Основные положения реформы МВД в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные положения реформы МВД в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Множество печатных и интернет-СМИ уже не раз публиковали сведения о том, что государство планирует увеличить выслугу лет в МВД до 25 лет с 1 января. При этом необходимо обращать внимание на тот факт, что обсуждение этих изменений для минимальной выслуги в полиции ведутся довольно давно — первоначально такая мысль была озвучена еще в 2013 году.

Увеличение выслуги лет в МВД до 25 лет с 2023 года

Как следует из официальных выступлений Премьер-министра, а также министра финансов, министра внутренних дел, описываемый законопроект вполне себе готов, однако его одобрение находится на завершающей стадии.

Всё-таки силовые ведомства являются надежной опорой государственной власти и резко поднимать стаж для льготной пенсии никто не хочет. Такая мера способна оттолкнуть от привлекательной службы в МВД некоторых молодых сотрудников, поэтому если и будут увеличивать выслугу, то делаться это будет более аккуратно.

Подумай о будущем: как рассчитать пенсию сотрудника полиции?

Сотрудникам полиции чаще всего назначают пенсию по сроку службы (за количество лет), при этом в учет не берутся заслуги, стаж, положение и другие обстоятельства. На 2017 было установлено, что сумму определить в твердом эквиваленте будет невозможно, для этого есть специальные калькуляторы и формулы в компетенции МВД подразделений.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

  • Что полагается бывшему работнику МВД?
  • Как рассчитать?
  • Каким может быть размер?
  • Минимальная сумма
  • Сколько окладов выплачивают при выходе на заслуженный отдых?
  • Формула расчета

Выслуга лет – что это?

Термином «выслуга лет» обозначается право выхода государственных служащих на пенсионное обеспечение до момента достижения установленного возраста. На законодательном уровне действие этой возможности обусловлено опасностью работы на государственной службе, в частности, в вооруженных силах и в правоохранительных органах.

Возможность достижения выслуги лет и, соответственно, право на досрочное пенсионное обеспечение, доступно для лиц, служащих в:

  • Вооруженных силах РФ;
  • Министерстве внутренних дел;
  • полиции;
  • учреждениях судебной власти;
  • пожарной службе.

Выслуга лет – что это?

Термином «выслуга лет» обозначается право выхода государственных служащих на пенсионное обеспечение до момента достижения установленного возраста. На законодательном уровне действие этой возможности обусловлено опасностью работы на государственной службе, в частности, в вооруженных силах и в правоохранительных органах.

Возможность достижения выслуги лет и, соответственно, право на досрочное пенсионное обеспечение, доступно для лиц, служащих в:

  • Вооруженных силах РФ;
  • Министерстве внутренних дел;
  • полиции;
  • учреждениях судебной власти;
  • пожарной службе.

Досрочная пенсия полицейских по старым правилам

До начала 2022 года полицейские, равно как и другие государственные служащие, получали право на досрочный выход на пенсию при накоплении следующего стажа:

  • 20 лет службы;
  • 25 лет трудовой деятельности, из которых 12,5 приходилось на государственную службу.

При соблюдении одного из условий гражданин мог по собственному желанию выйти на пенсию по достижении 45-летнего возраста. Причем, наличие правила выслуги лет не нивелировало основные условия получения пенсии. Если гражданин не мог накопить положенное количество лет стажа, он выходил на государственную пенсию согласно общим правилам:

  • в 55 и 60 лет – женщины и мужчины (до утверждения реформы повышения пенсионного возраста 2018 года);
  • в 56 лет 6 месяцев и 61 год и 6 месяцев женщины и мужчины – в 2022 году;
  • в 65 лет мужчины – в 2028 году по завершению всех этапов поднятия пенсионного возраста;
  • в 63 года женщины – в 2034 году по завершению процесса поднятия пенсионного возраста.

Описанные корректировки – это не все возможные ожидаемые изменения. Помимо уже утвержденных перемен в различных источниках, также обсуждается якобы планирующееся повышение возраста выхода на пенсию по выслуге лет.

Так, сейчас, набрав уже теперь 25 лет выслуги, сотрудник полиции сможет выйти на пенсию, если он достиг возраста в 45 лет. Возможно, в ближайшем времени эта отметка будет увеличена на 5 (до 50 лет).

Безусловно, повышение возраста досрочного выхода на государственную пенсию позволит сократить расходы на выплату обеспечения. Однако некоторые специалисты говорят о том, что это приведет к потере большого количества сотрудников.

Многие полицейские, военные и другие служащие силовых структур в ходе исполнения своих обязательств получили различные травмы и повреждения. После лечения они остались на службе и продолжают числиться на ней до сих пор. Однако факт получения травм, ранений и других повреждений открыл для многих сотрудников возможность досрочного оформления пенсионного обеспечения по инвалидности (она может быть установлена на законных основаниях).

Уже проведенное увеличение выслуги лет и обсуждаемое повышение возраста досрочного выхода на пенсию до 50 лет может привести к потере терпения многих служащих. Их уже ничего не будет удерживать от ухода на пенсию по инвалидности.

Бюджеты СК и прокуратуры

Расходы Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры России планируется сократить в 2021 году более чем на 1 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы.

Согласно документу, бюджетные ассигнования по направлению «Следственный комитет Российской Федерации» в 2021 году составят более 48,7 млрд рублей, в 2022 году — свыше 48,9 млрд рублей, в 2023 году — более 50,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными 380-ФЗ [«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»], в 2021 году уменьшены на 1,2 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 2,1 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,6 млрд рублей», — говорится в документе.

На изменение расходов в том числе повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда в связи с пропуском индексации в 2021 году на 334,5 млн рублей, в 2022 году — на 1,3 млрд рублей и увеличение в 2023 году на 1,3 млрд рублей. Кроме того, сократится финансирование закупок товаров, работ, услуг, а также работ в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Бюджет прокуратуры в 2021 года составит более 85,8 млрд рублей, в 2022 году — свыше 85,9 млрд рублей, в 2023 году — более 88,6 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований в 2021 году уменьшены на 1 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 3 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 2,6 млрд рублей», — говорится в документе.

Увеличат ли пенсионный возраст для сотрудников правопорядка

Летом 2022 года вышел закон, в соответствии с которым служащим правоохранительных органов позволили оставаться на службе и после достижения установленного пенсионного возраста. Генералы могут находиться на своем посту до 65 лет, полковники – до 60 лет, майоры и подполковники – до 55 лет. Остальные категории вправе служить до 50 лет.

Это значит, что если генерал достигнет 45 лет, он вправе не уходить на заслуженный отдых, а продолжить работать в МВД вплоть до 65 лет.

Новый закон стал причиной беспокойства, что вскоре увеличат и минимальный возраст для выхода на заслуженный отдых. Но эксперты уверены, что этого не произойдет в ближайшем будущем. Такая реформа отрицательно скажется на кадровом обеспечении ведомства. Молодые люди, которые только хотят пойти на службу, 100 раз подумают, нужно ли им это.

Таким образом, повышение пенсионного возраста МВД в 2023 году не планируется, а сами начисления за выслугу лет и по старости будут проиндексированы вместе с социальными надбавками.

Бюджеты СК и прокуратуры

Расходы Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры России планируется сократить в 2021 году более чем на 1 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы.

Согласно документу, бюджетные ассигнования по направлению «Следственный комитет Российской Федерации» в 2021 году составят более 48,7 млрд рублей, в 2022 году — свыше 48,9 млрд рублей, в 2023 году — более 50,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными 380-ФЗ [«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»], в 2021 году уменьшены на 1,2 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 2,1 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,6 млрд рублей», — говорится в документе.

На изменение расходов в том числе повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда в связи с пропуском индексации в 2021 году на 334,5 млн рублей, в 2022 году — на 1,3 млрд рублей и увеличение в 2023 году на 1,3 млрд рублей. Кроме того, сократится финансирование закупок товаров, работ, услуг, а также работ в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Бюджет прокуратуры в 2021 года составит более 85,8 млрд рублей, в 2022 году — свыше 85,9 млрд рублей, в 2023 году — более 88,6 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований в 2021 году уменьшены на 1 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 3 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 2,6 млрд рублей», — говорится в документе.

Что пишут про реформу МВД в прессе?

Глава столичной полиции предлагает ликвидировать оперативно-розыскные части как в составе центрального аппарата УУР, так и в отделах уголовного розыска в окружных управлениях. Освободившийся штат сотрудников планируют направить на усиление подразделений в райотделах полиции. В документе, с которым ознакомились «Известия», говорится, что в МВД предложение оценили, но поддержали частично. Эксперты уверены, что кадровая оптимизация будет содействовать профилактике правонарушений и повышению их раскрываемости, а в центральном аппарате в итоге останутся только специалисты высокого уровня.

Серьезная реформа Московского уголовного розыска коснется в первую очередь оперативно-розыскных частей. Их предложено ликвидировать как в составе Главного управления уголовного розыска Главного управления столичной полиции, так и в отделах уголовного розыска УВД по административным округам Москвы. В письме за подписью замминистра внутренних дел Аркадия Гостева говорится о том, что это предложение поддерживается.

Одобрение у вышестоящего руководства вызвала и идея после упразднения оперативно-розыскных частей в МУРе усилить освободившимися ставками районные отделы полиции. Этот шаг позволит укрепить оперативниками те подразделения, которые, как выражаются сами сотрудники МВД, работают «на земле».

Как следует из документа, в министерстве реформу считают правильной и предлагают распространить ее не только на МУР, но и на Управление по контролю за оборотом наркотиков и Управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Обе эти структуры имеют свои оперативно-розыскные части как в Главном управлении МВД по Москве, так и в окружных УВД. «Принятие аналогичного решения о проведении мероприятий по оптимизации организационного построения указанных подразделений» в письме названо целесообразным.

А вот к предложению установить полковничьи звания для начальников отделений и заместителей начальника отдела Управления уголовного розыска столичного полицейского главка в министерстве отнеслись скептически. «Его реализация внесет дисбаланс в сложившуюся шкалу специальных званий по должностям начальствующего состава», — говорится в отзыве замминистра.

В настоящее время Московский уголовный розыск насчитывает шесть оперативно-розыскных частей, в каждой из которых есть начальник и два заместителя, — в сумме как минимум 18 начальников на «полковничьих» должностях. Стоит заметить, что в отделах уголовного розыска окружных УВД есть свои ОРЧ с полковником в должности начальника, то есть еще порядка 70 руководителей на всю столицу. Что станет с теми, кто сейчас управляет оперативно-розыскными частями, в документе не уточняется.

Оценить реорганизацию столичного уголовного розыска «Известия» попросили члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного. По его словам, кадровые перестановки положительно скажутся на правоохранительной системе.

— Сейчас есть проблемы с качеством правоприменительной практики, и прежде всего именно «на земле». Поэтому необходимо повышать раскрываемость преступлений, работу института неотвратимости наказания. А для этого нужно проводить достаточно эффективную кадровую политику на местах, с достаточным количеством работников, — заявил он.

Депутат подчеркнул, что в советское время главной задачей органов правопорядка являлось не допустить совершения правонарушений.

— Когда идет речь о подготовке правонарушения, то и участковые, и оперативники должны быть в курсе этого, и своевременно принять меры для его предотвращения. Профилактика правонарушений выгодна и государству, и потенциальным потерпевшим, — пояснил Анатолий Выборный.

Что касается полковников, то депутат отметил, что после реорганизации в правоохранительной системе останутся только специалисты с большой буквы.

— Уверен, руководство обязательно позаботится, чтобы они остались в системе на своем месте. Главное, чтобы не было той лишней прослойки, которая не знает, чем заняться, а придумывает разные вещи, создающие проблемы и коллегам, и гражданам. Недавние события с журналистом показали, что такая прослойка есть и ее нужно убрать, — сказал Анатолий Выборный.

По словам председателя Московского профсоюза полиции Михаила Пашкина, Московский уголовный розыск давно нуждался в реорганизации.

— В последнее время сотрудники МУРа выполняли некую контролирующую функцию за территориальными подразделениями, в то время как там наблюдается сильная нехватка кадров. Например, в оперативно-разыскной части УВД ТиНАО из 66 сотрудников по штату набрано только 30, а фактически работают 15 из них, — рассказал «Известиям» Михаил Пашкин.

Он отметил, что оставшиеся без работы полковники, скорее всего, предпочтут уйти на пенсию, чем начнут работу «на земле». Освободившиеся финансы при этом также можно будет потратить на укрепление территориальных подразделений.

Также, в рамках реформы МВД РФ с 2020 года оперативников могут избавить от работы по возбуждению уголовных дел, а право принятия процессуальных решений по преступлениям передать следователям. Такую рекомендацию для учета в оперативно-служебной деятельности первый замначальника ГУУР МВД РФ генерал-майор полиции Александр Фролов направил руководителям всех региональных отделений УУР и ГУ (У) МВД (документ есть в распоряжении «Известий»). Актуальность своей инициативы он объясняет тем, что 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает их основной работе — раскрытию преступлений. К тому же частые нарушения при отказе в возбуждении дел снижают доверие общества к полиции. Такой вывод был сделан по итогам внутриведомственного исследования. О его результатах уже доложено министру внутренних дел РФ генералу полиции Владимиру Колокольцеву.

Сейчас сотрудникам уголовного розыска (УР) и управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) приходится изучать сообщения о преступлениях, проводить доследственную проверку и принимать решения о возбуждении уголовного дела. Из документа следует, что это негативно сказывается на исполнении оперативниками основных обязанностей — им не хватает времени на предупреждение и раскрытие преступлений, работу с источниками информации. Кроме того, такая практика нарушает принцип законности при принятии процессуальных решений и снижает доверие граждан к работе полиции.

По данным, которые приводит в своем письме генерал-майор Александр Фролов, почти в половине территориальных отделений МВД сотрудники УР всё чаще отказывают в возбуждении уголовного дела. С 2014 по 2018 год они отменили более 1,2 млн постановлений, а возбудили лишь 216 тыс. уголовных дел, которые в основном были приостановлены из-за отсутствия доказательной базы.

«Сложившаяся негативная практика противоречит правилу регулирования уголовно-процессуальных отношений, закрепленному в ст. 41 УПК РФ, которое запрещает производство дознания лицам, проводившим оперативно-разыскные мероприятия по раскрытию преступлений», — сообщил Александр Фролов.

Он подчеркнул, что с этим соглашаются и в Генпрокуратуре (постановление от 25 мая 2016 года № 69-21-2016). Там тоже считают, что для полицейских «процессуальная деятельность не является основной по должности».

То, что с оперативников необходимо снять процессуальные функции, показал и опрос, проведенный Главным управлением уголовного розыска МВД России вместе с ФГКУ «ВНИИ МВД России», результаты которого привел Александр Фролов. В исследовании принимали участие более 1,2 тыс. сотрудников УР в Чувашской Республике, Краснодарском, Приморском и Камчатском краях, а также в Амурской, Астраханской, Рязанской, Смоленской, Омской и Ярославской областях.

Практически 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает им раскрывать преступления, осуществлять оперативно-профилактическое наблюдение за ранее судимыми и выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность.

Досрочная пенсия полицейских по старым правилам

До начала 2022 года полицейские, равно как и другие государственные служащие, получали право на досрочный выход на пенсию при накоплении следующего стажа:

  • 20 лет службы;
  • 25 лет трудовой деятельности, из которых 12,5 приходилось на государственную службу.

При соблюдении одного из условий гражданин мог по собственному желанию выйти на пенсию по достижении 45-летнего возраста.

Причем, наличие правила выслуги лет не нивелировало основные условия получения пенсии. Если гражданин не мог накопить положенное количество лет стажа, он выходил на государственную пенсию согласно общим правилам:

  • в 55 и 60 лет – женщины и мужчины (до утверждения реформы повышения пенсионного возраста 2022 года);
  • в 56 лет 6 месяцев и 61 год и 6 месяцев женщины и мужчины – в 2022 году;
  • в 65 лет мужчины – в 2028 году по завершению всех этапов поднятия пенсионного возраста;
  • в 63 года женщины – в 2034 году по завершению процесса поднятия пенсионного возраста.

Предпосылки введения изменений

Начиная с 2013 года в правительстве РФ обсуждался вопрос о преобразовании системы государственного обеспечения военных пенсионеров в связи со сложной экономической ситуацией в стране. В качестве возможных изменений называлось сокращение объема средств, выделяемых на выплаты военным пенсионерам, и увеличение необходимого трудового стажа на 5 лет. Приняты эти предложения КабМина не были, однако в связи с внесенным н рассмотрение законопроектом ситуация может в корне поменяться.

Проект закона о реформировании пенсионной системы предусматривает изменение длительности обязательной выслуги лет для военнослужащих на 5 лет, то есть 25 вместо действующих 20. Данная мера, в случае вступления закона в силу, начнет применяться с января 2021 года и позволит сократить бюджетные расходы.

Во многом то, будет ли повышение пенсионного возраста для военнослужащих РФ, зависит от президента страны, поскольку на протяжении прошлых лет именно его вмешательство приостановило внесение каких-либо изменений. А увеличение необходимого срока выработки в любом случае мера непопулярная.

Условия для назначения пенсии

Пенсионная реформа 2018/2019 годов не затронула условия для назначения пенсий сотрудникам МВД.

Сразу отметим, что каждый сотрудник МВД приравнивается к военнослужащему гражданину, который проходил срочную службу в армии и других структурах. Поэтому такая категория граждан получает пенсии по выслуге не обычные, а так называемые военные пенсии. И для того, чтобы выйти не такую пенсию по выслуге лет, сотруднику МВД необходимо соответствовать следующим условиям:

  • Достичь возраста в 45 лет или быть признанным таковым, что по состоянию здоровья не может продолжать службу в ведомстве;
  • Иметь стаж работы в МВД не менее 12,5 или 25 лет (смотря какой стаж учитывается)

Но вне зависимости от того, что все вышедшие на выслугу имеют плюс минус одинаковый стаж работы, они будут получать абсолютно разный размер пенсии. Связано это с тем, что на заслуженный отдых граждане выходят с разными званиями, должностями, заработными платами и т.д. А именно эти критерии влияют на размер пенсии от МВД.

Каковы пенсионные критерии для военных

Критерии назначения пенсионных выплат зависят от звания на момент увольнения и максимальной занимаемой должности. Размеры пенсии зависят от оклада, который устанавливается пропорционально заработку высшего руководителя ведомства. Это касается военных прокуроров, судей, сотрудников военного следствия. Для ведомства безопасности разного направления суммы увеличены на 20%. От звания у этой категории заработная плата не зависит.

Ведомство, из которого сотрудник силовой структуры, оформляет увольнение по достижению установленной законодательством выслуги лет, занимается расчетами пенсионного довольствия. Специалисты рассчитывают пенсию следующими способами:

  • 50% среднего заработка на службе к моменту увольнения + 3% заработка в период, который сотрудник отслужил сверх выслуги х количество лет сверх минимального стажа. Максимально возможная пенсионная выплата может достигать 85% от заработной платы;
  • 50% зарплаты на последнем месте службы+ (стаж гражданской деятельности (от 8 до 15 лет)+ выслуга лет на службе (не менее 12,5 лет)) х 1% заработка сверх срока в 20 лет.

Минимальная военная пенсия по законодательству не может быть ниже минимального размера социальной выплаты, утвержденного на уровне Правительства РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *