Периоды детского возраста и их краткая характеристика.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Периоды детского возраста и их краткая характеристика.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Развитие и воспитание ребёнка – процессы, организуемые в соответствии с особенностями возрастных групп. Методы воспитания ребёнка обуславливаются его физическими и умственными возможностями, особенностями мышления, характерными для возрастного этапа.

НОРМАЛЬНЫЙ КЛИМАТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Все согласны с тем, что дети быстро меняются, растут, развиваются и узнают новое. Возрастные особенности проявляются по-разному. Главное, определиться с тем, что значит «позитивная среда развития». Это совокупность всех факторов, которые создают нормальный климат для того, чтобы малыш свободно и безопасно развивался. Так его психике или физическому развитию ничего не угрожает. Конечно, именно родители создают данный климат для малыша. С самого рождения и до того момента, когда уже взрослый человек оставляет родительскую семью.

Важно, чтобы все эти условия соблюдались, только тогда развитие пойдет по нормальному пути. Тогда даже кризисные периоды и возрастные особенности не будут сильно сказываться на характере, личности и психике ребенка. Все пройдет своим чередом в нормальной обстановке понимания, доверия и любви. Существует несколько важных факторов.

Уход за детьми в возрасте от двух до шести лет включает много новых элементов. К двум-трем годам дети научаются говорить и понимать речь других. Для развития этих навыков крайне важна помощь родителей. Они должны говорить с детьми медленно, много раз повторяя слова и фразы, поощрять кивком и улыбкой овладение ребенком новыми словами и фразами. Не следует дразнить ребенка или резко поправлять, если он иногда ошибается в произношении или грамматике. Родители должны также проследить за тем, чтобы старшие братья и сестры не дразнили и не унижали младших и разговаривали с ними помедленнее.

Очень важно, о чем говорят родители с ребенком. Некоторые склонны ограничивать общение с детьми в возрасте от года до начала школьного обучения преимущественно короткими командами вроде «Пора есть», «Оставь мальчика в покое» или сентенциями типа «Это плохо», «Ты такая грязнуля». Другие родители тратят больше времени на то, чтобы стать посредниками между детьми и огромным миром, сложным и порой сбивающим с толку. Они указывают на людей, животных и предметы, называют их, рассказывают о них. Такое посредничество взрослого способствует развитию речи и понимания у ребенка.

Период от двух до шести лет можно также назвать возрастом игры. Швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896–1980) обратил внимание на то, что первые детские игры включают чувственно-двигательное удовольствие и исследовательскую деятельность. Удовольствие нетрудно заметить, когда ребенок играет с мягкими предметами, бегает и прыгает, повторяет одну и ту же игру типа «ладушек» или вместе с родителями произносит смешные звуки и стишки. Затем наступает важный период игры воображения, или «символической игры», как ее называет Пиаже. Немного позже приходят «игры по правилам», начиная с пряток и кончая азартными играми в «фантики» на улице или настольными играми вроде шахмат или «монополии» дома.

Для развития способности воображать себя в разных ролях и сопереживать другому, для расширения словаря ребенка и умения рассказывать крайне важен также период ролевой игры. По-видимому, благодаря ролевой игре ребенок скорее начинает понимать, что другие могут думать иначе, чем он. Там, где родители поощряют ролевые игры, раньше формируются способности к игре, требующей воображения.

В последние полвека к задачам охраны детства прибавился и контроль за тем, что дети смотрят по телевизору. Всепроникающее телевидение, образы которого непонятны дошкольнику, но привлекают его цветом, звуками и музыкой, может оказывать значительное воздействие на ребенка. Как показали исследования, у детей, часами сидящих перед телевизором, медленнее формируются способность думать и воображение. Постоянный просмотр передач, содержащих сцены насилия, а также быстро разворачивающееся действие и перерывы на рекламу делают детей пугливее, беспокойнее или агрессивнее. Родителям следует ограничивать время, которое дошкольник проводит перед экраном, и выбирать соответствующие его возрасту программы.

Нетрадиционные и альтернативные формы воспитания детей.

Традиционная ядерная семья, возглавляемая биологическими родителями, остается преобладающей, но уже не доминирует так, как раньше. В 20 в. законодательство облегчило разводы, и это резко увеличило число повторных браков и семей, в которых живут сводные братья и сестры. В тех слоях общества, где много матерей-одиночек подросткового возраста, воспитывать детей зачастую приходится бабушкам и дедушкам. Общество все легче принимает усыновление (удочерение) детей одинокими взрослыми или гомосексуальными парами, мужскими или женскими, особенно когда один из партнеров является биологическим родителем ребенка. В 20 в. женщины почти всюду стали работать, и это потребовало резкого расширения системы детских садов. Пребывание детей в детском саду в то время, как их матери работают, не оказывает на детей дурного влияния. По-видимому, крайне важно, чтобы за ребенком постоянно ухаживали одни и те же взрослые, будь то родители или воспитатели детского сада.

Женщины составляют большинство родителей-одиночек. Исследования показывают, что работающие матери, в целом удовлетворенные своей жизнью, одинаково хорошо справляются с детьми обоих полов. Тем не менее им бывает трудно правильно воспитывать мальчиков, особенно в семьях с низким уровнем дохода и в бедных районах. Развод, как правило, резко ухудшает финансовое положение женщины, и хороший детский сад становится недоступным. В случае незамужних матерей подросткового возраста их собственная незрелость, отсутствие социальной поддержки и родительских навыков создают необходимость в государственных программах совершенствования детских садов и учреждений здравоохранения.

В целом, если воспитатель, будь это даже родитель-одиночка, придерживается социально ориентированного, авторитетного стиля, включающего внимание и заботу о ребенке, то у его детей не возникает в дальнейшем заметных отклонений от норм поведения. Последствия развода могут быть длительными, особенно когда развод протекал драматично, а конфликт был долгим и публичным. Эти последствия сильнее проявляются у младших школьников и подростков. Если оба разведенных супруга регулярно видятся с детьми, регулярно обсуждают проблемы их воспитания и выказывают любовь к детям, долговременное последействие развода сводится к минимуму.

Детские игры включают организованные и соревновательные, т.е. игры по заранее согласованным правилам. Хотя люди продолжают играть всю жизнь, в детстве они участвуют в играх чаще всего. В играх детей отражаются потребности ребенка, меняющиеся по мере его развития. Взрослые поощряют эти игры, видя в них способ укоренения социальных ценностей.

Среди игр выделяются народные (традиционные), которые передаются в культурной традиции из рук в руки, из уст в уста. Такие народные игры, как прятки, при неизменной в веках основе, сильно различаются в разных культурных группах. Народные игры живучи, потому что они основаны на известной всем традиции, важной для физического, социального и когнитивного развития ребенка. Организация игр облегчает общение, они содержат естественные и непринужденные физические упражнения. В рамках игры дети осваивают роли взрослых в обществе, обучаются различным стратегиям соревнования, сотрудничества и достижения целей. В играх дети зачастую терпимее к необычному поведению, здесь они осваивают новые роли и нащупывают границы допустимого. В любой культуре традиционные игры, особенно детские, позволяют понять основные ценности общества.

С возрастом типы детских игр меняются. В некоторых культурах игры маленьких детей нацелены на их физическое развитие, и только позже дети начинают играть, используя сложные стратегии. Изменения могут состоять в переходе от игр, отрабатывающих отношения между детьми, к играм, в центре которых ухаживание и другие проявления взрослой жизни. Многие игры напоминают об изменениях в самих развивающихся детях. Игры ставят перед детьми новые задачи и приучают их к новым ролям, они социально важны как структуры, в которых меняются роли по мере взросления.

Взрослые прививают детям навыки игр почти с младенчества. Игра в прятки, вероятно, первая народная игра, в которую дети играют друг с другом. Прятки вовлекают детей в изучение их окружения, что особенно важно, когда ребенок попадает в незнакомое место, в гостях или в лагере. Поскольку эта игра знакома практически всем, благодаря ей дети легко сходятся и быстрее привыкают к новому месту. Игра в прятки в сумерки – любимый способ отодвинуть момент укладывания спать.

Многие игры привлекают либо только мальчиков, либо девочек и, очевидно, способствуют освоению половых ролей в поведении. Например, прыганье через веревочку считается игрой для девочек, а игра в футбол – мальчишеской. Половые различия в выборе игр наблюдаются у детей начиная с пяти лет. Различны и способы социализации: мальчики склонны играть большими группами или командами, захватывая большую территорию, девочки же, напротив, чаще играют по двое-трое в укромных уголках.

Игры мальчиков обнаруживают борьбу за доминирование в группе, которая часто проявляется в физическом насилии и агрессии. В американских играх мальчики часто изображают поведение гангстеров. Проявление мальчишеской агрессии в игре может быть и словесным. Традиционные игры девочек изящнее и обнаруживают более тесное сотрудничество, как в игре в прихлопы или в веревочку; здесь также чаще, чем у мальчиков, проявляется неагрессивный словесный артистизм. В играх с прихлопом две девочки поют песенку так, чтобы движения рук соответствовали ритму; такая игра требует сосредоточенности и точности в действиях партнеров, если они хотят сотрудничать для продолжения игры.

Американские подростки отвергают как ребячество большинство игр с беготней, прыжками, хлопаньем или угадыванием. Однако структура этих игр сохраняется в поведении, которое теперь разрешается подросткам: в ухаживании, выпивке и катании на автомобиле. Хотя взрослые считают, что они выросли из возраста игры, в их жизни – в ухаживании, политике, бизнесе – легко обнаружить речевые обороты, метафоры и структуры детских игр. Любопытны национальные различия: если в играх американских мальчиков должен быть один-единственный победитель, то во многих японских играх победителей может быть несколько, и они делят плоды победы путем переговоров.

По мере того как расширяются исследования связи между формами игрового поведения и образом жизни в данном обществе, игры все чаще рассматривают как социальную практику: в них дети осваивают свои будущие роли и поведение в обществе, а также социальные правила, цели и структуры; тем самым игры направляют развитие ребенка.

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

Что это значит?

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

Что происходит с телом?

За этот год телесные функции формируются практически полностью. Еще одно настолько же серьезное преобразование произойдет только в пубертате.

Во время младенчества наиболее активно развиваются тело и телесность. Происходит синхронизация всех систем: желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и эндокринной системы, органов чувств и движения. В этом возрасте мы еще не говорим о развитии эмоциональной и когнитивной систем — тело на первом месте.

В этот же период закладываются и развиваются основные ритмы: частота сердечных сокращений, перистальтика, дыхание. Далее — более сложные циклы: сон и бодрствование, кормление, выделение.

Ритмы всех систем должны выстроиться в слаженную систему, которая будет обеспечивать работу организма в течение жизни.

Сколько надо есть, быть на руках, играть и спать?

Столько, сколько это надо именно вашему ребенку. Нельзя дать универсальных четких предписаний: каждый ребенок уникален, его потребности в частоте и качестве контакта со взрослым тоже крайне индивидуальны. Кому-то надо весь день проводить на руках, а кому-то достаточно 4-5 часов.

И как понять, что ему нужно, спросите вы. Ведь ребенок не способен сказать, что он хочет?

1. Во-первых, ребенок может «сказать», только делает это собственным способом. Он плачет. Если что-то болит или чего-то хочется, если страшно или скучно. Плач — это сигнал взрослому, что нужно его участие.

Малыш требует своего настойчиво и эгоистично. Да, он не «думает» о том, что мама устала или занята. Он борется за себя, свое развитие, свое будущее. И просит он всегда столько, сколько ему необходимо, не больше. Как только потребность удовлетворена, ребенок сразу затихает или засыпает.

Возрастные нормы развития ребенка-дошкольника

К дошкольному возрасту относится период от трех до семи лет. Именно в этот период происходит закладка личностных качеств характера малыша, и формируются личностные механизмы поведения. Чаще всего он старается быть похожим на собственных родителей. Ребенок остро нуждается в общении со сверстниками.

От трех до семи лет у ребенка происходит активное развитие всех психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления и пр. Малыш готовится к школе, практикует выполнение различных заданий, учится брать на себя ответственность и выполнять посильные обязанности в семье.

Дети в этот период способны логически мыслить и делать верные умозаключения.

Важным этапом развития и возрастной особенностью ребенка-дошкольника является кризис 6-ти лет. У ребенка преобладает демонстративная форма поведения, его настроение неустойчивое, негативные и радостные эмоции быстро сменяют друг друга, ребенок часто манерничает и кривляется. Также в этот период происходит быстрый рост ребенка, он вытягивается, изменяются пропорции тела, заменяются молочные зубы.

Ребенок в этом возрасте знает:

  • геометрические фигуры;
  • различия предметов по цвету и форме;
  • понятия длины, высоты и величины;
  • математические знаки, числа и буквы;
  • счет до 10 и обратно.

Также ребенок способен легко находить лишние предметы, составлять рассказ по картинке, вести монолог и диалог.

Ранний дошкольный возраст (3-4 года), к концу возраста

Физическое:

  • более точное использование рук;
  • более уверенно поднимается по лестнице;
  • более уверенно ходит в туалет с напоминаниями;
  • может бегать;
  • может пользоваться колесными игрушками (например, трехколесным велосипедом);
  • может пользоваться ножом и вилкой во время еды.

Интеллектуальное:

  • может подбирать цвета;
  • может считать до 10;
  • может заниматься одним делом, даже если его немного отвлекают;
  • может следовать более длинным инструкциям;
  • память работает намного лучше, чем раньше.

Эмоциональное:

  • может самостоятельно выбирать одежду;
  • знает свой возраст;
  • чувствует себя спокойнее, когда родителей нет рядом;
  • может говорить о своих чувствах.

Социальное:

  • может использовать предложения для общения;
  • может с удовольствием играть самостоятельно и с другими детьми;
  • любит играть с разными игрушками;
  • участвует в групповых занятиях в детском саду.

Ключевые вопросы

1. Какие периоды постэмбрионального этапа онтогенеза человека выделяют у детей?
2. Какой возрастной период наиболее важен для развития мышления, речи и трудовой деятельности? Ответ аргументируйте.
3. Назовите возрастные периоды у взрослого человека. Охарактеризуйте особенности периодов зрелости и старости.
4. Какие важные социальные задачи должен решить человек в период зрелости?

Сложные вопросы

1. При характеристике развития детей на современном этапе часто употребляют термин «акселерация». Используя дополнительные источники информации, объясните, что он означает. Назовите возможные причины акселерации.
2. В чем состоят особенности периода зрелости у людей, проживающих в разных странах? Как и почему у них различается продолжительность этого периода?
3. Как показывает статистика, средняя продолжительность жизни людей в мире возрастает, причем женщины в среднем живут дольше мужчин. Как вы думаете, в чем причины этих тенденций?

Индивидуальное домашнее задание. Используя дополнительные источники информации, подготовьте презентацию по теме «Гипотезы процесса старения человека».

В этот период ребенок начинает осознавать, что он отдельная личность и многие действия может выполнять самостоятельно, при этом меняются отношения с взрослыми. Ребенок стремится повторять их действия и проявляет свою волю. Ему необходимо признание и уважение. Для 3-х летнего кризиса характерны следующие особенности: упрямство и строптивость, обесценивание и протесты, своеволие и деспотизм.

При благоприятном прохождении кризиса ребенок четко усваивает запреты взрослых и научается действовать по правилам. Кроме того, он приобретает способность вставать на точку зрения другого и принимать, что желания других могут не совпадать с его собственными. Все это дает мощный толчок для развития навыков коммуникации и социализации.

Если этого не происходит, ребенку очень сложно будет и строить отношения с другими людьми, и встраиваться в ситуации, где требуется умение контролировать свое поведение и подчиняться правилам (детский сад, общественные места и т.д.). Кроме того, не прекращаются конфликты дома, с родителями, любое правило, которое хотят ввести взрослые, будет пробоваться «на зуб» до бесконечности.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

В чем заключается физиологическая зрелость

Физиологическая зрелость подразумевает под собой готовность малыша к самостоятельной жизни вне организма матери. Понятие распространяется на оценку работы основных систем – нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, дыхательной.

Даже человеку, далёкому от науки, очевидно: чтобы малыш рос и развивался гармонично, его тело должно само поддерживать постоянную температуру, лёгкие – обменивать кислород и углекислый газ крови, а сердце – полноценно насыщать кровью все органы.

Почему так важно правильно оценить физиологическую зрелость? Чтобы сохранить её у зрелых младенцев и помочь «дозреть» тем, у кого есть отклонения.

Чем больше малыш соответствует понятию зрелости, тем реже он будет болеть. Правильное развитие его с первых дней – это страховка от бесконечных вирусных инфекций, от аллергических реакций на препараты и диатезов.

Сердечно-сосудистая система

Строение и работа сердца плода внутриутробного периода отличается от таковой у новорожденного ребенка. У плода сердце трехкамерное, открыты специальные отверстия – “овальное окно” и “боталлов проток”, через которые кровь смешивается и внутриутробно ребенок получает только “смешанную” кровь, что позволяет ему быть достаточно устойчивым к возможному недостатку кислорода. После рождения происходит перестройка кровообращения и сердце становиться четырехкамерным и ребенок начинает получать чисто артериальную, не смешанную кровь. Конечно, “отверстия” закрываются не сразу, но “смешивания” крови через них не происходит уже с первых минут жизни. У физиологически незрелого ребенка такая перестройка работы сердца происходит значительно медленнее – длительно могут не только сохраняться, но и функционировать дополнительные отверстия и сосуды (открытое овальное окно и боталлов проток).

Пульс у незрелых новорожденных детей очень лабилен, слабого наполнения, частота 120—160 в минуту, но может достигать 180. Поскольку сердечно-сосудистая система незрелых малышей чутко реагирует на внешние раздражители, то нужно стараться максимально оградить малыша от них, например, от громких звуков.

Кто из нас не мечтал в детстве о волшебной таблетке для осуществления какой-нибудь мечты? Это же так здорово – съел таблетку, и все возможные знания у тебя в голове. Или, например, научился на скрипке играть. Ну, либо просто стал хорошим человеком. Только вот в реальной жизни не всё так просто. Для того, чтобы измениться в лучшую сторону, нужно долго и упорно работать над собой.

А причём здесь мы? Разговор ведь о воспитании детей, не так ли?
Почему-то некоторые родители считают, что ребёнок родился, растёт, времени ещё много до того момента, как он придёт и скажет: «Мама, папа, я теперь взрослый.» А это значит, что с воспитанием можно не торопиться, успеется. Или же думают, что однажды случится чудо и их чадо вдруг станет замечательным человеком и вообще уникальной личностью. Только и здесь нужно поработать. Через все преодолимые и непреодолимые преграды перелезать, пубертатные периоды переживать и работать, работать. Ведь если вы хотите, чтобы ваш чудесный малыш стал не менее замечательным человеком, знайте, что ваш вклад в это преображение должен быть огромным. И начинать нужно как можно раньше.

Воспитание ребёнка до года

Что вообще представляет из себя воспитание маленького человечка? Здесь речь идёт не столько о самой дисциплине, сколько о закладке необходимой для развития малыша базы. Когда ребёнок правильно и своевременно развивается, у него здоровая психика, а это значит, что и воспитание с первых дней происходит естественным образом.

В первый год жизни родители ходят на приём к педиатру каждый месяц, чтобы оценить то, как развивается их малыш. И врач помимо всего прочего оценивает нервно-психическое развитие ребёнка. Каждый месяц у малыша должны появляться новые навыки, которые помогают определить его нормальное развитие. Когда выявляют отсутствие или же отставание в появлении навыков, рекомендуют родителям уделить более пристальное внимание развитию их чада.
Психологи утверждают: «Все проблемы родом из детства.» Чтобы обеспечить своему ребёнку гармоничное развитие и полноценную жизнь в будущем, нужно начинать с самого рождения.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается, лишь при тяжелой и глобокой умственной отсталостью;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры. Труд такой ребенок выбирает очень легкий;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, при выраженной умственной отсталости он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *