Есть права, но другой категории – какой штраф?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Есть права, но другой категории – какой штраф?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Если Вы уверены, что сотрудник ГИБДД выносит неправомерное решение, то нужно быть предельно сосредоточенным. Во-первых, следует включить камеру и записывать происходящее на видео. Во-вторых, нужно потребовать привлечения понятых. И главное, нельзя подписывать неправомерный протокол. Если полицейский все же настаивает на подписи, то в оригинале документа нужно сделать надпись: «Не согласен». Все эти действия помогут оспорить штраф в УГИБДД или суде.

Кого штрафуют за отсутствие категории?

Штраф за управление транспортным средством без прав соответствующей категории выписывается сотрудником ГИБДД при проверке документов. Оштрафовать могут любого нарушителя, независимо от типа ТС.

Однако чаще всего штрафы выписываются при следующих обстоятельствах:


  1. Автомобилисту с правами категории «B», управляющему мотоциклом. Самая распространенная категория, дающая право на управление легковыми автомобилями, также дает право на управление квадроциклами и трициклами. Однако для мотоциклов необходимо сдавать отдельный экзамен на категорию «A».
  2. Автомобилистам с правами категории «C» или «D», управляющим легковыми автомобилями. Логично, что человек, способный управлять автобусом или грузовиком, без проблем сможет управлять легковым автомобилем. Однако законодательство требует сдачи отдельного экзамена для получения категории «B», даже если уже открыты более сложные категории.
  3. Автомобилисту с массивным прицепом. Бывает, что водители покупают прицеп, для которого достаточно категорий «B». А спустя некоторое время, даже не задумываясь, приобретают больший прицеп, для которого требуется сдавать отдельный экзамен.
  4. Водителям микроавтобусов, вмещающих более 8 человек. Для таких автомобилей необходимы права категории «D» или «D1». При этом нарушением будет считаться и тот случай, когда юридически автобус относится к категории «B», но фактически вмещает более 8 человек.

В чем выражается нарушение

Каждой категории и подкатегории соответствует свой тип/состав транспорта.

Нарушение определяется простым сопоставлением данных о категории машины (указывается отдельной строкой в СТС) и сведениями в водительском удостоверении шофера. Если имеется несоответствие, то нарушение налицо.

Многие думаю, что если имеется допуск к более сложному типу транспорта, то более простым можно управлять по умолчанию (без дополнительных разрешений). Это не верно.

Например, у водителя имеется единственное разрешение — управлять автобусами («D»). Его остановили сотрудники ГИБДД, когда он был за рулем мотоцикла. Штрафа за езду на мотоцикле без категории «А» не избежать.

Исключением является передвижение на мопеде, скутере. Достаточно иметь любую категорию в правах (даже если нет самой «М»).

Еще одно исключение — учебная езда, организованная на автомашине с соответствующей символикой и оборудованием, а также под компетентным контролем наставника.

Но не все так однозначно. Существуют еще множество спорных ситуаций.

Вождение без права управления транспортным средством A, B, C, D и E

Каждый водитель должен знать, что управление транспортным средством без категории считается грубым нарушением Правил дорожного движения. Сточки зрения закона оно приравнивается к отсутствию водительского удостоверения. Подобная ситуация грозит нерадивому автомобилисту серьезными последствиями, которые выльются в:

  • денежный штраф;
  • задержание транспортного средства;
  • отстранение нарушителя от управления средством передвижения.

Именно поэтому, отправляясь в дорогу, следует убедиться, что используемое ТС соответствует разрешению, указанному в водительском удостоверении.

  1. А. Позволяет управлять мотоциклом любой мощности, с коляской или без, а также ездить на мопеде или скутере.
  2. Б. Дает автомобилисту возможность управлять авто, оснащенным до 8 пассажирских сидений и имеющем вес до 3,5 тонн. При этом разрешается использовать специальные устройства для грузоперевозок, чей вес не превышает 750 кг. Если же прицеп тяжелее, то его общий вес с легковым автомобилем должен составлять не более 3,5 тонны.
  3. С. Разрешение данного типа нужно водителям грузовиков. Управлять легковым авто с ним не получится.
  4. Д. Открывает возможность осуществлять пассажирские перевозки в транспортных средствах, рассчитанных на перемещение более 8 человек.
  5. Е. На сегодняшний день в самостоятельном виде не существует. Согласно последним изменениям, это разрешение разбито на несколько подкатегорий: ВЕ, СЕ, DE. Все они обозначают для водителя возможность использовать прицеп.

Отсутствие нужных категорий прав: что это

Права делятся на несколько категорий: A, B, C, D, E. Каждая из них позволяет управлять определенным типом транспортного средства. Гражданин привлекается к ответственности, если он управляет машиной без требуемой категории.

Кроме категории существует разделение авто по основным параметрам. Если человек будет за рулем автомобиля, превышающего массу или объем двигателя, то без соответствующего допуска он будет привлечен к административной ответственности.

Категории прав не имеют иерархии. Удостоверение с буквой А не дает права на управление транспортом, относящимся к категориям B или C. Исключением из этого правила являются мопеды, которые обозначаются буквой М. Для управления скутером не нужно получать специальную категорию, достаточно иметь любые права.

Чаще всего езда при отсутствии нужной категории присваивается в случаях управления:

  1. Автомобилем с прикрепленным прицепом массой более 750 кг, без категории BE. Наличие прав с буквой B не дает права на управление таким ТС.
  2. Мотоциклом без категории А.
  3. Автобусом со сцепленными шасси при наличии категории D. А для управления ТС из двух шасси нужны права DE.

Существует категория и подкатегория прав. К первым относятся основные буквы (A, B, C, D, E), ко вторым – цифры или буквы. Появляются права С1, СЕ и другие комбинации для транспортных средств. Некоторые подкатегории, например, С1, присваиваются автоматически при наличии полной категории. Но есть и комбинации на подобие СЕ, когда управление машиной допускается только после получения соответствующей категории.

ПДД четко регулирует ситуации, в которых водителю можно использовать прицепы в условиях дорожного движения:

  • Отсутствие ограничений видимости;
  • Исключение затруднений управления авто;
  • Прицеп не должен загораживать освещение задней части ТС;
  • Прицеп не должен загрязнять дорожное полотно;
  • После захода солнца прицеп должен освещаться фонарями;
  • В полисе ОСАГО должен значиться и прицеп (не только сам автомобиль);
  • Право управления авто с прицепами должно быть закреплено в ВУ, а прицеп должен быть зарегистрирован в ГИБДД, иметь собственные номерные знаки.

Виды категорий (основные)

На сегодняшний день существует множество категорий и подкатегорий, основные из них:

А — мотоциклы;

А1 — легкие мотоциклы о. д. не более 125 см и м. не более 11 кВ;

B — автомобили, за исключением относящихся к категории А, до 3500 кг и числом сидячих мест до 8;

B1 — квадроциклы и трициклы;

C — автомобили, за исключением относящихся к категории D, более 3500 кг;

C1 — грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой от 3,5 до 7,5 т;

D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров с более 8 сидячими местами, кроме водительского;

D1 — автобусы с 9-16 сидячими местами, за исключением водительского;

Е — составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории (Прицеп);

M — мопеды, скутеры, а также лёгкие квадрициклы с рабочим о.д. до 50 куб. см.

Основные ситуации, при которых фиксируются нарушения

Что будет в каждом конкретном случае управления ТС без наличия у лица соответствующего удостоверения? Рассмотрим основные ситуации подобных правонарушений, а также ситуации, при которых граждане иногда даже нарушают закон не умышленно, а только по незнанию закона, что, к слову, от несения ответственности не освобождает:

  • Езда без категории А на мотоцикле. Большинство нарушений, совершаемых в подобных ситуациях, осуществляется лицами, имеющими права на управление транспортными средствами, относящимся к мопедам. По своим характеристикам двигателя мотоцикл и мопед разграничиваются объемом в 50 кубических сантиметров. В связи с этим езда без прав на ТС, у которого объем превышает такой показатель, уже является нарушением.
  • Водители ТС, которые имеют права на определенный вид транспорта, но осуществляют его эксплуатацию с прицепом. Согласно действующих на данный момент правил дорожного движения при наличии прицепа и его непосредственной эксплуатации в том случае, если масса устройства не превышает 750 кг, отдельные права не потребуются. При превышении массы автомобилист имеет необходимость получения дополнительного разрешения на управление им. Стоит отметить также одну особенность — не зависимо от конфигурации ТС и массы прицепа общий вес машины не должен превышать 3,5 тонны, в противном случае потребуются уже права с обозначением ВЕ;
  • Водители микроавтобусов, которые управляют ТС (микроавтобусами), общая пассажировместимость каких превышает 8 человек (непосредственно кроме водителя, управляющего им). Категории транспортных средств? В такой ситуации ТС относится к автобусу, а не легковому автомобилю и привлечения к ответственности избежать не удастся;
  • Управление машиной, относящейся к легковым автомобилям, без прав. К таким нарушениям относится езда без категории В, но с категорией С, или же аналогичное отсутствие В, но имеющиеся права по типу Д. В данном случае не имеет значения, если есть С или Д — автомобилисты ошибочно полагают, что при получении таких прав возможность управления обычными легковыми авто разрешена автоматически, однако, такое действие строго запрещено.

Ни для кого не секрет, что для управления транспортным средством обязательно наличие водительского удостоверения, в котором указывается нужная категория. Вождение авто без категории для водителя чревато весьма неприятными последствиями. Но не всегда автомобилисты нарушают это правило намеренно — многие поступают так по незнанию. Как не попасть в подобную ситуацию?

Штрафные санкции за езду с прицепом

При несоблюдении правил дорожного движения об отсутствии документов или зафиксированного в таковых прицепа, а также обозначения категории Е в правах на вождение, сотрудниками ГИБДД выписываются следующие штрафные санкции:

  • нарушения при установке прицепа, а также некорректная его перевозка – 500 рублей (статья №12.21 КоАП Российской Федерации);
  • присутствие дефектов, которое создает помехи в движении – 500 рублей (статья №12.5 КоАП Российской Федерации);
  • отсутствие ОСАГО на прицеп – 500 рублей (согласно Федеральному Закону об обязательном страховании);
  • не прописано обозначение в правах о вождении – 5 000 рублей (статья №27.12 КоАП Российской Федерации);
  • отсутствие на прицепе государственных номеров – 2 500 рублей.

Какой размер финансового наказания за езду с прицепом без категории

Много вопросов, спорных ситуаций при езде с прицепом. Прежде для его использования требовалась категория Е. Теперь же следует иметь права на основной вид транспорта, то есть A, B, D, C, но также и присоединенную ним литеру E.

Если ВУ автомобилиста соответствуют его машине, но не содержат информации о разрешении использовать добавочную конструкцию, это нарушение статьи 12.17. То есть ситуация законом рассматривается так, как если бы водитель оказался за рулем без прав. Штраф за это – от 5000 р. до 15000 р., точный размер его определяется судом.

После остановки сотрудником ГИБДД, составления протокола водитель отстраняется от управления, а его транспорт перемещается на спецстоянку. Эти операции производятся за счет нарушителя.

Категории транспортных средств

Категории автомобилей, на которые выдается спецправо управления, установлены ст.25 ФЗ №196 «О БДД». Для того, чтобы гражданин получил такое право ему необходимо пройти медкомиссию и иметь заключение, что управление транспортным средством не противопоказано, а также пройти обучение и сдать экзамены. Возраст, с которого можно проходит обучение и с которого можно управлять машиной той или иной категории установлен в ст.26 того же закона. Езда без соответствующей категории может грозить водителю штрафными санкциями.Всего нормативный акт выделяет 10 категорий и 6 подкатегорий, которые в своем названии содержат цифровое значение:

  • «А» и «А1» — мотоциклы;
  • «М» — мопеды, квадрициклы с небольшой массой;
  • «В» и «В1» — легковые авто и машины до 3,5 тонн и с не более 8 местами для сидения, а также три- и квадрициклы;
  • «С» и «С1» — авто более 3,5 тонн;
  • «D» и «D1» — ТС для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест;
  • «ВЕ» — авто «В» с прицепом тяжелее 750 кг;
  • «СЕ» — авто «С» с прицепом тяжелее 750 кг;
  • «DЕ» — ТС «D» с прицепом тяжелее 750 кг и сочлененные автобусы;
  • «Tm» — трамваи;
  • «Tb» — троллейбусы.

Кроме перечисленных выделяют также еще несколько подкатегорий (C1E, D1E), которые зависят от массы прицепа и общей разрешенной массы транспортного средства. Для того, чтобы получить запись о подкатегории в водительских правах не нужно проходить специального обучения на нее, главное установленный законодательством срок управлять автомобилем одной из категорий. Так, для получения права управления авто подкатегории «C1E» нужно не менее 1 года ездить на машине «C», чтобы управлять «ВЕ» необходимо не менее 1 года проездить на машине «В» и т.д. (эти правила также определены ст.26). Если человек получил права «А» он также имеет право управлять транспортом «А1» и «В1», если у трицикла или квадрицикла будет мотоциклетная посадка. На мопедах же может ездить любой автомобилист, имеющий хотя бы одну открытую категорию. Какое наказание за езду без категории может получит автолюбитель, рассмотри далее.

Есть права, но нет данной категории

Бывает, что человек умеет управлять автомобилем одной категории, и садиться за руль авто другого вида, ведь разнице в управлении несущественная. Но оказавшись за рулем другого транспортного средства, обучению вождения на которое он не проходил, человек подвергает себя и окружающих смертельной опасности.

За такую езду водителя накажут штрафом от 5000 до 15000 рублей и отстранят от управления машиной. Также машину переместят на штрафстоянку, если не найдется пассажир с правами, который может законно управлять данным авто.

Наказания за езду без соответствующей категории, по сути, такие же строгие, как и езда без прав. Поэтому для управления транспортным средством другой категории обязательно нужно пройти обучение этой по категории.

Часто случается ситуация, когда у человека есть соответствующая категория на авто, но без прицепа – вождение машины с прицепов в этом случае является нарушением. Для прицепа нужна обязательно специальная категория.

При этом бывает и наоборот, когда человек учился на категорию А и боится управлять мотоциклом категории А1. В этом нет ничего противозаконного, если вы владеете категорией, то можете управлять и транспортными средствами подкатегорий.

Если же наоборот, есть только подкатегория А1 или В1, то управлять А или В ТС нельзя. Такие нарушения будут приравнены к отсутствию прав на вождение данным транспортным средством.

Задержание средства передвижения

Человек, совершивший подобное нарушение, полностью отстраняется от вождения, а сам автомобиль задерживается и перевозится на спецстоянку.

Основанием для этого является указ полностью исключить транспортное средство из перевозки людей и грузов.

Процесс транспортировки осуществляется при помощи иного средства передвижения. Машина помещается в любое, рядом расположенное специальное, отведенное для этой цели, охраняемое место.

Автомобиль находится на такой стоянке до полного устранения причины его задержания.

Задержание автомобиля может быть прекращено на месте ареста средства передвижения. Процесс осуществляется строго в присутствии лица, которое имеет право управлять данным автомобилем строго в соответствии с установленными ПДД.

Прекращение может быть допустимо только при полном устранении причины задержания до начала движения авто на назначенную стоянку.

Решение относительно задержания транспортного средства или о прекращении данного процесс должны принимать должностные лица. Сотрудники ГИБДД уполномочены составлять специальные официальные протоколы о том, что было зафиксировано административное нарушение.

Специалисты не только составляют договор, но также присутствуют на месте задержания автомобиля. Присутствие должно продолжаться до начала движения транспортного средства до назначенного места, то есть до специализированной стоянки.

Процесс перемещения автомобиля на стоянку, его хранение, оплата материальных расходов на все это, возлагается на собственника автомобиля.

«Российская газета» в понедельник писала о правовой коллизии, в результате которой некоторые счастливые покупатели новых автомобилей могут оказаться в неприятной ситуации. Буквально под угрозой лишения прав.

В такую ситуацию могут попасть те автомобилисты, которые ставят на учет машину в регионе, в котором они сами не зарегистрированы.

В соответствии с новым законом в таком случае в ГИБДД им присвоят номер с кодом региона по месту жительства и выдадут на руки все необходимые документы. Но не выдадут государственные регистрационные знаки.

Автовладелец обязан сам обратиться к изготовителю этих знаков. И приобрести соответствующий комплект знаков у него. Но при этом воспользоваться приобретенным и поставленным на учет автомобилем собственник не сможет. Ведь управлять зарегистрированным автомобилем без госзнаков запрещено. За это частью 2 статьи 12.2 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *