Ликвидация юридических лиц: цены, сроки и порядок закрытия юрлица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликвидация юридических лиц: цены, сроки и порядок закрытия юрлица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


В данном случае речь пойдёт о праве кредитора требовать признания должника банкротом в судебном порядке. Судебная защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица допускается, если сумма непогашенных обязательств составляет не менее 300 000 рублей, а продолжительность просрочки — от 90 дней.

Ликвидационная комиссия

Учредители или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица, должны получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа.

Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.

Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ликвидационной комиссии и выдает представителю юридического лица соответствующее свидетельство, а также выписку из ЕГРЮЛ.

Следующим шагом станет уведомление банка о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учетной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.

В состав ликвидационной комиссии, как правило, входит руководитель компании, некоторые её работники (юрист,экономист, бухгалтер и так далее), её учредители.

Что делать, если не включили в реестр

По общему правилу, двухмесячный срок на включение в реестр в случае пропуска не подлежит восстановлению. Опоздавший кредитор может претендовать на возврат долга, однако для этого придётся ждать, пока юридическое лицо рассчитается с реестровыми обязательствами. Лишь после этого можно требовать, чтобы долг был погашен за счёт оставшегося имущества или денег.

Судебная практика по ликвидации юридических лиц показывает, что шансы вернуть деньги в таких случаях крайне малы. При отсутствии средств у должника задолженность опоздавшего кредитора так и останется непогашенной.

Однако есть несколько альтернативных возможностей защиты прав кредитора при ликвидации юридического лица в случае пропуска срока.

  • Предъявление иска к бывшим учредителям.

Кредитор напрямую обращает требования к бывшим участникам компании как к физическим лицам. Предъявить такой иск можно лишь тогда, когда истец может доказать, что долг не был возвращён по вине учредителей. В качестве примеров можно привести случаи утраты бухгалтерских документов, заключение заведомо невыгодных сделок, умышленные действия, повлёкшие неплатёжеспособность компании. Конкретный характер доказательств зависит от особенностей ситуации.

Самостоятельно подготовить доказательную базу при подаче подобных исков крайне сложно. Здесь потребуется совокупность бухгалтерских, экономических и правовых знаний. В такой ситуации не будет лишней помощь опытных юристов.

  • Отсутствие уведомления от ликвидационной комиссии.

Как было сказано ранее, ликвидатор обязан письменно уведомить всех известных кредиторов о начале процедуры ликвидации. Кредитор имеет право обратиться в суд с иском о включении в реестр, если ликвидатор не направил ему уведомление о начале ликвидации ООО. Доказательством будет служить факт отсутствия документа, который бы подтверждал факт передачи.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

ликвидация юрлица по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

ликвидация юрлица по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям.

Требование о ликвидации юридического лица по вышеуказанным основаниям, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 Гражданского Кодекса РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Основные этапы ликвидации предприятия:

— принятие решения учредителями (участниками) юридического лица о ликвидации юридического лица. В трехдневный срок в письменной форме об этом уведомляется регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора. Кроме того, в трехдневный срок необходимо уведомить Пенсионный фонд;

— подача объявления в журнал «Вестник государственной регистрации» и уведомление кредиторов и дебиторов о ликвидации юридического лица;

— принятие решения учредителями (участниками) юридического лица о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса;

— прохождение документальной налоговой проверки (проверка начисления и уплаты налогов, правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, ведения кадрового учета, начисления и перечисления заработной платы) в налоговом органе;

— подача в налоговый орган ликвидационного баланса;

— закрытие всех действующих счетов (расчетных и валютных);

— для государственной регистрации ликвидации юридического лица представление в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

б) ликвидационный баланс;

в) справку из Пенсионного фонда о задолженности;

г) документ об уплате государственной пошлины;

— ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц;

— прохождение проверки во всех внебюджетных фондах и снятие с учета;

— снятие с учета в Управлении Статистики;

— уничтожение печатей.

Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом

Если у фирмы нет денег на затраты по закрытию или собственников невозможно найти, такая компания подлежит исключению из ЕГРЮЛ. Налоговая имеет право в одностороннем порядке принять решение о закрытии юрлица и исключении его из ЕГРЮЛ. В этом случае учредителям ничего не нужно делать, только ждать пока регистрирующий орган все сделает самостоятельно.

Однако, этот способ закрытия накладывает отпечаток на руководителя и участников как «недобросовестных» лиц. После принудительной ликвидации юридического лица таким образом директор и участники не смогут занимать руководящие должности, быть учредителями в других организациях или создавать новые компании, в течение трех лет. Кроме того, исключение предприятия из реестра не означает, что к собственникам и директору нельзя предъявить претензий и привлечь их к субсидиарной ответственности.

Для принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке нужны серьезные основания. Добросовестные учредители, не нарушающие систематически и грубо законодательство, могут не бояться – принудительная ликвидация им не грозит.

Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

С вступлением в силу рассматриваемых изменений более подробно урегулированы обязанности лиц, принявших решение о ликвидации.

Так, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Ранее в ГК РФ было определено, что сообщение о ликвидации должно быть направлено незамедлительно. При этом согласно ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129‑ФЗ) уведомить регистрирующий орган о принятом решении о ликвидации необходимо также в течение трех рабочих дней.

Действия по ликвидации юридического лица осуществляются его учредителями (участниками) независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения юридическим лицом деятельности. Кроме того, закрепляется, что указанные действия совершаются за счет имущества юридического лица. Установлено, что при недостаточности имущества юридического лица его учредители (участники) обязаны совершить такие действия солидарно за свой счет.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Она обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица

ГК РФ в новой редакции закрепляет, что до удовлетворения требований кредиторов должны быть погашены текущие расходы, необходимые для осуществления ликвидации.

Далее подлежат удовлетворению требования кредиторов юридического лица в порядке установленной очередности. Очередность осталась прежней:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь осуществляются расчеты с другими кредиторами.

При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета, за исключением договоров, связанных с осуществлением гражданином предпринимательской или иной профессиональной деятельности, в части основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и требования ЦБ РФ в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом.

Кроме того, положения закона дополняются нормой о том, что требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очередей.

Не изменился порядок удовлетворения требований кредиторов. Так, требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. При этом требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очередей, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные же за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо в случаях, предусмотренных ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом), его имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Порядок удовлетворения требований кредиторов дополнен следующими нормами.

Считаются погашенными при ликвидации юридического лица:

  • требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных ст. 65 ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом);
  • требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
  • требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.

Сроки закрытия предприятия

Сроки ликвидации юридического лица не могут быть конкретно установлены. В каждом случае они носят индивидуальный характер и могут занять в среднем более 4-х месяцев. Время с момента принятия решения о ликвидации, до получения на руки справки о ликвидации, складывается из многих факторов.

К ним относятся:

  • Время, потраченное на оповещение уполномоченных органов, и на публикацию в СМИ о начале процедуры ликвидации;
  • Уведомление кредиторов. Важный момент – после процедуры закрытия, кредиторы имеют право в течение двух месяцев обратиться за возмещением задолженности;
  • Время, потраченное на составление промежуточного баланса;
  • При необходимости, могут быть проведены торги имущества предприятия.

Если организация принудительно объявлена банкротом, то процесс ликвидации может затянуться до того времени, пока не будут выполнены все ее обязательства по долгам. При добровольной процедуре закрытия предприятия сроки могут составить менее 4-х месяцев.

Стадии завершения деятельности компании

Процедура ликвидации юридического лица

или одного из учредителей компании включает несколько этапов:

  1. Непосредственное принятие единогласного решения совета учредителей или уполномоченных органов о прекращении деятельности юридического лица. Данное решение должно быть запротоколировано. Если среди участников компании числится всего один человек, то решение принимается единолично, также должен быть оформлен официальный протокол.
  2. В зависимости от вида ликвидации юридического лица, участники организации или уполномоченные органы, которые принимали решение о порядке прекращения деятельности, должны уведомить о нем регистрационные органы. Заявление подается в течение трех дней в письменной форме в регистрирующий орган по месту регистрации организации. Документ в обязательном порядке должен отражать основания для начала процедуры ликвидации юридического лица. Со своей стороны орган регистрации вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в ликвидационном процессе.
  3. На данном этапе регистрирующий орган утверждает состав ликвидационной комиссии, рассматривает соответствие оснований для прекращения деятельности согласно ГК. После этого он определяет порядок и сроки ликвидации юридического лица.
  4. В соответствии со ст. 50 ГК в печатных изданиях, которые принадлежат центральному органу юстиции («Юридическая газета» или «За?»), налогоплательщик опубликовывает статью о начале процедуры ликвидации юридического лица. Также она должна включать сведения о порядке и сроке принятия претензий от кредиторов. Отметим, что он не может составлять менее 60 дней с момента выхода публикации. В статье должны быть указаны название главного участника процедуры ликвидации юридического лица, дата принятия решения о прекращении деятельности, наименование соответствующего органа. Также необходимо внести личный идентификационный номер налогоплательщика, который закреплен за ЮР, и его номер в Едином государственном реестре юридических лиц. Ликвидационная комиссия должна оставить кредиторам свои контактные данные для связи.
  5. Далее происходят переоформления всех банковских счетов на имя уполномоченных лиц. Это считается основанием для распоряжения всеми финансовыми средствами ликвидируемого ЮЛ.
  6. После того, как срок предъявления претензий со стороны кредиторов истек, начинается полная инвентаризация имущества юридического лица, которое находится в процессе прекращения деятельности. На основании активов и пассивов ЮЛ формируется промежуточный ликвидационный баланс. Также комиссия должна определить список кредиторов ликвидируемого юридического лица и сумму общей задолженности. После составления промежуточного баланса его отправляют на рассмотрение учредителям организации. Если он получает одобрение на общем совете, то данный факт также должен быть запротоколирован. После этого протокол направляется в налоговые органы.
  7. После формирования ликвидационного баланса уполномоченные лица передают в налоговые органы отчет о проведении инвентаризации имущества, бланк о факте постановки налогоплательщика на регистрационный учет, а также заявление о снятии с налогового учета. Более того, налоговая инспекция может потребовать документ, подтверждающий факт печати статьи в соответствующих изданиях.
  8. Налоговые органы приступают к проверке всех предоставленных бланков, отчетов и документов. Назначение этой процедуры должно быть не позже 20 дней после передачи требуемых бумаг.
  9. Если в составе организации присутствуют другие юридические лица, происходят их выход, а также увольнение работников предприятия в соответствии с трудовым кодексом РФ. Обратите внимание, что прежде чем увольнять сотрудников, они должны быть оповещены о предстоящей процедуре ликвидации минимум за два месяца. Более того, службы занятости не меньше, чем за два месяца до окончания процедуры также должны быть осведомлены о массовом увольнении по соответствующим причинам. ЮЛ обязано предоставить Центру занятости по месту регистрации организации все сведения об освобождаемых гражданах. В документе отражаются профессия, уровень квалификации и размер ежемесячной заработной платы каждого сотрудника. Согласно порядку трудового кодекса РФ, организация, которая находится в стадии прекращения деятельности, должна оплачивать труд наемных лиц вплоть до полного упразднения предприятия. Более того, трудовой закон защищает права сотрудников и на период их трудоустройства. Им будет выплачиваться их стандартная ЗП в течение 2-3 месяцев после увольнения. Что касается женщин, которые на момент прекращения деятельности компании находятся в декретном отпуске, то они не имеют права претендовать на сохранение за ними рабочего места. Они будут уволены в общем порядке.
  10. После того, как кредиторы предъявили свои претензии к должнику, формируется промежуточный ликвидационный баланс. Он должен состоять из переписи всего имущества, списка кредиторов и суммы задолженности, а также результата рассмотрения их требований. Ликвидационный баланс формируется участниками юридического лица или органом, который инициировал принудительную ликвидацию. Бывают случаи, когда ликвидационного баланса недостаточно для полного погашения всех долгов перед кредиторами. Тогда основанием для ликвидации юрлица будет служить Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
  11. Как только утверждается ликвидационный баланс, начинается расчет с кредиторами в порядке их очередности.
  12. После погашения всех долгов перед кредиторами или налоговыми органами ликвидируемое юридическое лицо предъявляет в ФНС конечный ликвидационный баланс, справку о закрытии всех счетов в банковских учреждениях и чек об оплате госпошлины.
  13. Основанием для завершения процедуры прекращения деятельности ЮЛ считается внесение в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. Законом предусмотрены основания для отказа в регистрации прекращения деятельности. Налоговая не будет фиксировать факт ликвидации ЮЛ, если заявление будет подано менее чем в 2-х месячный срок, на протяжении которого кредиторы имеют право заявить о долговых обязательствах ЮЛ. Также факт прекращения деятельности не может быть оформлен до полного погашения всех задолженностей.

Порядок регистрации ликвидации ЮЛ осуществляется по месту его оформления не позднее пяти рабочих дней.

Другой комментарий к статье 61 Гражданского Кодекса РФ

1. О реорганизации юридических лиц как их прекращении с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам см. комментарий к ст. 57 ГК РФ.

2. Пункт 1 комментируемой статьи вновь изложен в редакции, существовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ. Напомним, что эти изменения предусматривали возможность перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица в порядке правопреемства к другим лицам в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

3. Перечень оснований ликвидации юридического лица, изложенный в ГК РФ, не является исчерпывающим.

Ликвидация юридического лица может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа юридического лица (добровольная ликвидация). Мотивацией такого решения могут послужить различные основания. В частности, юридическое лицо может быть ликвидировано по истечении срока либо с достижением целей, для которых оно создавалось.

К основаниям добровольной ликвидации юридического лица следует отнести и невозможность достижения юридическим лицом целей, ради которых оно создано, в том числе если осуществление деятельности становится невозможным или существенно затрудняется. Однако такая ликвидация возможна только по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица.

Вместе с тем законодательством допускается принудительная ликвидация юридического лица по решению суда. Основаниями такой ликвидации являются:

— признание недействительной государственной регистрации юридического лица, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

— осуществление деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

— систематическое осуществление общественной и религиозной организацией, благотворительным и иным фондом деятельности, противоречащей их уставным целям;

— иные случаи, предусмотренные законом.

Угроза применения такой санкции (принудительной ликвидации) к «нарушителям» понуждает юридические лица осуществлять деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

4. Признание недействительной государственной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, уже предусматривалось ГК РФ в качестве основания для принятия решения учредителями (участниками) юридического лица о его ликвидации , т.е. относилось к основаниям добровольной ликвидации.

———————————
Исключено ст. 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ.

5. Грубым нарушением законодательства, например, является невыполнение требования законодательства о достоверности адреса юридического лица .

———————————
Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц.

При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (ст. 158 АПК), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц, допущенном при осуществлении своей деятельности .

———————————
Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2013 г. N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».

6. Отсутствие в комментируемой статье конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или если вредные последствия таких нарушений устранены. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц .

———————————
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация».

7. Требование о принудительной ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Ликвидация юридического лица по решению суда

Если суд вынес решение, то речь идет о принудительном виде закрытия. Процесс начинается с подачи заявления в суд уполномоченным лицом.

К основаниям вынужденной ликвидации относятся:

  1. Создание предприятия было осуществлено ненадлежащим образом;
  2. В Единый реестр внесена ошибочная информация о предприятии. Причем данные носили заведомо ложный характер;
  3. Предприятие осуществляло деятельность без соответствующего разрешения (лицензии);
  4. Деятельность организации противоречит законодательству;
  5. Наблюдается факт систематической не сдачи отчетности.

Правом подачи иска в суд обладают:

  • Антимонопольная служба РФ;
  • Центральный Банк РФ;
  • Налоговая служба РФ.

Последствия ликвидации

Процедура ликвидации имеет последствия и зависит от выбранного способа закрытия. При добровольной ликвидации возможен исход, при котором не будет неприятных последствий, однако, при этом вся документация должна быть в порядке. Особое внимание нужно уделить бухгалтерским бумагам.

Более подробно последствия процедуры ликвидации представлены в таблице:

Добровольное закрытие Принудительное закрытие или принудительное банкротство Признание себя банкротом
Отсутствие ответственности Возможно привлечение к уголовной, административной и прочим видам ответственности Отсутствие ответственности
Долги выплачиваются в установленном порядке по мере реализации имущества Мера воздействия на организацию по исполнению обязательств Законное избежание выплаты долгов
Сохраняется репутация фирмы Репутация испорчена Сохраняется репутация фирмы

Сроки и порядок ликвидации

Ликвидационные процедуры осуществляются в определенные сроки, которые можно найти в специальных законах для отдельного вида юридических лиц, например, статья 23.4 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности», устанавливает максимальный двенадцатимесячный срок для ликвидации кредитной организации, начинающий течь с момента вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации. Арбитражный суд может продлить указанный срок по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации.

Что касается Гражданского Кодекса РФ, то в нем отсутствует упоминание о сроках деятельности лиц, осуществляющих ликвидацию, как и в разъяснениях пленума ВАС РФ, который прямо указал на то, что «регламентированный положениями статей 61 — 65 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не устанавливает сроки, ограничивающие осуществление указанных процедур». Однако в решении о ликвидации организации в обязательном порядке должны быть установлены сроки представления в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, чего требует правоприменительная практика.

Таким образом, действующее законодательство РФ, не содержит детально урегулированного порядка принудительной ликвидации юридического лица через судебное решение. Имеющаяся судебная практика и разъяснения Высшего Арбитражного Суда рассчитаны главным образом на урегулирование процесса ликвидации коммерческих организаций, непростительно забывая о ликвидации некоммерческих организаций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *