическим или юридическим лицом);
  • регулярные. Эти перевозки осуществляются с установленной периодичностью по определенному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных остановках. Плата за проезд взимается по установленным тарифам.

В зависимости от территории сообщения пассажирские перевозки подразделяют на:

  • городские. Они производятся, как правило, с использованием транспорта большой вместимости. Особенностями городских перевозок являются большие пассажиропотоки, как правило, плотная маршрутная сеть, небольшие интервалы движения, малые расстояния поездок пассажиров и, соответственно, частые остановки для посадки и высадки пассажиров, невысокая скорость движения. Небольшие города и поселки обслуживаются преимущественно автомобильным транспортом.
  • пригородные. Такие перевозки осуществляются для обеспечения регулярной связи населения пригородных районов с городом и наоборот. В отличие от городских их особенностями являются: меньшее количество пассажиров, существенное увеличение их числа в весенне-летний период, большие расстояния поездок, менее частые остановки для посадки (высадки) пассажиров, увеличенные интервалы движения, относительно неплохие дорожные условия. Для осуществления таких используются автобусные, а иногда и таксомоторные, регулярные маршруты сообщений.
  • местные (сельские или внутрирайонные). Для обслуживания сельского населения чаще всего используются автобусы. При помощи сельских автомобильных маршрутов районные центры соединяются не только между собой, но и железнодорожными станциями, речными портами, областными центрами. Особенностями местных перевозок являются большое разнообразие дорожных условий и небольшой пассажиропоток.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *