Cрок эксплуатации снаряжения для альпинизма. Рекомендации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Cрок эксплуатации снаряжения для альпинизма. Рекомендации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Страховку для работы на высоте нужно выбирать в зависимости от условий ее использования. На работоспособность изделия могут повлиять химреактивы, острые кромки строительных материалов и конструкций, абразивные вещества, УФ излучение.

  • присоединять строп к боковому креплению страховочного пояса;
  • использовать изделие как самостоятельный элемент, предохраняющий от падения с высоты;
  • вносить конструктивные изменения в конструкцию СИЗ;
  • использовать строп с амортизатором в целях, не предусмотренных инструкцией по эксплуатации;
  • работать с неисправным карабином;
  • применять изделие, которое ранее подвергалось нагрузке при падении работника с высоты.

Зная особенности конструкции страховочной системы и максимальную длину страховочного стропа с амортизатором, можно исключить риск получения травмы при падении даже с большой с высоты.

Что из себя представляет монтажный пояс?

Конструктивно такой пояс состоит из следующих базовых элементов, для большей прочности выполненных с дополнительной надёжной прошивкой и закреплением между собой:

  • ремень с возможностью регулировки по объёму соответственно физиологическим параметрам человека;
  • за обеспечение комфорта даже при длительных по времени работах и для предотвращения натирания кожных покровов жёстким поясом в конструкцию входит кушак, представляющий собой мягкую подкладку под внутренней стороной ремня;
  • к элементам крепления карабинов и строп относятся закреплённые на ремне металлические кольца, чаще всего две штуки D-образной формы;
  • страховочный фал различной длины выполняется из высоколегированной стали или из капроновой ленты, может он собой представлять и полимерный канат;
  • дополнительно некоторые модели могут быть снабжены амортизирующим устройством, ответственным за энергопоглощение в критической ситуации – при падении специалиста с высоты за счёт амортизатора ослабляется динамический рывок фала, что позволяет избежать травмирования при резкой остановке тела в нижней точке падения. Пояса с амортизатором должны использоваться при условии, что под опорной поверхностью точки проведения работ имеется свыше 3 метров свободного пространства;
  • некоторые модели поясов имеют дополнительные гнёзда под инструмент, что освобождает руки рабочего от ненужных в данный момент предметов.

Условия хранения страховочной привязи

Время проходит, и страховочные привязи портятся, даже если и не эксплуатируются на производстве. Поэтому хранение является одной из главных частей применения страховки. СИЗ, как и любая другая вещь, требует должного ухода. Производители рекомендуют следующее:

  • Защита от влаги. Хранение должно быть в сухом помещении.
  • Защита от пожара. Не следует хранить рядом с отопительными, нагревающимися приборами.
  • Ограждение от повреждений. Не следует хранить рядом с острыми предметами, чтобы избежать механических дефектов.
  • Чистка без использования химических средств. Химические очистители плохо влияют на качество страховочных изделий.

Хранение в несоответствующих условиях приводят к снижению эффективности оборудования. Это заметно повышает риск получения травмы при выполнении работы.

Проверка СИЗ от падения с высоты

В процессе эксплуатации средства индивидуальной защиты от падения с высоты могут изнашиваться, портиться под воздействием неблагоприятных факторов, выходить из строя в случае срабатывания амортизационных механизмов и пр. Оценкой значимости дефектов и принятием решения о дальнейшей эксплуатации средства индивидуальной защиты согласно п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, занимается уполномоченное работодателем должностное лицо либо комиссия по охране труда.

Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты назначается приказом по организации и должно обладать 3 группой допуска по безопасности, группа подтверждается удостоверением, которое можно получить после прохождения очного или удалённого обучения безопасным методам работы на высоте. Помимо этого ответственный сотрудник должен знать:

  • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
  • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
  • проверка функционирования;
  • документирование результатов проверки;
  • формулировка рекомендаций.

Периодичность и объём проверок средств индивидуальной защиты от падения с высоты регламентирован п.123 Правил охраны труда при работе на высоте, утверждённых Приказом Минтруда и соцзащиты от 16.11.2020 №782н. Согласно этому документу, «динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты в эксплуатирующих организациях не проводятся».

В какие сроки осматривается страховочная привязь

В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на европейские стандарты. При датированных ссылках последующие редакции международных стандартов или изменений к ним действительны для настоящего стандарта только после введения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. При недатированных ссылках действительно последнее издание приведенного стандарта (включая изменения).

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 — наплечная лямка; 2 — вспомогательная лямка; 3 — ремень, используемый в положении сидя; 4 — набедренный ремень; 5 — спинная опора для рабочего позиционирования; 6 — регулировочный элемент; 7 — элемент крепления для останова падения; 8 — пряжка; 9 — элемент крепления для рабочего позиционирования;

Все крепежные пряжки (т.е. пряжки, отличные от используемых для регулировки и подгонки) должны быть сконструированы таким образом, чтобы их можно было застегнуть только одним правильным способом или чтобы все возможные способы их застегивания соответствовали требованиям прочности и работоспособности.

Примечание — Страховочная привязь может включать в себя соединительные стропы, фитинги, пряжки и другие элементы, закрепленные соответствующим образом для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после остановки падения. [ЕН 363:2002]

д) запрещается: перегружать средства подмащивания, выполнять ремонтные операции, открывать двери средств подмащивания и находиться на стреловых частях во время работы на высоте, работать при отсутствии или неправильной установке страховочной гайки в приводах подъема секции.

Страховочные системы должны применяться всегда, когда есть риск падения работника. Их назначение не просто остановить падение (с этим справляется и асфальт), а сделать это безопасно. Динамическая нагрузка на работника при остановке падения — сила торможения — не должна быть больше безопасной величины в 6 кН.

При применении страховочных систем должна использоваться страховочная привязь. Средства остановки падения должны присоединяться к привязи работника в точках крепления, расположенных на груди или спине, маркированных буквой А.

В страховочных системах обычно применяются амортизаторы, которые поглощают часть энергии при падении и уменьшают силу торможения до безопасных 6 кН. При срабатывании амортизаторы удлиняются. Необходимо учитывать удлинение амортизатора при расчете запаса свободного пространства под работником. При недостаточном запасе высоты, работник может удариться о пол или другие препятствия до полной остановки.

Рассмотрим существующие способы организации страховочных систем.

Работа на высоте всегда сопровождается риском падения. Поэтому рабочие и специалисты, занятые выполнением задач на кровле зданий, стенах и перекрытиях строительных объектов, опорах линий электропередач должны обеспечиваться средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Привязи делят на несколько видов в зависимости от их конструкции и назначения:

1. Страховочные.

Особенностью данных изделий является обязательное наличие наплечных и набедренных строп (лямок), плотно охватывающих тело. Крепление таких устройств к анкерной линии осуществляется только в одной точке, расположенной в районе груди или спины работника. Если предполагается такую привязь использовать для позиционирования, она дополняется широким ремнем с пряжкой и кушаком.

2. Удерживающие.

Главное предназначение этих привязей – ограничение зоны перемещения работника с целью не дать ему попасть в опасную зону. Страховка подобного вида состоит из ремня с кушаком и кольцом для крепления стропы.

3. Позиционирующие.

В своей конструкции позиционирующая привязь имеет страховочный ремень с пряжкой и прочным креплением к стропе. К особенностям этого СИЗ относят наличие нескольких точек крепления, позволяющим фиксировать работника в определенном положении.

4. Для положения сидя.

Если работник много времени проводит в подвешенном состоянии, для удобства привязь дополняют лавочкой или сиденьем. Данная конструкция может включать в свой состав лямки, опоясывающие тело.

5. Специализированные.

Иногда приходится выполнять работы на высоте в сложных условиях. В таком случае используются привязи, изготовленные специально для конкретных условий труда. Например, огнеупорные страховочные устройства или средства защиты, сделанные из материалов, стойких к повышенной влажности.

Требования, предъявляемые к страховочным привязям для работы на высоте подробно излагаются в ГОСТах «РЕН 361-2008» и «РЕН 358-2008». В этих документах излагаются как общетехнические требования, так и сроки, методы проверки прочности СП. Кратко все изложенное в этих документах сводится к семи пунктам:

1. Используемые материалы (ткань лент, материал нитей, пряжек) должны быть совместимы.

2. Цвет нитей, лент должен быть выделяющимся на фоне рабочих поверхностей, контрастировать друг с другом. Это нужно для легкой идентификации работающего на высоте человека с одной стороны, для контроля качества соединения самих лент с другой стороны (в том смысле, что легко будут видны обрывы, потертости или размочаливания нитей).

3. В конструкции СП должна быть возможность подгонки к конкретному человеку. Это с одной стороны гарантирует невозможность выпадения тела человека из системы, а с другой — отсутствие у него травм при падении.

  • Во время примерки, подгонки СП концы лент должны выступать из пряжек не менее, чем на 10-15 см. Если это не так, то данный комплект использовать нельзя.

4. Страховочные привязи для работы на высоте обязательно предполагают крепление особыми лямками в области плеч, ног человека. Кроме этого на поясе есть особый широкий кушак, снимающий как статическую, так и динамическую нагрузку на позвоночник.

  • Не нужно путать СП с монтажным поясом. Оба эти устройства имеют пояс с кушаком, но СП более продвинут и обеспечивает как большую безопасность, так и удобство в работе, в том числе связанной с активным перемещением на высоте. Монтажный пояс этого дать не может.

5. Фиксирующие ленты элементы (пряжки и застежки) должны полностью исключать ослабление или саморасстегивание.

6. Ленты несущие основную нагрузку не должны быть уже 4 см, а вспомогательные — уже 2 см. Это требование объясняется тем, что более узкие ленты могут при рывке серьезно травмировать конечности человека.

7. СП должна быть способна выдержать вес многократно превышающий вес работника, но сама должна быть легка и не громоздка.

  • Противоречивое требование к СП — высокая прочность с одновременной легкостью объясняет то, что наиболее распространенным материалом для СП является такое синтетическое волокно как полиамид.

Испытание страховочных привязей

СП перед каждым использованием должны тщательно осматриваться, а работа крепежей, застежек и пряжек — проверяться. В случае обнаружения потертостей, надрезов, оборванных нитей или непрочной фиксации, такая СП не допускается к эксплуатации.

Вообще же время плановые испытания и проверка страховочных привязей для работы на высоте регламентируются назваными ранее ГОСТами. В них приводится инструкция, которая прописывает порядок утилизации негодных страховочных привязей для работы на высоте. Все они должны обязательно уничтожаться. Так как в противном случае не исключено их случайное применение.

К каждой СП прилагается инструкция. В ней содержатся рекомендованные условия хранения и эксплуатации СП. В общих чертах, не зависимо от конкретной модели, все эти правила можно свести к следующим пунктам:

  • Хранение в сухих помещениях.
  • Защита СП от огня или едких химикатов.
  • Мытье от загрязнений теплой водой и естественная сушка.
  • Использование только в течении положенного срока. По истечении его — обязательная утилизация независимо от состояния СП.

Системы канатного доступа

Системы канатного доступа позволяют достигать места выполнения работ путем подъема или спуска по канату — гибкой вертикальной или наклонной анкерной линии. Такие системы являются крайним решением, когда применение других методов доступа, например, строительных лесов, люлек или подъемных вышек не целесообразно.

Для подъема и спуска работника по вертикальной (более 70º к горизонту) и наклонной (более 30º к горизонту) плоскостям, а также выполнения работ в состоянии подвеса в безопорном пространстве применяется система канатного доступа, состоящая из анкерных устройств и соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, стропы, канаты, карабины, устройство для спуска, устройство для подъема).

Работы с использованием систем канатного доступа производятся с обязательным использованием страховочной системы, состоящей из анкерного устройства, соединительной подсистемы (гибкая или жесткая анкерная линия, амортизатор, стропы, канаты, карабины, ловитель, страховочная привязь).

Не допускается использование одного каната одновременно для страховочной системы и для системы канатного доступа.

В системах канатного доступа применяется страховочная привязь, совмещенная с привязью для положения сидя. Средства остановки падения присоединяются к грудной или спинной точке крепления, маркированной буквой А. Устройства для подъема (зажимы) и устройства для спуска — к точке крепления, расположенной в районе живота.

Тема: Нужно ли испытывать предохранительные пояса

Используем предохранительные пояса для работы на высоте. Испытываем каждые полгода. Вышли новые правила ПОТ при работе на высоте, вступающие в этом году, где: п. 95 «Динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях не проводятся.» Что теперь делать, испытывать или нет? Если и испытывать, то согласно чему и с какой нагрузкой?

Действительно в новых правилах по охране труда при работе на высоте имеется указание о том, что хотя работодатель и обеспечивает регулярную проверку исправности систем обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с указаниями в их эксплуатационной документации, а также своевременную замену элементов, компонентов или подсистем с понизившимися защитными свойствами, но динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях не проводятся. Это означает, что испытывать статической нагрузкой предохранительные (монтажные) пояса вовсе необязательно.

Контроль и испытание монтажных поясов

Строительные защитные пояса должны выдерживать и динамическую нагрузку, возникающую во время падения груза массой 100 кг (плюс-минус 1 кг) с высоты, которая равна двум максимальным длинам стропа. Испытания монтажного пояса на соответствие этим требованиям проводят согласно схемам, показанным на рисунках 4 и 5. Высота свободного падения груза-манекена должна соответствовать двум длинам стропа.

  • внешний осмотр пояса;
  • проверка массы;
  • проверка его основных размеров;
  • испытания монтажного пояса (статические и динамические) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50849-96, а также ТУ на пояса конкретных конструкций.

Какие привязи могут использоваться в удерживающих системах

Надёжность средств индивидуальной защиты для работы на высоте проверяется при типовых испытаниях, приемо-сдаточных и необходимых по графику согласно ГОСТу и инструкции по охране труда. Проверка страховочных привязей и поясов проводится в соответствии с ГОСТ Р 12.4.224-99, ГОСТ Р 50849-96 и ТУ, соответствующим определённым конструкциям СИЗ.

Испытание монтажных поясов на базе нашей лаборатории включает в себя комплекс действий, предусмотренных нормативными документами. Спасательные, страховочные, монтажные и пожарные пояса в обязательном порядке подвергаются полномасштабной визуальной и механической проверке на прочность. Прежде чем на руки заказчику выдаётся акт о соответствии СИЗ нормам безопасности и ГОСТам, пояса и привязи проходят следующие этапы проверки:

Пояса являются средствами индивидуальной защиты работающих от падения при работе на высоте и верхолазных работах, а также средствами страховки и эвакуации работающих из колодцев, траншей, емкостей и других закрытых пространств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Так вот, тому счастливчику кто будет у Вас отвечать за ежегодный осмотр средств защиты от падения с высоты предстоит пройти дополнительное обучение в рамках 3 группы на эту самую проверку СИЗ от падения и получить гордое звание компетентного лица. На данном обучении (если Вы конечно не покупаете корочки оптом за тыщу руб) Вам расскажут методики осмотра страховочных привязей, как искать места возможного внутреннего прорыва страховочного стропа, азы и правила маркировки, как правильно проверять блокирующие устройства и даже триподы. Ну и в обязательном порядке- правила заполнения всех формуляров и актов осмотра.

Период Проверки Страховочных Поясов

В инструкциях по эксплуатации СИЗ от падения с высоты производителем излагаются основные требования и этапы проведения периодических проверок. В общем виде алгоритм полного осмотра состоит из следующих шагов:

  • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
  • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
  • проверка функционирования;
  • документирование результатов проверки;
  • формулировка рекомендаций.

При наличии одного из следующих критериев СИЗ от падения с высоты подлежит немедленной выбраковке и исключению из эксплуатации. В противном случае увеличивается вероятность наступления несчастного случая, расследования и привлечения виновных лиц к ответственности. Критерии выбраковки:

  • выявлено нарушение требований безопасной эксплуатации при предэксплуатационной или периодической проверке;
  • средство было использовано для остановки падения;
  • изделие эксплуатировалось не по назначению;
  • маркировки производителя отсутствуют либо не читаются;
  • неизвестна история использования СИЗ от падения с высоты;
  • истёк срок службы или хранения;
  • изделие подвергалось ремонту, несанкционированному производителем;
  • возникли сомнения в целостности, комплектности или совместимости СИЗ.

При визуальном осмотре страховочной привязи обращают внимание на состояние следующих элементов:

  1. Ленты силовой конструкции и текстильные точки присоединения:
    • порезы;
    • износ;
    • оплавления;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
    • надрывы;
  2. Нити силовой прошивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
  3. Индикаторы срыва;
  4. Металлические точки присоединения и регулировочные пряжки:
    • деформация;
    • отметины;
    • износ;
    • коррозия;
  5. Элементы обеспечения комфорта:
    • ограничители хода;
    • прошивка защитных компонентов;
    • защитное покрытие;
    • мягкие накладки;
    • разгрузочные петли и др.

Во время функциональных проб проверяют:

  • установку ленты в пряжках;
  • функционирование быстроразъёмных пряжек ФАСТ;
  • работу регулировочных пряжек.

При визуальном осмотре стропы уделяют пристальное внимание состоянию следующих элементов:

  1. Лента амортизатора:
    • порез;
    • износ;
    • обожженные места;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
  2. Нити в швах амортизатора, ленточного основания тела стропа, силовой зашивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Канатное основание стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • химическое загрязнение;
    • грыжи;
  4. Тросовое основание стального стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • химическое воздействие;
    • следы коррозии;
    • сгибы;
    • скрутки;
  5. Заделка петель;
  6. Защитные коуши:
    • наличие;
    • деформация;
  7. Соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки) и механизм регулировки длины:
    • наличие;
    • коррозия;
    • деформация;
    • отметины;
    • трещины;
    • износ;
  8. Защитные чехлы:
    • наличие;
    • износ.

При проверке эксплуатационных характеристик особое внимание обращают на работу запирающего механизма и эффективность работы возвратной пружины соединительных карабинов, а также на исправное функционирование механизмов регулировки длины стропа.

При визуальном осмотре канатов обращают внимание на появление дефектов в следующих функциональных элементах:

  1. Оплётка:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • отметины;
    • химическое воздействие;
    • открытие сердцевины;
    • грыжи;
  2. Нити швов в прошитых концах:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Узлы:
    • форма;
    • износ.

Сердцевина каната подлежит тактильной проверке – прощупыванию, в ходе которого отмечают наличие следующих дефектов:

  • жёсткие места;
  • мягкие места;
  • загибы и перекручивания;
  • грыжи;
  • отсутствие оплётки.

При визуальном осмотре соединительных звеньев обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют работу защёлки карабина и возвратной пружины.

Спусковые устройства осматривают на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют способность к перемещению и торможению, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

При визуальном осмотре блок-роликов обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют свободу вращения, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

Визуальный осмотр блокирующих устройств втягивающего типа проводят по тем же параметрам, что и осмотр стропов и страховочных привязей. На функциональных пробах обращают внимание на способность ленты свободно вытягиваться и втягиваться, а также остановку при резком приложении нагрузки.

Временной интервал между обязательными проверками средств защиты, используемых во время работ на высоте, определяет производитель и указывает в инструкции по эксплуатации на конкретный вид изделия. Как правило, страховочные привязи проходят проверку не реже чем одни раз в 12 месяцев. Однако лицо, ответственное за эксплуатацию подобных изделий, может сократить этот срок в зависимости от условий, в которых эксплуатируется привязь. Например, чаще одного раза в год проверяют страховку, которая подвергается риску воздействий высоких температур, агрессивных химических элементов, повышенной влажности. Причем пункт 96 ПОТ обязывает работника, который использует привязь, проверять ее перед началом работ и по их окончанию. Делается это путем визуального и тактильного осмотра СИЗ, включая:

  • внешний осмотр;
  • проверка на наличие коррозии;
  • выявление следов деформации;
  • проверка срока годности и наличия маркировки.

В большинстве случаев разрешается использовать средства индивидуальной защиты не более 5 лет.

В настоящее время в правилах по охране труда (Приказ 155н) исключен пункт, обязывающий работодателя проводить испытания СИЗ нагрузками (динамическими и статическими). Таким образом, рассматривая вопрос периодичности проверки страховочной привязи, стоит обратить внимание лиц, закрепленных за средствами страховки именно на этот пункт. Однако если отраслевые нормы содержат требование испытывать страховку таким образом, это необходимо делать.

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), приказываю:

1. Утвердить Правила по охране труда при работе на высоте согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 сентября 2014 г., регистрационный N 33990);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 383н «О внесении изменений в Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 155н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2015 г., регистрационный N 38119);

пункт 2 Изменений, вносимых в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 288-ФЗ «О ратификации Конвенции о безопасности и гигиене труда в строительстве (Конвенции N 167)», внесенных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 826н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 января 2019 г., регистрационный N 53418).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.

Министр
А.О. КОТЯКОВ

1. Правила по охране труда при работе на высоте (далее — Правила) устанавливают государственные нормативные требования по охране труда и регулируют порядок действий работодателя и работника при организации и проведении работ на высоте.

2. Требования Правил распространяются на работников и работодателей — физических или юридических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, выполняющими работы на высоте (далее — работодатели, работники).

3. К работам на высоте относятся работы, при которых:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:

при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;

при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения площадок менее 1,1 м;

б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.

4. Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее — СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте, указанной в пункте 3 Правил.

Работы, отнесенные работодателем к работам на высоте, должны быть учтены в локальных документах СУОТ.

5. Работодатель для обеспечения безопасности работников должен по возможности исключить работы на высоте.

6. При невозможности исключения работ на высоте работодатель должен обеспечить реализацию мер СУОТ по снижению установленных уровней профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника, в том числе путем использования следующих инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия на работников идентифицированных опасностей:

а) применение защитных ограждений высотой 1,1 м и более, обеспечивающих безопасность работника от падения на площадках и рабочих местах;

б) применение инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применением подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов;

в) использование средств коллективной и индивидуальной защиты.

7. Работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м, выполняются по заданию работодателя на производство работ с выдачей оформленного на специальном бланке наряда-допуска на производство работ (далее — наряд-допуск) (рекомендуемый образец предусмотрен приложением N 2 к Правилам).

8. Работы на высоте, для которых принятыми работодателем мерами обеспечения безопасности работника обеспечен допустимый минимальный риск его падения, в том числе, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 6, а также периодически повторяющиеся работы на высоте, указанные в пункте 7, и которые являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса, характеризующиеся постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей, в соответствии с действующей у работодателя СУОТ можно проводить без оформления наряда-допуска.

Меры безопасности при проведении указанных работ должны быть изложены в технологических картах, инструкциях по охране труда или производственных инструкциях с учетом требований настоящих Правил.

9. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

12. К работе на высоте допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет.

13. Работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.

169. Конструкция приставных лестниц и стремянок должна исключать возможность сдвига и опрокидывания их при работе. На нижних концах приставных лестниц и стремянок должны быть оковки с острыми наконечниками для установки на земле. При использовании лестниц и стремянок на гладких опорных поверхностях (паркет, металл, плитка, бетон) на нижних концах должны быть надеты башмаки из резины или другого нескользкого материала.

При установке приставной лестницы в условиях, когда возможно смещение ее верхнего конца, последний необходимо надежно закрепить за устойчивые конструкции.

170. Верхние концы лестниц, приставляемых к трубам или проводам, снабжаются специальными крюками-захватами, предотвращающими падение лестницы от напора ветра или случайных толчков.

У подвесных лестниц, применяемых для работы на конструкциях или проводах, должны быть приспособления, обеспечивающие прочное закрепление лестниц за конструкции или провода.

171. Устанавливать и закреплять лестницы и площадки на монтируемые конструкции следует до их подъема.

172. При работе с приставной лестницы на высоте более 1,8 м надлежит применять страховочную систему, прикрепляемую к конструкции сооружения или к лестнице (при условии закрепления лестницы к конструкции сооружения). При этом длина приставной лестницы должна обеспечивать работнику возможность работы в положении стоя на ступени, находящейся на расстоянии не менее 1 м от верхнего конца лестницы.

173. Приставные лестницы без рабочих площадок допускается применять только для перехода работников между отдельными ярусами здания или для выполнения работ, не требующих от работника упора в строительные конструкции здания.

174. При использовании приставной лестницы или стремянок не допускается:

а) работать с двух верхних ступенек стремянок, не имеющих перил или упоров;

б) находиться на ступеньках приставной лестницы или стремянки более чем одному человеку;

в) поднимать и опускать груз по приставной лестнице и оставлять на ней инструмент;

г) устанавливать приставные лестницы под углом более 75° без дополнительного крепления их в верхней части.

175. При работе на высоте не допускается работать на переносных лестницах и стремянках без соответствующих систем обеспечения безопасности работ на высоте:

а) над вращающимися (движущимися) механизмами, работающими машинами, транспортерами;

б) с использованием электрического и пневматического инструмента, строительно-монтажных пистолетов;

в) при выполнении газосварочных, газопламенных и электросварочных работ;

г) при натяжении проводов и для поддержания на высоте тяжелых деталей.

176. Не допускается установка лестниц на ступенях маршей лестничных клеток. Для выполнения работ в этих условиях следует применять другие средства подмащивания.

177. При работе с приставной лестницы в местах с оживленным движением транспортных средств или людей для предупреждения ее падения от случайных толчков (независимо от наличия на концах лестницы наконечников) следует место ее установки ограждать или выставлять дополнительного работника, предупреждающего о проведении работ. В случаях, когда невозможно закрепить лестницу при установке ее на гладком полу, у ее основания должен стоять работник в каске и удерживать лестницу в устойчивом положении.

178. При перемещении лестницы двумя работниками ее необходимо нести наконечниками назад, предупреждая встречных об опасности. При переноске лестницы одним работником она должна находиться в наклонном положении так, чтобы передний конец ее был приподнят над землей не менее чем на 2 м.

179. Лестницы и стремянки перед применением осматриваются ответственным исполнителем (производителем) работ (без записи в журнале приема и осмотра лесов и подмостей).

На всех применяемых лестницах должен быть указан инвентарный номер, дата следующего испытания, принадлежность подразделению. Испытание лестниц проводят:

а) деревянных — 1 раз в 6 месяцев;

б) металлических — 1 раз в 12 месяцев.

В соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»), а также ГОСТ Р ЕН 365–2010 «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Основные требования к инструкции по применению, техническому обслуживанию, периодической проверке, ремонту, маркировке и упаковке» вводится новое понятие «Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты». «Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты» относится к 3 группе по безопасности работ на высоте (п.11, приложение № 1 ).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетентное лицо, имеющее группу по безопасности на высоте, должно быть назначено и обучено у производителя. Либо оборудование должно пройти проверку у представителя производителя, имеющее это компетентное лицо со всеми перечисленными требованиями ( группа и сертификат об обучении).

Необходимая для полного обеспечения безопасности даже высококвалифицированных специалистов-высотников страховочная привязь является индивидуальным элементом страховки. Надёжный охват тела и фиксация человека при возможном падении обеспечиваются за счёт прочных строп, регулируемых по объёму ремней и надёжных фиксаторов-пряжек.

Ножные и плечевые лямки плотно фиксируют тело человека и не позволяют ему выскользнуть из страховочной системы, в каком бы положении он ни оказался.

Однако следует помнить: страховочная привязь не является абсолютным гарантом безопасности человека – методы защиты человеческой жизни и здоровья должны использоваться комплексно, требования безопасности соблюдаться неукоснительно, квалификация специалиста соответствовать высокому уровню.

Страховочная привязь может быть использована не только для профессиональных высотных работ любого рода (монтажа, пожаротушения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.), но и для туристических походов, скалолазания и альпинизма. Основной функцией страховочной экипировки является как предотвращение несанкционированного спуска, так и остановка падения человека с высоты.

Напомним, что к высотным относятся любого рода работы, производимые на высоте свыше двух метров – строительные и верхолазные без опоры (на высоте свыше пяти метров), монтажные и кровельные работы, спуск-подъём и т.д. К числу обязательных требований, предъявляемых к индивидуальной страховочной привязи, относятся:

  1. Технические требования, регламентируемые стандартами ГОСТ Р ЕН 361-2008: состав одно- или многоволоконных синтетических материалов, их прочность на разрыв, совместимость тканой ленты и швейных нитей с тканью строп и ремней.
  2. Для визуального контроля целостности обеспечивающие соединение тканые ленты и швейные нитки выполняются в контрасте к базовому цвету лямок.
  3. Страховочная привязь – это конструкция с обязательным наличием лямок в тазобедренной и плечевой областях (не следует путать с монтажным поясом, который подобных конструктивных элементов не имеет).
  4. Страховочная привязь должна иметь возможность регулирования лямок по объёму тела – только правильная и плотная фиксация системы на теле предотвратит серьёзное травмирование в случае возникновения нештатной ситуации.
  5. Фиксация лямок должна быть абсолютно надёжной с исключением возможности произвольного ослабления.
  6. Ширина базовых лямок должна быть не менее 4 см, а вспомогательных – не менее 2 см: это исключит врезание лямок в мышечные ткани в случае резкой остановки при высотном падении.
  7. Привязь должна выполняться из материала, способного выдержать вес, значительно больший, чем вес человека, при этом сама конструкция не должна быть тяжёлой – нередко в качестве такого материала используется полиамид.
  8. Удобство и простота использования привязи, правильно подогнанный размер позволит человеку легко подготовиться к выполнению работы и сориентироваться при необходимости в сложной ситуации.

Только точное исполнение этих требований сможет обеспечить качественную, оптимальную по время- и трудозатратам работу, а, возможно, и спасти человеческую жизнь.

Независимо от конкретной модели страховочная привязь состоит из следующих базовых элементов и узлов:

  • плечевые лямки, расположенные на оптимальном друг от друга расстоянии во избежание травмирования шеи;
  • ножные лямки (обхваты) с эластичными комфортными накладками;
  • задние тяги для соединения плечевых и ножных лямок;
  • лямочный предохранительный пояс-кушак, дающий дополнительную поддержку спине и уменьшающий утомляемость человека;
  • текстильно-синтетические петли для карабинов и снаряжения;
  • несколько самоблокирующихся пряжек, не допускающих произвольного расстёгивания и ослабления ремней и лямок при эксплуатации – для регулирования плечевых и ножных лямок по длине, высоты спинной точки, объёма пояса.

Привязи различаются по своему предназначению: они могут страховать человека при неожиданном падении, предотвращать его падение, существуют и сидячие конструкции для выполнения длительных работ на высоте.

В любом случае, конструкция страховочной привязи направлена на правильное и безопасное положение человека в рабочем пространстве при любых обстоятельствах.

Цена конкретной модели определяется конфигурацией страховочной привязи, её функционалом и материалами исполнения.

Порядок прохождения периодических проверок СИЗ от падения с высоты

В зависимости от назначения привязь может иметь разную конструкцию и комплектацию. Точное описание подобных систем страховки дают государственные стандарты. К основным элементам страховочной привязи относят:

  • наплечные лямки;
  • регулирующую пряжку;
  • соединительный карабин;
  • пояс с кольцом крепления;
  • набедренные лямки;
  • пластинку на месте пересечения ремней;
  • петли для рабочего инструмента;
  • идентификационную бирку.

Категорически запрещается использовать в работе привязи со следами деформации, обрывов, порезов, коррозии.

Используя средства индивидуальной защиты, необходимо внимательно следить за их сроком службы. Особенно это важно, если страховочная привязь активно эксплуатируется в тяжелых условиях. Например, в морских портах, на предприятиях химической промышленности, в цехах, где производят сварочные и огневые работы.

Средний срок эксплуатации страховой привязи составляет 5 лет. Однако этот временной промежуток может быть меньше или больше. Точный интервал определяет производитель изделия. По истечении установленного срока эксплуатации привязь должна пройти полную инспекторскую проверку. Она может быть организована производителем СИЗ или лицом (организацией), рекомендованным производителем. Если средство страховки признается пригодным для дальнейшей службы, устанавливается время до следующего инспектирования. В тех случаях, когда проверка выявила дефекты изделия, оно подлежит утилизации. Не допускается дальнейшее использование даже отдельных элементов привязи, подлежащей списанию.

Порой снаряжение становится слишком родным. Особенно, если вы провели с ним чудесный отпуск на скалах, прошли не один маршрут, покорили несколько вершин. Между вами формируется особенная связь которую очень тяжело разорвать. Но однажды вам всё-равно придется расстаться с некогда самым надежным и продвинутым снаряжением. Очень важно не упустить этот момент, и вовремя заменить пришедшее в негодность оборудование.

Определение момента списания экипировки “на пенсию” не самая точная из дисциплин. Да, иногда повреждения очевидны, и вопросов на этот счет не возникает. В других случаях видимых повреждений нет, но, возможно, настало время отложить снаряжение в сторону. Чтобы понимать эти нюансы, важно периодически внимательно осматривать свое снаряжение на предмет повреждений и дефектов, а также следовать рекомендациям производителя относительно срока службы продукта. И, если вы сомневаетесь, лучше перестраховаться списав предмет экипировки, найдя для него другое применение или вовсе выбросить его.

Важно! Обязательно промаркируйте непригодное для использования снаряжение. Убедитесь, что никто не воспользуется им в последствии. Смело доламывайте надломленное и дорезайте недорванное и потрепанное. Особенно это касается веревок — рекомендуем порезать на небольшие концы.

Веревка

Веревку стоит немедленно вывести из эксплуатации после серьезного срыва с большой высоты с высокими нагрузками или если вы обнаружили на ней повреждения, такие как порезы, пустоты, уплотнения или многочисленные потертости.

У любой веревки есть срок годности, по его истечению стоит списать веревку даже если вы ей ни разу не воспользовались.

Рекомендации по срокам эксплуатации:

  • После срыва с большой высоты и высокими нагрузками или другими повреждениями: списать немедленно
  • Частое использование (один раз в неделю или более): не более 1 года
  • Регулярное использование (несколько раз в месяц): 1-3 года
  • Периодическое использование (один раз в месяц): 4–5 лет
  • Редкое использование (1-2 раза в год): 7 лет
  • Веревка ни разу не использована: 10 лет с даты изготовления (а она вам точно нужна?)

Журнал использования веревки: Запишите в “бортовой журнал” дату покупки, частоту использования, количество и серьезность срывов. Это поможет вам точно определить, когда пришло время выбрасывать веревку.

Как проверить веревку: чтобы узнать состояние вашей веревки, важно проверять ее перед каждым использованием. Пропустите всю веревку через руки, чтобы посмотреть на наличие повреждений. Это будет занимать буквально несколько минут

Check-list для проверки состояния веревки:

  • Есть ли сильные потертости оплетки?
  • Вы видите или чувствуете порезы?
  • Вы видите или чувствуете плоские зоны без сердечника?
  • Веревка излишне жесткая в некоторых местах?
  • Виден ли сердечник?
  • Видите ли вы изменения цвета от воздействия солнца и / или химических веществ?
  • Есть ли сдвиг оплетки?

Если вы ответили «да» на любой из этих вопросов, вам следует отправить веревку на пенсию. В некоторых случаях веревку еще можно спасти: если повреждения находятся на концах, обрежьте их, отступив от повреждений 30-50 см. Обязательно опалите концы, идеальный вариант — термонож, он сразу качественно оплавляет концы при разрезании.

Как утилизировать веревку:

подумайте, можете ли вы найти для неё творческое применение. Дать веревке вторую жизнь гораздо лучше, чем просто выкинуть в мусорное ведро. Может быть, вы можете превратить его в ковер, поводок для собаки или веревку для белья. Другой вариант — утилизация вашей веревки. Узнайте у производителя, возможно ли это.

Динамические веревки

Страховочная система

Страховочная система — один из ключевых предметов в снаряжении скалолаза или альпиниста. Не стоит затягивать с увольнением давно любимой обвязки если она уже поизносилась, аргумент что обвязка уже “опытная” и прошла с вами огонь и воду тут не работает. Смело списывайте страховочную систему сразу же как только обнаружили признаки чрезмерного износа: разрывы, истирание повреждение страховочной петли,поясного ремня безопасности, или петель для ног. Повреждение подкладки, разгрузочных петель и вспомогательных строп не является критическим.

У страховочных систем тоже есть срок годности, чаще всего он составляет семь лет с даты изготовления, даже если вы соблюдали все условия хранения. Если вы постоянно работаете в системе (гид в горах, тренер по скалолазанию и т.д.), рекомендуем списать обвязку через год со дня начала эксплуатации. Воздействие солнца и других факторов может пагубно сказаться на прочности материалов.

Check-list для проверки состояния страховочной системы:

  • Вы видите разрывы строп?
  • Есть ли чрезмерное истирание петли?
  • Повреждены ли пряжки?
  • Видите ли вы изменения цвета от воздействия солнца и / или химических веществ?
  • Если у вашей страховочной системы есть индикатор износа, видите ли вы его?

Если вы ответили «да» на любой из этих вопросов, вам следует списать данную страховочную систему.

Как утилизировать страховочную систему:

  • Перейти в каталог «Страховочное снаряжения»
  • Перейти в каталог «Скальное снаряжение»
  • Перейти в каталог «Ледово-снежное снаряжение»
  • Перейти в каталог «Снаряжение для промальпа»

К работе со страховкой допускается лица, ознакомленные в зависимости от характера работ с «Правилами применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках», «Правилами техники безопасности при работах на воздушных линиях связи и радиофикации», « Строительными нормами и правилами СНиП III-4-80» и требованиями данного паспорта. Пояс должен применяться строго по назначению в комплектном виде и плотно прилегать к телу работающего.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Проводить самостоятельный ремонт, модификацию (улучшение) и работать со страховочной системой, не прошедшей испытания на статистическую нагрузку перед выдачей в эксплуатацию или с истекшим сроком периодичности испытаний (6 месяцев) на статистическую нагрузку.

Проверка перед началом работы:

  • Наличие маркировки, подтверждающее проведение эксплуатационных испытаний;
  • Отсутствие деформаций, трещин, коррозии металлических деталей;
  • Отсутствие разрывов, порезов, прожогов, расплетений ремня и ниток, других дефектов, снижающих прочность;
  • Карабин должен открываться свободно, без заедания.

Регулировка системы перед началом работы:

  • Произвести регулировку охвата талии и туловища, для чего ослабить и передвинуть кольца на поясном ремне.
  • При работе необходимо закреплять страховочный фал и регулировать его длину таким образом, чтобы в экстренных случаях высота свободного падения не превышала 0,5 м. Место закрепления должно быть расположено не ниже уровня пояса.

Пояс должен быть изъят из эксплуатации в тех случаях, когда он:

  • Подвергался динамической нагрузке;
  • Имеет обрывы прошивных ниток;
  • Имеет нарушение целостности прядей синтетического фала, поясного ремня и лямок;
  • Не соответствует требованиям, указанным в пункте «Проверка перед началом работы».

Эксплуатационные испытания
Потребитель обязан в процессе эксплуатации подвергнуть каждый пояс испытанию на статистическую нагрузку, равную 4000 Н (400 кгс) перед выдачей в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации через каждые 6 месяцев. Испытания статистической нагрузкой осуществляются в два этапа одним из следующих способов:

Этап 1.
1-й способ – пояс надевают (см. рис. 2) на жесткую цилиндрическую балку диаметром не менее 300 мм и застегивают на пряжку, груз массой 4000 Н (400 кгс) подвешивают к кольцу, закрепленному за поясной ремень. Время приложения нагрузки 5 минут. Нагрузку снять.

Рис. 2
1 – жесткая балка; 2 – пояс; 3 – строп; 4 – пряжка; 5 – боковое кольцо.

2-й способ – пояс надевают на жесткую цилиндрическую балку, диаметром не менее 300мм и застегивают на пряжку, кольцо присоединяют к лебедке.

Испытательная нагрузка должна постоянно поддерживаться величиной 4000 Н (400 кгс) и фиксироваться с помощью динамометра. Время приложения нагрузки 5 минут. Нагрузку снять.

Нагрузки 4000 Н (400 кгс) прикладывать к каждому кольцу (присоединительному элементу).

Этап 2. Испытания стропа (3). Карабин закрепляют на анкерной точке диаметром 14мм. Непосредственно к кольцу или коушу подвешивают груз массой 4000 Н (400 кгс). Время приложения нагрузки 5 минут. Нагрузки прилагаются плавно, без рывков.

Амортизатор эксплуатационным испытаниям не подвергается, целостность амортизатора проверяется визуально. При эксплуатационных испытаниях поясов без амортизатора возможно совмещение этапов 1 и 2.

Его надевают на жесткую цилиндрическую балку диаметром не менее 300 мм или манекен, и застегивают на пряжку, груз массой 400 кг подвешивают к карабину. Время приложения нагрузки 5 минут. Нагрузку прикладывать плавно без рывков.

Пояс считать выдержавшим эксплуатационные испытания, если у него в процессе и после приложения нагрузки отсутствуют:

  • Деформации металлических частей;
  • Надрывы тканей и ниток;
  • Другие дефекты, указывающие на снижение прочности.

Допускается применение других методов испытаний при соблюдении последовательности и технических характеристик испытательных усилий.

ВНИМАНИЕ!

При испытаниях страховочного фала из ленты или каната допустимо его удлинение, что не влияет на прочностные характеристики.

Страховочные системы должны применяться всегда, когда есть риск падения работника. Их назначение не просто остановить падение (с этим справляется и асфальт), а сделать это безопасно. Динамическая нагрузка на работника при остановке падения — сила торможения — не должна быть больше безопасной величины в 6 кН.

При применении страховочных систем должна использоваться страховочная привязь. Средства остановки падения должны присоединяться к привязи работника в точках крепления, расположенных на груди или спине, маркированных буквой А.

В страховочных системах обычно применяются амортизаторы, которые поглощают часть энергии при падении и уменьшают силу торможения до безопасных 6 кН. При срабатывании амортизаторы удлиняются. Необходимо учитывать удлинение амортизатора при расчете запаса свободного пространства под работником. При недостаточном запасе высоты, работник может удариться о пол или другие препятствия до полной остановки.

Рассмотрим существующие способы организации страховочных систем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *