Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если сделать независимую экспертизу самому, возместит ли страховая её стоимость?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Подводя короткий итог, хочется акцентировать внимание на том, что с 04.07.2016 года пострадавший при ДТП водитель может заказать независимую экспертизу только после того как будет проведен осмотр машины или организована страховщиком независимая экспертиза.
Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?
Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.
Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились… Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.
Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.
В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.
Автолюбителю нужно знать:
- что проводить независимую экспертизу поврежденного автомобиля до проведения осмотра экспертом при страховой компании нельзя;
- осмотр должен быть проведен не позднее 5 рабочих дней с момента подачи заявления о выплатах и прилагаемых к нему документов;
- в случае спора между страховщиком и потерпевшем водителем о размере компенсации страховая компания организовывает независимую экспертизу.
Как мне лучше поступить?
Итак, стоимость независимых исследований возместить крайне сложно. Если дело не дойдёт до суда – то практически нереально. Однако выход есть! Точнее, целых два.
Первый вариант заключается в том, что вы вообще не тратитесь на независимую экспертизу ущерба автомобилю после ДТП, а просто ждёте решения от финупа. Предварительно, подав в страховую заявление о разногласиях. Омбудсмен проведёт свою экспертизу или пересмотрит материалы СК, и есть вероятность, что примет вашу сторону. Или хотя бы обяжет страховщика доплатить вам сумму возмещения.
Второй вариант получше, в том плане, что с ним у вас больше шансов добиться положительного для себя решения при обращении к финупу. Но и здесь независимая экспертиза не потребуется. Вам достаточно указать для финупа требование взыскать со страховой сумму в рамках страхового лимита – 400 000 рублей… и ещё кое-что.
Почему следует воспользоваться оценкой независимой экспертизы
Страхователи, для проведения оценки нанесенного ущерба пользуются услугами компаний, сотрудничающих с ними на постоянной основе. Часто после осмотра, сумма нанесенного вреда уменьшается и сумма возмещения, соответственно, также снижается. Тогда возникает много дополнительных вопросов. Поэтому следует обратиться в неподконтрольную экспертную организацию.
Таким экспертам нет необходимости подавать неверные сведения, и занижать или завышать суммы возмещения. Чаще такой экспертизой пользуются потерпевшие, чтобы справедливо оценить ущерб и отремонтировать свою машину за счет страхователя.
ВНИМАНИЕ !!! Экспертизу следует проводить в надлежащие сроки, и ни в коем случае, не начинать ремонт. Имея на руках отчет технического заключения страхователя, и начав ремонтировать машину, потерпевший не сможет доказать свою правоту в случае, когда страховые выплаты значительно уменьшены.
Когда сумма окончательно определена, можно начинать ремонтировать автомобиль.
Многие испытывают определенные трудности с выбором компании, которая может выполнить такую работу. Некоторые организации сотрудничают со страховщиками, и именно туда вас может отправить менеджер вашей компании.
Однако лучше осуществлять выбор собственными силами. Посетите форумы автомобилистов, почитайте отзывы, изучите рейтинги независимых оценщиков.
Отобрав несколько вариантов, проверьте следующее:
- репутацию компании;
- стаж работы;
- наличие страхования ответственности;
- принцип оформления договора;
- входит ли компания в СРО;
- есть ли в ней хоть один сотрудник, состоящий в реестре экспертов Минюста РФ.
Вы можете попросить специалиста показать примеры его работ. В частности, решения, которые были приняты судом по подготовленным им отчетам.
Как выбрать компанию для проведения независимой экспертизы авто после ДТП
Автомобильные аварии — вещь весьма неприятная, но это суровая жизненная реальность.
Хотя сами машины постепенно совершенствуются и в частности их системы безопасности год от года становятся совершеннее, дорожно-транспортные происшествия не становятся пережитком прошлого, оставаясь довольно-таки привычным явлением для современного городского человека.
Кроме морального и физического вреда, попавший в ДТП водитель несет еще и материальные убытки. Изыскать средства на довольно серьезный ремонт своего авто, который становится вполне неожиданным и не запланированным, может позволить себе далеко не каждый.
Однако аргумент наличия страховки вроде бы должен успокоить автолюбителя и создать у него непоколебимую уверенность, что он непременно в полном объеме получит компенсацию за нанесенный урон. На деле же это далеко не так, поэтому и приходится обращаться за помощью в независимые оценочные компании, выполняющие оценку авто после ДТП. Как же выбрать для сотрудничества такую организацию?
- Проверка имеет платный характер. В среднем её стоимость варьируется от 3 тысяч до 15, в зависимости от того, какой вид экспертизы выбран, насколько срочно требуется её проведение, сложности проводимой работы и серьёзности повреждений автомобиля. Каждый из этих факторов оплачивается отдельно, поэтому полный комплекс экспертизы может достигать 30 тысяч.
- Вопреки устоявшемуся мнению, без должной юридической помощи возместить стоимость экспертизы за счет страховщика не представляется возможным. Изначально за услугу экспертизы платит заказчик, и привлечь к её оплате недобросовестную компанию проблематично, если вообще реально.
- Если независимую экспертизу предлагает страховая компания – это один из способов вытянуть из страхователя больше денег в пользу компании. Именно поэтому не стоит идти на поводу у страховщиков, а лучше привлечь экспертов со стороны.
- Если консультация эксперта необоснованно дешевая, не стоит обольщаться, так как она окажется некачественной, да ещё и за услуги автоюриста придётся доплачивать. В таких вопросах экономить – себе дороже.
- Если проверка и вовсе бесплатная – это является тревожным звоночком. За такую экспертизу будут удерживать проценты от выплаты ущерба, так что даже на ремонт может не хватить. Это один из самых опасных видов проверки, так как страхователь может остаться без денег вовсе. Поэтому заказчик должен быть предельно внимателен при выборе экспертизы и не попасть на очередных мошенников.
Стоит ли вообще проводить экспертизу?
Многие начинающие автомобилисты соглашаются на бесплатную процедуру от страховой компании. Их можно понять, не всегда есть деньги и время, чтобы заказывать независимые оценочные работы, но всегда ли это выгодно?
По статистике 90% пострадавших не согласны с суммой ущерба, которую им оценивают эксперты страховщиков. При повторной оценке сумма иногда увеличивается в несколько раз.
Однако независимая экспертиза авто имеет как положительные, так и отрицательные моменты, а именно:
- Положительные стороны: вы получите реальную сумму ущерба автомобиля после оценки; специалисты установят скрытые повреждения; вы сможете добиться полной выплаты от страховщиков; вам не придется доплачивать за ремонт.
- Отрицательные стороны. Страховщики редко идут на урегулирование вопроса во внесудебном порядке. Обращение в суд возможно, только если разница в выплатах составляет более 5 000 руб. Вам самому придется оплачивать услуги экспертов. Если вы проиграете в суде, вам не возместят потраченные на оценку деньги.
Цель независимой экспертизы
Независимая экспертиза автомобильного транспорта, получившего увечья при ДТП – это объективная и справедливая оценка причинённого ей вреда, совершённая специалистами, не связанными со страховым учреждением. В отличие от той, которую проводит человек от страховой, она более беспристрастна и при расчёте ущерба учитываются даже самые малейшие повреждения.
Проводится она в следующих целях:
- Убедиться, что специалист от страховщика при ранее совершенном осмотре обратил внимание на все поломки.
- Узнать реальный размер ущерба, полученного авто при столкновении.
- Найти скрытые поломки и дефекты, не найденные при первом осмотре.
Сколько стоит независимая автоэкспертиза после ДТП
Всегда с недоверием отношусь к рекламным предложениям типа «стоимость заключения независимой автоэкспертизы – от 1500 рублей». За такую сумму эксперт наверняка ограничится поверхностным осмотром, либо вообще напишет свои выводы со слов заказчика. Также реальная цена за экспертное исследование может оказаться в разы выше, т.е. не будет иметь ничего общего с рекламным слоганом.
Сколько стоит независимая автоэкспертиза после ДТП на практике? Это зависит от региона и населенного пункта, наличия или отсутствия других экспертов в зоне доступности. Тарифы на независимые экспертизы определяются по рыночным ценам. Рекомендую заранее изучить прайс-листы и прозвонить несколько экспертных организаций. Разница в стоимости может составлять до 30% при одинаковом объеме исследований.
Когда назначается независимая техническая экспертиза
Данный вид экспертизы назначается для определения обстоятельств ДТП и размера страховой выплаты только по страховым случаям, урегулированных правоотношениями по ОСАГО.
Экспертиза при необходимости решает две основные задачи:
-
Определение причин и обстоятельств наступления страхового случая.
Иными словами эксперт-техник отвечает на вопрос о том, в действительности ли транспортное средство повреждено в результате указанного в заявлении страхового случая или имеет место страховое мошенничество.
-
Определение стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа запасных частей, подлежащих замене при его ремонте.
При необходимости эксперт — техник рассчитывает величину утраты товарной стоимости (УТС), которая подлежит возмещению страховщиком в пределах страховой суммы, указанной в статье 7 Закона «Об ОСАГО».
Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?
Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.
Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились. Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.
Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.
В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.
Как я работал на Автоюристов и Независимую экспертизу.
Было это примерно год назад. Сейчас может многое отличаться, но суть осталась той же.
Жил в то время в РФ приезжим, работать надо было, а т.к. язык подвешен и не боялся общения с людьми, знакомый позвал продавать услуги независимой экспертизы. Из условий: нет оклада, нет графика, нет правил, есть задача — привести клиента на подписание договора, через 10 минут получить деньги, на тот момент было 4к рублей.
Расскажу по каким схемам работала наша компания. Если будет интересно, в следующем посте расскажу о самой работе «продажника».
Наша компания работала по такой схеме: Человек попал в ДТП оформился в ГИБДД и признан потерпевшей стороной. Обращается к нам. В нашей компании составляет договор на независимую экспертизу, т.е. наш лицензированный эксперт-оценщик смотрит на реальный ущерб этого авто. Обязательно оставлялась предоплата в размере 1000 рублей.
После договора, наша компания выставляет дату осмотра на которую должен явиться потерпевший со своим авто. Далее мы уведомляли СК о дате осмотра, т.к. они тоже должны присутствовать (Как правило на осмотр приезжали менее крупные компании, федеральные вообще ложили болт на все это, их оценщики всегда заняты.) Осмотр чаще всего проводился на СТО, там можно было что-то снять, посмотреть внутренние повреждения.Естественно за снять/поставить деталь платил уже клиент, примерно выходило 1-2к рублей.
Важно! Любой независимый эксперт будет искать как можно больше повреждений, количество и причиненный ущерб влияет на стоимость независимой экспертизы. Не могу утверждать, но если эсперт со СК не приезжал, некоторые элементы при оценки могли доламываться (например крепления бампера, если бампер поцарапан и слетел с креплений, то это ремонт, но если бампер поцарапан и сломано хоть одно крепление, смело можно требовать замены детали, а это совсем другие деньги).
Как провести независимую экспертизу авто после ДТП?
Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля следующий:
- Эксперт фиксирует все повреждения транспортного средства на фото и видео, а также составляет акт в установленной форме с перечнем деформированных и вышедших из строя деталей.
- Руководствуясь единой методикой определения расходов Банка России, эксперт составляет смету рыночной стоимости деталей, требующих замены, и ремонтных работ.
- Заказчику экспертизы выдаётся заключение с результатами проведённых исследований.
О том, нужно ли приглашать виновника ДТП на экспертизу, уже говорилось выше. Способ уведомления законом не регламентируется, но в любом случае у инициатора процедуры должно быть подтверждение о том, что второй участник аварии был своевременно проинформирован о дате и времени проведения экспертизы. Лучше всего это сделать посредством телеграммы или заказного письма с уведомлением.
Должен ли виновник ДТП присутствовать на независимой экспертизе в обязательном порядке – на этот вопрос действующее законодательство ответ не дает. Следовательно, инициатор происшествия сам решает, принять приглашение или отказаться. Независимо от того, присутствует виновник аварии во время проведения исследования повреждений автомобиля или нет, за ним сохраняется законное право оспорить заключение эксперта.
На вопрос о том, сколько стоит независимая экспертиза автомобиля после ДТП, однозначно ответить невозможно. Эту процедуру могут выполнять не только организации Минюста РФ, но и коммерческие предприятия (в том числе индивидуальные предприниматели), поэтому цена зависит от региона. Например, в Москве при наличии повреждений 5 деталей инициатору экспертизы придётся заплатить от 3500 рублей, а когда речь идёт о 20 деталях и более стоимость составит от 7000 рублей.
На стоимость независимой экспертизы автомобиля для суда влияют следующие факторы:
- вид экспертизы;
- сложность выполняемых работ;
- количество поставленных инициатором вопросов;
- степень повреждения автомобиля;
- срочность (цена может вырасти на 10-15%).
Услуги техника-эксперта всегда оплачивает инициатор оценочных работ. Но в дальнейшем он вправе в судебном порядке требовать возмещение своих затрат с виновника ДТП или страховой компании, которая занизила стоимость восстановления транспортного средства.
Экспертиза ДТП: знайте свои права и водите аккуратно
Профессиональными специалистами проводится независимая экспертиза автомобиля, которая в преимущественном большинстве случаев определяет сумму возмещения ущерба на порядок больше той, которая заявлена страховой компанией.
При этом оплата таких услуг осуществляется не самими клиентами, а их страховщиками.
Также нельзя не сказать о том, что, помимо возмещения стоимости ремонта, человек получает еще некоторые выплаты, среди которых также стоит выделить УТС (утеря товарной стоимости автомобиля), которая составляет приблизительно 5-10% от рыночной цены вашего транспортного средства.
Есть большое количество различий в том, как проводится независимая экспертиза.
Москва, как и многие другие мегаполисы, включает в себя множество самых разнообразных компаний, занимающихся страховкой и оценкой транспортных средств, и все они постоянно взаимодействуют между собой, так как последние буквально заставляют страховщиков выплачивать именно те суммы, которые должны быть предоставлены владельцам автомобилей для полноценного покрытия нанесенного ущерба.
Вполне естественно, что у современных водителей возникает достаточно большое количество вопросов по поводу того, в чем заключаются нюансы работы независимой экспертизы. Именно по этой причине стоит рассмотреть основные моменты, которые могут пригодиться любому владельцу транспортного средства.
Практически в 100% случаев проведение независимой экспертизы заказывается с той целью, чтобы исключить занижение выплат со стороны страховой компании. Современные страховщики используют огромнейшее количество приемов для того, чтобы занижать выплаты по своим обязательствам вне зависимости от того, речь идет о КАСКО или же ОСАГО.
В таких ситуациях для того чтобы иметь право требовать дополнительные выплаты недостающих сумм, проводится независимая экспертиза, после чего полученные деньги сравниваются с тем, что насчитала вам оценочная компания, и потом уже можно требовать разницу в досудебном порядке или, если до этого дойдет дело, то непосредственно в суде.
К нормативно-правовой базе, регламентирующей основные вопросы, касающиеся независимой технической экспертизы, относится:
-
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»(далее Закон).
-
«Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 433-П) (далее Правила НТЭТС).
-
«Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 432-П, далее – Единая методика).
Участникам дорожно-транспортных происшествий изучать весь перечисленный выше массив законодательства, не имеет практического смысла. Вместе с тем, отдельные положения законодательства все-таки следует знать и понимать.
В статье 12.1 Закона содержится подробная характеристика понятия «независимая техническая экспертиза транспортного средства» (далее НТЭТС).
НТЭТС является исследованием, которое проводится в рамках договора ОСАГО специальным лицом экспертом — техником, в целях определения причин и обстоятельств повреждения транспортного средства, а также стоимости ремонта, необходимого для восстановления амтс в до аварийное состояние.
Стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП
Во всех случаях проведение НТЭТС поручается эксперту-технику или специализированной экспертной организации, в штате которой имеется не менее одного аттестованного эксперта – техника.
Законодательство подробным образом регламентирует требования к лицам, имеющим право на выполнение независимых технических экспертиз по ОСАГО.
Для того, чтобы подтвердить полномочия эксперт должен предоставить заказчику и приложить к своему заключению документы, указанные в перечне:
-
диплом о профильном высшем образовании;
-
выписку из государственного реестра экспертов-техников;
-
копию протокола Межведомственной аттестационной комиссии о профессиональной аттестации;
-
сведения о повышении квалификации (в обязательном порядке каждые 5 лет).
Таким образом, если экспертиза выполнена лицом, не подтвердившим свои действительные полномочия, то ее можно признавать, как недопустимое доказательство.
Ни в досудебном порядке урегулирования спора, ни при рассмотрении дела в суде, такое заключение не будет иметь юридической силы.
-
При обращении к эксперту- технику с заявлением о проведении экспертизы проверьте его действующий статус.
Если эксперт не может предоставить документы (см. перечень), то не тратьте времени и денег, обратитесь к другому эксперту.
-
Если страховая выплата не соответствует фактическому размеру ущерба, то назначайте повторную НТЭТС, составляйте претензию и направляйте ее вместе с заверенной копией экспертного заключения в страховую компанию.
Оригинал экспертизы может пригодиться для суда.
Подробности в статьях:
Претензия по ДТП
Оценка ущерба автомобиля после ДТП
-
Если страховщик оставил претензию без удовлетворения, то подготовьте иск о взыскании суммы страховой выплаты и защите прав потребителя по договору ОСАГО.
Доказательством размера причитающейся истцу страховой выплаты будет являться повторное заключение эксперта-техника, копия которого направлялась ранее с претензией страховщику.
Подробности в статье:
Иск к страховой компании о возмещении ущерба при ДТП
-
Если при рассмотрении дела по предъявленному иску возникает необходимость в назначении судебной экспертизы, например, при оспаривании заключения страховщика о размере ущерба, то заявляйте ходатайство о проведении судебной экспертизы транспортного средства.
Определение размера страховой выплаты потерпевшему основывается на расчете стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с использованием Единой методики, которая подлежит обязательному применению судебным экспертом.
Эта методика применяется всеми экспертами – техниками. Таким образом, если в первичной экспертизе, назначенной страховой компанией эксперт «намудрил», то судебный эксперт все расставит на свои места.
Подробности в статье:
Как оспорить независимую экспертизу по ДТП (дорожно-транспортному происшествию)
-
Если в иске наряду со страховой компанией в качестве ответчика заявлен причинитель вреда — виновник ДТП, то потерпевшему необходимо основывать свои требования к нему на заключении оценщика, использующего при определении ущерба рыночный подход, а не Единую методику.
Базы цен на запасные части и комплектующие изделия, применяемые при расчете по Единой методике, существенно разнятся с рыночными ценами.
Эта разница, по понятным причинам, коррелирует не в пользу потерпевшего.
Из сказанного следует, что для страховой мы назначаем НТЭТС, а для виновника – оценку рыночной стоимости ущерба автомобиля.
Подробности в статьях:
Взыскание ущерба с виновника ДТП
Возмещение ущерба при ДТП
В заключение статьи обращаю ваше внимание, что одной из основных целей, которую ставил перед собой автор, является адаптация читателя к правильному пониманию норм закона путем изложения материала в доступной для восприятия форме.
Более подробная информация по теме содержится в указанных в статье нормативно-правовых актах.
При необходимости в разъяснении вопросов, касающихся независимой экспертизы после ДТП по ОСАГО, обращайтесь за бесплатной консультацией к нашим юристам.
- Все о ДТП и автостраховании
После совершенного ДТП владельцу автомобиля требуется обратиться в страховую компанию. Делается это с целью начисления ими страховой компенсации. Предъявить повреждённый автомобиль страховой фирме водитель обязан в течение 5 дней после совершения аварии. Именно в этот момент между страховщиками и водителем возникают разногласия по поводу страховой выплаты. В таком случае на помощь приходит независимая экспертная оценка автомобиля после ДТП.
Причины, по которым проводится независимая экспертиза авто, состоят в следующем:
- Водитель сомневается в оценках, проведенных специалистами страховой компании.
- Хозяин автомобиля желает достоверно узнать об отсутствии скрытых повреждений в машине.
Часто страховые компании проводит экспертную оценку нечестно. В их задачу входит занижение реального ущерба, причиненного автомобилю. Делается это в целях уменьшения страховой суммы на восстановительный ремонт.
С прибытием экспертов владельцу автомобиля нужно представить следующие документы:
- Личный паспорт.
- Документы на право управления машиной.
- Выданную инспектором справку, в которой перечислены все обнаруженные повреждения во время осмотра автомобиля.
При этом в задачу независимой оценки автомобиля входит уточнение следующей информации:
- Соответствует ли присутствующие повреждения тем, которые записаны в справке, выданной инспектором.
- Поддаётся ли транспортное средство восстановлению и насколько трудоемким будет ремонт.
После выяснения этих вопросов начинается непосредственная работа экспертов.
Этапы проведения независимой экспертизы
Пошагово это выглядит так:
- Выбрать независимую экспертную фирму.
- Подписать с ней договор.
- Оплатить работу эксперта.
- Согласовать дату и время осмотра транспортного средства.
- Оформить телеграмму-приглашению виновнику аварии и другим заинтересованным лицам.
- Прибыть на проведение экспертизы.
- Эксперт делает фото и видео съемки, и составляет акт по определенной форме.
- По рыночной смете, эксперт подсчитывает сумму восстановления автомобиля или другого ТС.
- Получить экспертное заключение и подписать акт-приема передачи.
- На проведение экспертизы и оформления необходимых документов отводится 3 дня.