41. Право на социальное обеспечение.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «41. Право на социальное обеспечение.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

Кто получает государственную пенсию


В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.


По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Но имеются следующие исключения (ч. 4 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»):

— трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

— трудовая пенсия по инвалидности — назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган ПФР производит доплату пенсии.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.

Трудовые пенсии (части трудовых пенсий) назначаются на следующие сроки:

— трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) — бессрочно;

— трудовая пенсия по инвалидности (часть указанной трудовой пенсии) — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в т.ч. и бессрочно;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в т.ч. и бессрочно (ст. 19 Закона о трудовых пенсиях).

Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с п. 2 — 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, за исключением случаев, указанных ниже, производится:

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.

Статус пенсионера подтверждается пенсионным удостоверением, которое выдается пенсионеру территориальным органом ПФР в подтверждение факта назначения пенсии в определенном размере и со сроков, предусмотренных законодательством.

Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации открывает лицевой счет. Выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера.

Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Начисленные суммы базовой части и страховой части трудовой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Как рассчитывается и на какой базе формируется будущая пенсия

Расчет в отношении конкретного гражданина осуществляется по определенной, устанавливаемой государством формуле. Если говорить о связанной со старостью выплате страховой категории, то для ее расчета фиксированная часть складывается с умножаемым на стоимость одного коэффициента количеством пенскоэффициентов.

Фиксированная часть, относительно 2022 года, составляет 6401,1 рубля. В специфических ситуациях (работа на Крайнем Севере, опекунство в отношении недееспособного гражданина) этот уровень увеличивается. Кроме того, в процессе расчета используются повышающие коэффициенты. Действуют они, например, в такой ситуации, когда претендент на пенсвыплату обращается за назначением таковой позже, чем возникло касающееся ее получения право.

Ориентировочный размер будущей пенсии определяется с помощью использования пенсионного калькулятора.

Оформление пенсии по инвалидности

Пенсионная выплата данной категории от удостоверенной медэкспертизой группы не зависит. Назначается эта выплата с 2022 года в автоматическом режиме, поэтому в оформлении и предоставлении документации не нуждается.

В ПФР касающиеся данной выплаты сведения передаются сотрудниками МСЭ, после чего данные о статусе имеющего инвалидность гражданина вносятся в касающийся лиц с инвалидностью Федеральный реестр. Пенсвыплата назначается в течение 7 дней (рабочих) после завершения МСЭ, и уведомление претенденту на нее отправляется по почте.

Для получения рассматриваемой выплаты следует лишь подать заявление и определиться с вариацией ее получения. Срок рассмотрения заявления данной категории – 3 дня (рабочих).

Если назначение пенсионной выплаты в автоматическом режиме не произошло, за разъяснениями следует обратиться в учреждение ПФР – лично либо с использованием телефонного звонка (единый контакт-центр).

Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.

Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.

Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.

Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.

1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.

Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:

– возраста;

– стажа работы или выслуги лет;

– инвалидности;

– потери кормильца и др.

2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.

3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.

4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.

5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.

Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.

1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.

2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.

3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:

1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;

2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность социального обеспечения;

2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:

– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования;

– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).

Глава 1 «Общие положения»:

1) определяет предмет регулирования закона;

2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

– Конституции Российской Федерации;

– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации;

3) дает основные понятия, используемые в законе.

Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Глава 3 «Права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования» раскрывает правомочия каждого участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Глава 4 «Финансовая система обязательного пенсионного страхования» определяет порядок формирования и расходования средств бюджета ПФР, закрепляя, что бюджет ПФР формируется за счет:

– страховых взносов;

– средств федерального бюджета;

– сумм пеней и иных финансовых санкций;

– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

– иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Глава 5 «Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» раскрывает порядок расчета и уплаты страховых взносов, а также объекты и базу для начисления страховых взносов и возлагает обязанность по контролю за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на налоговые органы.

Глава 6 «Заключительные и переходные положения» регулирует следующие вопросы:

– рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования;

– право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд;

– вступление в силу закона (со дня его официального опубликования).

Периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно.

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:

1) документ государственного (муниципального)органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;

2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя (либо иные документы), подтверждающий факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.

Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:

– период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора;

– свидетельские показания только за тот период совместной работы, когда свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора.

Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается ПФР по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае, если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные вустановленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.

В случае, если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Трудовая (страховая) пенсия

Ее выплачивают только гражданам, у которых присутствует трудовой стаж. При этом неважно, какой срок инвалид формально работал: стаж может составлять даже 1-2 дня. Получающему такую выплату пенсионеру разрешается и дальше появляться на рабочем месте, если заболевание позволяет. Причина присвоения группы не оказывает влияния на выдаваемое пособие.

Чтобы инвалиду начислили страховое обеспечение, ему потребуется предъявить:

1. Справку об имеющейся группе; 2. Рукописную заявку;

3. Трудовую книжку.

Вычисляется по формуле:

ПК : (ДхК) + Б = СП

Где:

  • ПК – пенсионный капитал, накопившийся у недееспособного лица во время работы. За основу берутся накопления на дату оформления заявки;
  • Д – планируемая продолжительность дожития, показывающая, в течение какого времени инвалиду будет платиться пенсия. Определяется со дня одобрения пенсии до планируемого назначения льгот по возрасту. В 2020 году максимальная продолжительность дожития установлена в 228 месяцев, то есть 19 лет;
  • К – коэффициент рабочего стажа. Представляет собой страховой стаж бывшего работника, разделенный на ставку 180 для мужской половины и 160 для женской. Эти цифры показывают полный срок трудоспособности до наступления дотации по старости. Например, у мужчин это 42 года (с 18 до 60 лет), что и совпадает со 180-ю месяцами. Для граждан, ставших недееспособными с 18 до 19 лет, без подсчетов устанавливается страховой стаж в 12 месяцев. Тем, к кому инвалидность пришла позднее, добавляется по 4 месяца стажа по каждому дальнейшему году;
  • Б – базовая пенсионная ставка, устанавливаемая ежегодно для всех типов инвалидности. Представляет собой самую меньшую сумму, доступную для получения недееспособным лицом.

Получатели государственных выплат

Льготы и соцпособия от государства устанавливаются не только на федеральном уровне. Региональные и местные власти вправе ввести «особенные» виды поддержки и помощи населению. Как пример — выплаты, характерные для конкретного региона проживания. А вот отменить или снизить федеральные привилегии местные власти не вправе.

Перечень льготников регионального и местного уровней индивидуален. Федеральные привилегии едины для всей страны. Вот сравнительная характеристика социальных выплат по порядку расчетов и размеру для разных категорий граждан:

Льгота

Получатель

По состоянию здоровья

  • работники, получившие заболевание, травму;
  • граждане, достигшие пенсионного возраста;
  • лица, приобретшие инвалидность.

По утрате дохода

  • несовершеннолетние граждане, потерявшие кормильца;
  • безработные;
  • лица с низким уровнем дохода, малообеспеченные семьи;
  • работники предприятий, попавшие под сокращение;
  • родственники умершего.

Детские выплаты

  • беременные женщины и роженицы;
  • родители или усыновители детей;
  • опекуны и попечители;
  • многодетные семьи;
  • граждане в декретном отпуске;
  • родители детей-инвалидов;
  • дети-сироты и оставшиеся без попечения.

По социальному статусу

  • лица, имеющие знаки отличия;
  • медицинские работники, проживающие в сельской местности;
  • педагогические работники, проживающие в сельской местности;
  • военнослужащие;
  • госслужащие;
  • молодые специалисты.

По месту проживания

  • проживающие в районах Крайнего Севера;
  • проживающие на территориях, где установлены территориальные (районные) повышающие коэффициенты.

Социальные выплаты пенсионерам

Пенсионеры, помимо пенсии по старости, получают ряд доплат и компенсаций. Размер выплат устанавливается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Например, если пенсия по старости ниже минимального уровня пенсионного обеспечения, то гражданину назначается доплата. Обратите внимание, что в расчет включают не только пенсию, но и все государственные надбавки и компенсации.

Отдельный вид льгот предусмотрен для пенсионеров, имеющих особый статус. Это ветераны труда, герои СССР и РФ и другие лица, отмеченные государственными и региональными наградами и знаками отличия. Льготникам положены:

  • компенсация коммунальных услуг в размере 50% от фактических трат;
  • компенсация проезда в общественном транспорте (фиксированная сумма около 300 руб.);
  • бесплатное зубопротезирование.

Материальная поддержка граждан с детьми — это отдельное направление государственной политики. Детские госпособия — самая большая доля социальных выплат гражданам.

На детей выплачивают следующие пособия:

  • единовременные выплаты при рождении, материнский капитал, при усыновлении, при постановке беременной на учет;
  • ежемесячные: по уходу до 1,5 года, президентские выплаты на 1 ребенка до 3 лет;
  • региональные: устанавливаются в каждом регионе по месту проживания заявителей.

Обновленная таблица детских пособий в 2022 году:

Наименование пособия

Размер выплаты, руб.

С 01.01.2021

С 01.02.2021

Изменение МРОТ

12 792

Единовременное пособие при рождении ребенка

18 004,12

18 886,32

Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 года (на первого ребенка) (МРОТ × 40%)

6752,00

7082,80

Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (на второго и последующих детей)

6752,00

7082,80

Максимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком

29 600,48

29 600,48

Пособие на ребенка, переданного на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство)

18 004,12

18 886,32

Пособие на ребенка-инвалида или ребенка в возрасте от 7 лет или нескольких детей, которые приходятся друг другу братьями или сестрами, переданного (переданных) на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство)

137 566,13

144 306,87

Минимальное пособие по беременности и родам (140 дней)

58 878,40

58 878,40

Максимальное пособие по беременности и родам (140 дней)

340 795,00

340 795,00

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

675,15

708,23

Пособие беременной женщине — жене военнослужащего по призыву

28 511,40

29 908,46

Пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву

12 219,17

12 817,90

Пособие на ребенка военнослужащего по потере кормильца

2457,58

2578,00

Ежемесячная выплата на ребенка, проживающего в чернобыльской зоне, от рождения до 1,5 лет

3481,83

3652,44

Какие пособия вырастут с 1 февраля

Есть категории льготников, которые имеют право на ежемесячные денежные выплаты и на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В частности, к ним относятся инвалиды, участники Великой Отечественной войны, определённые категории военнослужащих, члены семей погибших военнослужащих, бывшие несовершеннолетние узники фашизма и люди, пострадавшие от воздействия радиации.

Все, кто имеет право на ЕДВ (единовременную денежную выплату), с 1 февраля станут получать больше. Именно с этой даты социальные выплаты индексируются на уровень прошлогодней инфляции. Подсчитывают его в начале января. В этом году прибавка должна составить 4,9%. Такая цифра указана в проекте постановления правительства, который подготовил Минтруд. Предполагается, что документ будет утверждён на днях.

Повышение выплат коснётся очень многих. Это не только льготники, которые получают ЕДВ. Повысят сразу несколько детских выплат. Это единовременное пособие при рождении ребёнка, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком; единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, — перечисляет ведущий юрист «Европейской юридической службы» Оксана Красовская.

С 1 февраля проиндексируют также выплаты в связи с производственной травмой. Станут получать больше Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и обладатели ряда других званий.

Также будут проиндексированы выплаты тем, кто отказался от льгот в пользу денежной компенсации. На 2021 год НСУ (набор социальных услуг) составит 1211,65 рубля. Бывает, что человек раньше получал компенсацию, а теперь захотел получать льготы в натуральном выражении. В этом случае из его ежемесячной денежной выплаты вычтут проиндексированную сумму НСУ. То же самое произойдёт, если человек решил отказаться не от всего соцпакета, а от какой-то его части, — пояснила старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Полина Гусятникова.

По словам юриста, компенсация за лекарственное обеспечение составит 933,25 рубля, за санаторно-курортное лечение — 144,37 рубля, а за проезд на железнодорожном транспорте — 134,03 рубля.

Кроме того, на 4,9% увеличится пособие на погребение пенсионеров. Сейчас оно составляет чуть более 6 тыс. рублей. Что касается прибавки к пенсии, то с февраля её не будет. Неработающим пожилым людям сделали прибавку с января. Она составила 6,3%. Социальные и государственные пенсии запланировано повысить с 1 апреля. Прибавка составит 2,6%, — уточнила Полина Гусятникова.

Какие социальные выплаты уже повысили

Размер многих социальных выплат уже вырос в прошлом году. К тому же появился целый ряд новых мер соцподдержки, которые сохранятся и в ближайшее время.

Например, увеличился минимальный и максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до полутора лет. Его могут получать и безработные родители, и те, у кого мало стажа. Размер пособия зависит от нескольких факторов. Это минимальный размер оплаты труда, предельный доход для начисления страховых взносов и средний дневной заработок. Если родитель не работает, то он получает минимальную сумму.

К тому же увеличен период для назначения выплат на первого и второго ребёнка до трёх лет. Лимит среднедушевого дохода для получения пособия тоже вырос. Теперь он может доходить до двух прожиточных минимумов. Изменились также суммы выплат по регионам.

В прошлом году появилась новая ежемесячная выплата на детей с трёх до семи лет включительно. Её начисляют со дня трёхлетия ребёнка, но не ранее 1 января 2020 года. Размер выплаты составляет 50% от величины прожиточного минимума на детей в регионе.

С 1 января материнский (семейный) капитал был проиндексирован на 3,7%. Как сообщили в ПФР, для первого ребёнка он был увеличен на 17,3 тыс. рублей и с нового года составляет 483 882 рубля. Такая же сумма полагается семьям с двумя детьми, Правда, если второй ребёнок появился до 2020 года, а родители ещё не оформляли либо не использовали сертификат.

Размер повышенного материнского (семейного) капитала, который даётся, если оба ребёнка появились с 2020 года, увеличился после индексации на 22,8 тыс. рублей и составляет теперь 639 432 рубля. Для родителей, которые сначала получили капитал на первого ребёнка, а затем родили или усыновили ещё одного, объём господдержки дополнительно увеличивается. С нового года сумма такой прибавки к материнскому капиталу за счёт индексации выросла до 155 550 рублей, — сообщили в ПФР.

Кстати, деньги семей, которые пока не полностью израсходовали материнский (семейный) капитал, также были проиндексированы в январе.

Также с 1 января 2021 года повысили пособие на детей от трёх до семи лет. Суммы будут зависеть от прожиточного минимума ребёнка в регионе, установленного в текущем году, а не в прошлом, как раньше. Это говорит о том, что пособия в 2021 году станут больше, ведь прожиточный минимум будет выше.

С 1 января стало проще получить льготы и компенсации за услуги ЖКХ. Многодетные семьи, инвалиды, некоторые категории пенсионеров и малообеспеченные люди могут понизить плату за коммуналку. Например, если семья тратит на неё более 22% доходов, ей полагается субсидия. В некоторых регионах этот порог ещё ниже. Например, в Москве субсидию получают семьи, которые тратят на оплату услуг более 10% от доходов. Правда, одно из условий получения льготы — не должно быть задолженности.

Не нужно представлять органам соцзащиты документы об отсутствии просрочек по коммунальным платежам. Эту информацию они теперь проверяют самостоятельно.

К тому же выросли и выплаты пожилым людям. С 1 января страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%. Это, кстати, выше показателя инфляции по итогам 2020 года.

В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а её средний размер достиг 17,5 тыс. рублей, — сообщили в ПФР.

Как пояснили в Пенсионном фонде, у каждого пенсионера прибавка в результате индексации индивидуальна. Зависит она от размера получаемых выплат. К примеру, если страховая пенсия по инвалидности на конец 2020-го составляла 10 806 рублей, то после индексации она увеличилась на 681 рубль и составила 11 487 рублей. Если пенсия по старости на конец года составляла 17 522 рубля, то после перерасчёта она повысилась на 1104 рубля и составила 18 626 рублей.

Изменение № 7. Новое универсальное пособие на детей до 17 лет в 2023 году

Введено единое универсальное пособие на ребенка до 17 лет. Новая выплата заменит действующие в 2022 году социальные пособия на детей:

  • выплаты для беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки;
  • дотации по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих родителей;
  • пособия на первого ребенка до трех лет;
  • социальная доплата на третьего ребенка;
  • выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно;
  • соцпособия на детей от 8 до 17 лет.

Порядок оформления дотаций от государства существенно упростится, а критерии и требования к получателям станут едиными. Выплаты можно оформить, начиная с шестой недели беременности. Универсальное пособие предназначено для поддержки нуждающихся семей с детьми.

21 ноября Президент подписал закон о едином пособии на детей.

Пособие будут выплачивать в размере 50, 75 или 100 процентов от минимума в регионе. Узнайте свой прожиточный минимум по нашей таблице.

Пособие для беременных определят исходя из прожиточного минимума трудоспособного населения. Пособие на каждого ребенка — из прожиточного минимума на детей.

Конкретный размер пособия будет зависеть от уровня дохода семьи. Специалисты определят сумму таким образом, чтобы общий доход семьи с учетом пособия оказался не ниже прожиточного минимума. Беременным назначат пособие на период до родов или окончания беременности. Пособие родителям — на 12 месяцев или до 17-летия ребенка, если оно наступит раньше.

Пособие получат малообеспеченные семьи, среднедушевой доход которых не превышает региональный прожиточный минимум на душу населения.

Расчетным периодом для подсчета дохода будет 12 месяцев, которые предшествуют месяцу перед месяцем подачи заявления. Пособие будет назначать новый Фонд пенсионного и социального страхования с учетом движимого и недвижимого имущества семьи, а также доходов от вкладов. Специалисты станут дополнительно учитывать причины низких доходов в семье. Если все условия соответствуют, пособие получат женщины с шести недель беременности, а также родители на каждого ребенка до 17 лет.

Получатели:

  • Семьи, ожидающие ребенка и с детьми до 17 лет, со среднедушевым доходом ниже регионального прожиточного минимума (ПМ).
  • Пособия назначаются по итогам комплексной оценки нуждаемости
  • Размер универсального пособия составит 50, 75 или 100% регионального ПМ на каждого ребенка
  • Пособие для беременной женщины составит 50, 75 или 100% регионального ПМ для трудоспособного населения

С 1 января 2023 года заявление на новое пособие можно будет подать на бумаге в объединенный фонд или в МФЦ.

Электронное заявление направьте через портал госуслуг. На несколько детей достаточно будет подать одно заявление.

Подтверждающие доходы документы специалисты запросят у ФНС и других органов в рамках междведомственного информационного взаимодействия. Недостающие бумаги придется принести самим.

Что такое социальная защита населения и для чего она нужна

Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует определенный уровень жизни и удовлетворения потребностей населения. РФ – социальное государство, и это означает, что политика власти должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека.

Для этого законами Российской Федерации устанавливаются такие социальные меры, как:

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Эти меры осуществляются через систему социальной защиты населения, которая предполагает установление минимальных социальных стандартов.

Пенсии для граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих

Назовем граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих, проще — государственными чиновниками. Это наиболее многочисленная когорта привилегированных пенсионеров.

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации», государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом. Стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления. Включение в стаж государственной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации (ст. 19).

Таким образом, согласно названному акту, для государственных служащих должны быть введены пенсии за выслугу лет федеральным законом, стаж их государственной службы также должен исчисляться в соответствии с федеральным законом, как и все иные параметры пенсионного обеспечения (уровень пенсии, порядок ее выплаты и т.п.). Такой вывод основывается также на Конституции России, согласно которой пенсии устанавливаются законом (п. 2 ст. 39).

Российский парламент не счел возможным форсировать введение особых пенсий для федеральных государственных служащих. Главная причина этого очевидна — катастрофическое состояние общей для всех граждан пенсионной системы, недопустимость создания привилегированной системы для тех, кто трудился во властных структурах, кризисное состояние экономики и ограниченные ее финансовые возможности. Однако Президент и Правительство РФ посчитали, что это пробел в законодательстве, и в экстренном порядке восполнили его. Были изданы Указ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» (он вступил в силу со дня его подписания — с 16 августа 1995 г.), а 31 января 1996 г. — Постановление Правительства РФ «О реализации Указа Президента Российской Федерации «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих». Этим постановлением утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральных государственных служащих. В дальнейшем, 15 июня 1999 г. появился Указ, внесший некоторые изменения и дополнения в предыдущий Указ, и Правительство РФ утвердило новое Положение.

Так сложилась обособленная подсистема пенсионного обеспечения федеральных государственных чиновников.

Доплата к пенсии назначается тем чиновникам, которым пенсия назначена по Закону 1990 г. (в том числе досрочно с учетом Закона «О занятости населения в Российской Федерации»), если они занимали соответствующие должности на 16 августа 1995 г. (на 25 декабря 1996 г. и 1 октября 1998 г. для отдельных работников) или позднее.

Обязательное пенсионное страхование

Право работника на пенсию обусловлено специальными взносами, которые производились с его заработной платы. Эти отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР) делает бухгалтерия предприятия (но в ряде случаев, например, для индивидуальных предпринимателей, частных адвокатов, фермеров, физическое лицо самостоятельно переводит необходимые средства).

Обязанность производить отчисления в ПФР распространяется как на трудоустроенных граждан нашей страны, так и на работающих тут иностранцев и лиц без гражданства. Все эти сотрудники считаются оформленными в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), поэтому в случае инцидента (травмы, смерти и др.) они сами или их родственники будут получать государственные социальные выплаты. Величина взносов составляет 22% от начисленной зарплаты. По умолчанию, эти средства распределяются так:

  • На формирование страховой (иначе – трудовой) пенсии – 16%.
  • На создание накопительной части – 6%. Этот вид социального обеспечения не является обязательным и от него можно отказаться, направляя все средства для страховой части.

Назначение трудовой пенсии конкретному человеку (или его иждивенцам) требует выполнения трех условий. К ним относятся:

  • Обязательное оформление сотрудника в системе ОПС. Это подтверждается наличием специального свидетельства – Страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
  • Наличие трудового стажа. В зависимости от типа пенсии, к получателям предъявляются разные требования по продолжительности этого срока.
  • Наступление страхового случая (получение травмы, достижение установленного возраста, право на досрочное получение и др.). При смерти застрахованного лица, пенсия назначается его нетрудоспособным иждивенцам (подробнее об этом – ниже).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *