Что лучше: специалитет, бакалавриат или магистратура?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что лучше: специалитет, бакалавриат или магистратура?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


После окончания магистратуры или специалистета необязательно задвигать все ссылки на сайты вузов куда подальше — можно подумать о поступлении в аспирантуру, ординатуру или ассистентуру-стажировку или на программу профпереподготовки. Аспирантура предполагает продолжение академической карьеры и вероятное трудойстройство в вузе. Ординаторы, преимущественно медики, затем продолжают карьеру в медучреждении, а ассистенты — получают работу в сфере искусства. Как правило, учатся на этих ступенях обучения три года.

Что такое аспирантура

В аспирантуре готовят научно-педагогические кадры, то есть: будущих учёных и преподавателей вузов. В России аспирантура находится выше других уровней образования.

В аспирантуру могут поступать выпускники специалитета или магистры. С дипломом бакалавра нельзя стать аспирантом, сначала нужно пройти магистратуру.

Чтобы поступить в аспирантуру, нужно сдать три экзамена: философию, иностранный язык и профильный предмет.

Аспиранты учатся 3-4 года очно, на заочном — дольше. За это время они углублённо изучают несколько предметов, занимаются научно-исследовательской работой и пишут кандидатскую диссертацию.

После окончания обучения аспиранты получают учёную степень кандидата наук.

Чем отличается бакалавриат, магистратура и аспирантура

Любое высшее образование имеет множество нюансов и преимуществ, сначала рассмотрим их различия в таблице представленной ниже:

Образование Срок обучения Поступление Выпускная работа Дальнейшее обучение
Бакалавриат Не менее 4-х лет После 10 или 11 класса, при сдаче ГИА и ЕГЭ Выпускная дипломная работа по образовательной системе вуза В магистратуре
Магистратура 2 года После окончания специалитета или бакалавра Магистерская диссертационная работа В аспирантуре
Аспирантура От 3 до 5 лет После окончания магистратуры или специалитета Кандидатская диссертация Докторантура (получение докторской степени)

Подготовка кадров высшей квалификации

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании.

Уровни образования и даны в карате

Всему, что написано выше, легко можно возразить аргументом о том, что уровни образования отжили свое. Не пора ли совсем от них отказаться? Ведь можно заменить их на микростепени: получаешь компетенцию и добавляешь в виртуальное портфолио, как победную отметку на борту самолета. К тому же, в общественном сознании уровни привязаны к жизненным этапам: поступать в бакалавриат следует в 18 лет, в магистратуру в 22, а в аспирантуру в 24. Не поможет ли отказ от них переходу к обучению на протяжении всей жизни?

Но дело в том, что у уровней есть ряд значимых функций, которые нечем заменить. Во-первых, они предполагают целостность. Между уровнем и отдельной компетенцией та же разница, что между владением одной техникой и даном в карате. Во-вторых, они являются символом того, что выпускник не только получил образовательный опыт, но и разделяет ценности и принципы университета. Именно поэтому топовые вузы считают «своими» только выпускников, которые закончили бакалавриат, магистратуру или PhD, а не всех, кто закончил пару курсов. Отсюда и мировые кейсы лишения степеней тех, кто больше не соответствует стандартам своих университетов.

Проблемы с уровнями образования лежат не только в слое принципов, но и в слое реализации. Так, для того, чтобы наличие диплома бакалавра, магистра или ученой степени отражало созвучность ценностей университета и выпускника, первому сначала необходимо определиться со своими ценностями. А это нечастое явление в российском высшем образовании.

Далее, университеты должны работать над тем, чтобы состав студентов стал более разнообразным, и обучаться в магистратуре в 40 лет было бы настолько же социально-приемлемо, как и в 25. Это, конечно, означает, что образовательный процесс должен измениться, стать более гибким и адаптироваться под цели реальных студентов, а не условных. Однако такая работа возможна исключительно при условии общего консенсуса о том, какие задачи разные уровни должны выполнять.

Разобравшись с тем, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры, у абитуриентов может появиться вопрос, что же лучше. Ответить на него однозначно невозможно.

Бакалавр и специалист – это люди, прошедшие начальную ступень высшего образования. Однако на отечественном рынке вакансий шансы выпускников неравны, у бывших студентов специалитетов они несколько выше. Для работодателей в нашей стране они находятся примерно на одном уровне с магистрами. Поэтому тем, кто планирует после обучения работать в России, лучше получить диплом специалиста. Тогда как соискателям, желающим делать карьеру за рубежом, нужно учесть, что степень бакалавра вызовет больше доверия у потенциальных работодателей.

В этом смысле магистратура является почти «беспроигрышным» вариантом. У таких соискателей одинаково высокие шансы занять хорошую должность как в российской, так и в европейской или американской компании. Но в этом случае на обучение придется затратить не менее 6 лет, тогда как диплом бакалавра или специалиста можно получить за меньший срок.

Магистратура и аспирантура: стоит ли учиться дальше? Нужна ли магистратура после бакалавриата в России?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, каких целей хочется достигнуть в результате обучения. Для того чтобы устроиться на работу, вполне хватит и уровня бакалавра. Но есть некоторые специальности, карьерный рост в которых невозможен без получения статуса магистра. В частности судьей может стать только выпускник магистратуры или специалитета, защитивший работу по юриспруденции. Каждому, кто осваивает ту или иную профессию, заранее известно о подобных нюансах.

Начав обучение с первой ступени образования, невозможно сразу перескочить на третью. Иными словами – без магистратуры бакалавр не сможет стать аспирантом. Магистратура помогает также в том случае, если после ее окончания есть желание уехать из страны, например, в страны Европы. Найти работу, имея статус магистра, будет гораздо проще.

У каждого существуют свои цели, мотивы и возможности, поэтому обучение в магистратуре является сугубо индивидуальным вопросом, который решается самостоятельно. Две абсолютно разных ступени образования, магистратура и аспирантура, отличаются не только статусом их выпускников, но и уровнем полученных знаний, умений и навыков. Принимать решение о том, нужно ли продолжать дальнейшее обучение необходимо со всей ответственностью. Ни в коем случае нельзя относиться к своей работе над получением статуса магистра или кандидата наук спустя рукава (да и вряд ли это получится). Страна должна иметь только высококвалифицированных специалистов, каждый из которых соответствует полученному статусу.

Какую аспирантуру лучше выбрать, где проходить обучение — в России или за рубежом, вы узнаете из интересного видео.

Как выбрать уровень обучения?

Чтобы не ошибиться с выбором уровня обучения, внимательно проанализируйте свои цели и планы на будущее. Если вы хотите овладеть основами профессии и далее развиваться в трудовой деятельности, применяя полученные знания на практике и приобретая новые полезные навыки, то вам вполне подойдет бакалавриат.

Если вы хотите получить глубокие знания о профессии и иметь хорошую общекультурную и общенаучную подготовку, учитесь на специалиста. Кроме этого, с дипломом специалиста вас охотно возьмут в аспирантуру.

Диплом магистра не только, как и диплом специалиста, откроет вам двери в науку, исследовательскую и преподавательскую деятельность, но и поможет в самореализации в другой стране или в международной компании. Надо иметь в виду, что сегодня на многие руководящие должности берут только людей, имеющих диплом магистра.

Преимущества и недостатки специалитета

Преимуществ у специалиста перед бакалавром достаточно много:

во-первых, работодатели ценят студентов, окончивших специалитет, благодаря чему дипломированным специалистам легче найти работу;

  • во-вторых, после специалитета сразу можно пойти в аспирантуру, не тратя время на обучение в магистратуре;
  • в-третьих, легче начать заниматься научной деятельностью;
  • в-четвертых, студентам предоставляется отсрочка от армии;
  • в-пятых, будущие специалисты имеют возможность на один год дольше наслаждать студенческой жизнью.

Если же говорить о недостатках специалитета, то, прежде всего, необходимо отметить:

  • отсутствие возможности пойти учиться в магистратуру на бюджетной основе, так как это будет считаться вторым высшим образованием;
  • за границей не ценится такое образование. У них действует только двухуровневая система, и у них нет средней квалификации;
  • если вы захотите учиться дальше, то отсрочки от армии уже не будет.

Если вы стремитесь к скорейшей экономической независимости, то обучение на специалитете может показаться вам слишком долгим (до 6 лет).

Как выбрать, куда поступать: на специалитет или бакалавриат

В российском образовании есть некоторая путаница с формами обучения. Россия подписала Болонскую декларацию, устанавливающую стандарты двухступенчатого образования, но оставила элементы советской образовательной системы, поэтому в вузах действуют как специалитет, так и бакалавриат.

Обе формы подчиняются общим государственным стандартам, и качество образования в них, по сути, не отличается. Однако выбор перед абитуриентам всё равно стоит сложный: непонятно, куда идти и какой диплом принесёт больше пользы. В этой статье мы разбираем отличия между учёбой на «традиционном» специалитете и по новой двухступенчатой системе «бакалавриат + магистратура».

В 1999 году европейские страны подписали Болонскую декларацию, которая создавала единые стандарты высшего образования в Европе. Их назвали Болонской системой, и она предполагала разбиение образования на две ступени: бакалавриат и магистратуру. Также в декларации было прописано, как оценивать работу студентов: посещаемость, контрольные и практические занятия.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, а в 2009 в нашей стране официально начала действовать система двухступенчатого образования.

Согласно 273 федеральному закону по окончании первой ступени студент-бакалавр получает диплом, который свидетельствует о наличии законченного высшего образования.

С этим документом он при желании может поступать в магистратуру, где получит второй диплом.

Однако в России окончательный переход на систему «бакалавриат + магистратура» так и не произошёл. Например, ни один российский медицинский факультет не выпускает врачей-бакалавров.

Считается, что за 4 года стать компетентным специалистом в медицинской сфере невозможно.

На некоторых же направлениях подготовки действуют оба уровня: к примеру, специалистов по «информационной безопасности» в разных вузах выпускают как с дипломами бакалавров, так и специалистов.

Между поступлением на бакалавриат и специалитет различий нет: нужно сдать ЕГЭ, творческий экзамен, если он есть, и выиграть конкурс на бюджет. Дальше их пути немного расходятся.

Согласно Болонской системе бакалавриат считается первой ступенью высшего образования. Обучение там длится 4 года, за это время студент получает общую базу знаний. После выпуска ему выдают диплом о высшем образовании.

Узкие познания по специальности дают уже в магистратуре — второй ступени образования. Для поступления на неё студенты сдают экзамены, которые проводит вуз. Обучение длится от 1 до 2 лет.

Плюсы. После бакалавриата студент может выбрать другую специальность в любом вузе. Например, если он понимает, что гуманитарные науки ему не по душе, у него есть возможность продолжить учиться на инженера. Правда, для поступления придётся сдавать технические предметы.

Болонская система принята в Европе, поэтому с дипломом бакалавра или магистра можно продолжить обучение или получить двойной диплом в странах, которые сотрудничают с Россией. Например, во Франции есть возможность подтвердить российский документ и продолжить учиться по специальности.

Минусы. В магистратуре бюджетных мест меньше, чем выпускников бакалавриата, поэтому при поступлении будет проводиться конкурс. Насколько суровый — зависит от вуза, конкретной специальности и количества желающих поступить в магистратуру.

Во время работы в приёмной комиссии я часто вижу, как абитуриенты боятся, что после бакалавриата их не возьмут на хорошо оплачиваемую работу. Согласно статистике Министерства образования о выпускниках 2016 года, магистры действительно получают более высокие зарплаты и чаще работают по специальности.

Однако в вакансиях на HeadHunter указывают «наличие высшего образования» без уточнения степени. Думаю, что всё зависит от знаний человека. Большие зарплаты получают хорошие специалисты, которые постоянно учатся и получают дополнительные профессиональные навыки, а один из способов продолжать обучение — поступить в магистратуру.

Форма образования, сохранившиеся со времён СССР. Учёба длится от 5 до 6 лет, в зависимости от специальности и вуза. По окончании студент получает диплом с квалификацией «специалист», после чего он может искать работу или поступать в аспирантуру и заниматься научной работой. Магистратура в этой системе считается вторым высшим образованием, и получить его можно только на платной основе.

Плюсы. Обучение проходит в одну стадию, не нужно сдавать дополнительных экзаменов и проходить конкурс, как в случае с системой «бакалавриат + магистратура». Выпускники сразу получают базовое и специализированное образование в своей профессии. После специалитета студент, желающий заниматься наукой, сразу поступает в аспирантуру — без риска, что может не пройти конкурс.

Минусы. Диплом специалиста не котируется в странах Европы. Если выпускник хочет попасть в европейскую программу обмена или продолжить учиться в Европейской стране, поступать придётся заново.

Все учебные программы в России подчиняются одинаковым стандартам, поэтому обучение и качество образования не будут сильно отличаться.

Однако после специалитета проще поступить в аспирантуру, пропустив одну ступень образования — магистратуру. Система же «бакалавриат + магистратура» даёт диплом европейского образца, что поможет продолжить учиться или найти работу за рубежом.

В чем отличие степеней бакалавра, специалиста, магистра?

Бакалавриат, специалитет и магистратура как уровни профессионального высшего образования

В настоящее время в РФ установлены, в частности, следующие уровни профессионального высшего образования (п. п. 2, 3 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Прием на обучение осуществляется отдельно по каждой из этих программ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69 Закона N 273-ФЗ).

Особенности специалитета, бакалавриата и магистратуры

Лицо, намеренное получить первое высшее образование в вузе, который перешел на болонскую систему образования, поступает на бакалавриат. При условии успешного прохождения итоговой аттестации ему присваивается квалификация «бакалавр» и выдается диплом, свидетельствующий о наличии у него высшего образования (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).

В отличие от программ бакалавриата и специалитета осуществлять обучение по программам магистратуры могут не только вузы, но и научные организации (п. 4 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301).

Связанные вопросы

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Разница между бакалавриатом и специалитетом

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.

Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.

Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).

Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.

Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.

Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.

Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.

Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.

Различия между специалитетом и магистратурой

Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:

Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень.

Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр. И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними.

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.

Все направления подготовки в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и ассистентуре-стажировке перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Преимущества и недостатки специалитета

Преимуществ у специалиста перед бакалавром достаточно много:

во-первых, работодатели ценят студентов, окончивших специалитет, благодаря чему дипломированным специалистам легче найти работу;

  • во-вторых, после специалитета сразу можно пойти в аспирантуру, не тратя время на обучение в магистратуре;
  • в-третьих, легче начать заниматься научной деятельностью;
  • в-четвертых, студентам предоставляется отсрочка от армии;
  • в-пятых, будущие специалисты имеют возможность на один год дольше наслаждать студенческой жизнью.

Если же говорить о недостатках специалитета, то, прежде всего, необходимо отметить:

  • отсутствие возможности пойти учиться в магистратуру на бюджетной основе, так как это будет считаться вторым высшим образованием;
  • за границей не ценится такое образование. У них действует только двухуровневая система, и у них нет средней квалификации;
  • если вы захотите учиться дальше, то отсрочки от армии уже не будет.

Если вы стремитесь к скорейшей экономической независимости, то обучение на специалитете может показаться вам слишком долгим (до 6 лет).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *