Утилизационный сбор с 2023 года. Полный перечень товаров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор с 2023 года. Полный перечень товаров». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.

Способы исполнения расширенных обязательств для производителей и импортеров на территорию Республики Казахстан

Производители и импортеры на территории Республики Казахстан имеют право исполнять расширенные требования в сфере утилизационного сбора следующими способами:

  1. Использование собственной системы сбора, обработки, переработки, обезвреживания и утилизации отходов, транспортировки, подготовки к повторному использованию и сортировки. Но следует учесть, что данный способ не распространяется на производителей и импортеров кабельной продукции и легкого, грузового автомобильного транспорта;
  2. Составление договора с оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) об организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки и переработки. Подачи заявки согласно правилам реализации расширенных обязательств производителей (импортеров), утвержденных правительством РК с последующим внесением на банковский счет оператора денег в виде утилизационного платежа.

Методика Министерства юстиции

По этому методу расчета УТС в 2023 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.

Для расчета используется следующая формула:

С = S х ∑Кi/100, где:

  • С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
  • С – сколько стоила машина перед аварией;
  • Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.

Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:

  • если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
  • ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
  • при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
  • цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.

Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.

Метод руководящего документа

Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:

У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой

У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:

m

У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,

1

где:

  • коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
  • Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
  • m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.

Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.

Порядок получения УТС

Если обстоятельства ДТП и характеристики авто соответствуют условиям, допускающим автовладельцу возможность претендовать на возмещение утраченной стоимости машины по ОСАГО, алгоритм действий по получению компенсации следующий:

  • обратиться к страховщику, сообщив о факте происшествия и заявив о необходимости возмещения по страховке;
  • написать необходимое заявление и предоставить документацию, предусмотренную для рассмотрения страхового случая;
  • предъявить автомобиль к экспертизе;
  • после оценки состояния машины, выполнить ремонт в СТО, предложенном страховой компанией;
  • обратиться к независимым экспертам для оценки стоимости ремонта с учетом оплаты услуг специалистов и приобретения замененных деталей, цены машины после восстановления и сравнения с авто аналогичных характеристик, не побывавших в ДТП;
  • когда получены результаты независимой экспертизы со сравнительным анализом, необходимо подать заявление страховщику о возмещении УТС автомобиля;
  • в случае отказа страховой компанией или не предоставления отрицательного ответа в письменном виде в течение пяти рабочих дней, автовладельцу необходимо подавать исковое заявление в судебную инстанцию.

Бумага составляется в двух экземплярах, один из которых, с отметкой о получении (даты и входящего номера регистрации корреспонденции в СК), остается у автолюбителя.

Кроме перечисленного, в 2022 году владелец машины должен предварительно провести необходимые досудебные действия, без выполнения которых рассмотрение дела в судебной инстанции не увенчается успехом. Для этого страховщику направляется досудебная претензия с изложением предъявленных требований и уведомлением о намерении обратиться в суд.

Эта методика наиболее точно определяет величину УТС и применяется чаще других способов расчета. Формула напоминает используемую при методе Минюста, но имеются некоторые различия:

У = К / 100 х (ЦР+СО), где:

  • У – исковая величина;
  • К – поправка, принимаемая по таблице;
  • ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
  • СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.

Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:

  • А = (СО/ЦР) х 100%;
  • В = (СР/СМ) х 100%.

Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:

  • Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
  • Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.

Для расчета компенсации утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 году, эксперт имеет право прибегнуть к помощи и других методов. На практике может применяться способ Хальбгевакса. Вместо амортизации в нём учитывается пробег. Метод наиболее популярен в Европе. Расчёт производится по формуле:

УТС = (коэффициент утраты товарной стоимости : 100) х (рыночная цена с учетом износа + цена ремонта)

Дополнительно предстоит определить ещё два показателя. Коэффициент относительной цены ремонта условно обозначают А. В процессе расчета нужен и коэффициент отношения цены работ к стоимости материалов и запчастей. Показатель условно обозначают Б. Они определяются по формулам:

  • А = (цена работ : стоимость материалов) х 100%;
  • Б = (стоимость материалов : цена работ) х 100%.

Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости. Процесс осуществляется при помощи специальной таблицы. Для многих метод удобнее. Однако применять его самостоятельно можно только для контроля за правильностью расчетов специалиста. Чтобы претендовать на возмещение, потребуется экспертное заключение.

Какие методики применяются

Утрата товарной стоимости – это денежная оценка ухудшения состояния автомобиля после проведения ремонтных работ или дорожного происшествия.

Компенсацию УТС можно получить, если соблюдаются следующие условия:

  • повреждения автомобиля получены в результате ситуации, признанной страховым случаем;
  • оформление страхового случая произведено с учетом всех правил, установленных законодательно (в случае с полисом ОСАГО) и правилами отдельной страховой компании (в случае с КАСКО);
  • возраст поврежденного автомобиля находится в пределах, установленных компанией для расчета УТС. Чаще всего по правилам автостраховщиков утрата стоимости выплачивается, если возраст отечественного авто не превышает 3 лет, а возраст автомашины иностранного производства менее 10 лет;
  • износ авто не превышает установленные правилами показатели (35% для отечественного авто и 40% для автомобиля иностранного изготовления);
  • пробег автомашины не превышает допустимых значений (50 000 км – отечественные и 100 000 км – иностранные).

Возмещение утраты товарной стоимости не производится, если:

  • данный фактор прямо зафиксирован в страховом договоре, заключенном между компанией и автовладельцем;
  • размер выплаченной ранее компенсации превышает максимально допустимую суммы выплат по данному страховому договору;
  • для осуществления выплаты не хватает поданного ранее пакета документов;
  • по каким-либо причинам экспертная компания не может произвести оценку.

Расчет УТС может быть произведен тремя способами:

  • по методике Минюста;
  • по методу Хальбгевакса;
  • по методу Руководящего документа.

Разберемся с каждой методикой более подробно.

Расчет утраты товарной стоимость автомобиля

Утрата товарной стоимости авто — это уменьшение стоимости транспортного средства, произошедшее из-за преждевременного ухудшения товарного (внешнего) вида авто и его эксплуатационных качеств из-за снижения прочности и долговечности его отдельных комплектующих (узлов, агрегатов, деталей), покрытий или соединений в результате ДТП и последующего восстановления. Чаще всего под возмещение по УТС попадают элементы кузова (решетка радиатора, бампер), а также повреждение ЛКП. Обратите внимание, под УТС не попадают элементы, не влияющие на внешний вид (замена двигателя) и не требующие покраски (фары).

Утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу ТС и подлежит возмещению по страховому полису наряду со стоимостью ремонта.

Важно: УТС выплачивается даже при возмещении страхового случая путём организации восстановительных работ в автосервисе. УТС компенсируется и в рамках ОСАГО (при ДТП), и в рамках КАСКО (остальные случае, кроме ДТП, например, падение льда с крыши), однако рассчитывается только для легковых авто, соответствующих следующим критериям:

Как показывает практика, страховые компании обычно отказываются в добровольной выплате УТС, поскольку такие выплаты прямо не оговорены правилами страхования КАСКО и ОСАГО. Поэтому для полной компенсации ущерба авто в ДТП зачастую требуется проведение независимой автотехнической экспертизы.

Независимая оценка ущерба автомобиля гарантирует владельцу транспортного средства получение выплат по страховому полису в полной мере. АвтоПроф гарантирует профессиональную защиту интересов клиента в том числе и в суде.

Относительно недавно увидела свет новая методика Минюста «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СУДЕБНЫХ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ И ИССЛЕДОВАНИЙ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ
» (далее по тексту МР2018). Данная методика рекомендована для государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (СЭУ МР).

Основные методики расчета УТС автомобиля

Лишение имущественной стоимости обусловливается невозможностью восстановить транспортное средство до состояния предшествующего аварии. Данные факторы выражены следующими необратимыми процессами, как то:

  • нарушение технических параметров;
  • габаритов машины;
  • физических характеристик конструктивных узлов, деталей;
  • эксплуатационных характеристик вследствие повреждения механических элементов.

Невольному участнику ДТП следует обратить внимание, что компенсационные выплаты по утс рассчитываются только для автомобилей не старше 5 лет со дня эксплуатации. Кстати, срок эксплуатации транспортного средства обусловлен датой его производства. Показатель дополняется и величиной эксплуатационного износа, который не должен превышать 35%. Расчет так же не берет во внимание замененные полностью детали. Однако бывают случаи, когда величина утерянной стоимости не покрывает размер ущерба. Подобное случается при мелких авариях с новой машиной. Тогда провести точный расчет поможет квалифицированный оценщик.

Можно и самостоятельно рассчитать утери, но при подаче искового заявления в суд рассматриваются документы, где значение утери рассчитано специализированной организацией и подтверждено соответственными подписями и мокрой печатью. Расчеты же страховой компанией утраты товарного вида могут достигать 20%, взятых от первоначального оценивания экспертом после наступления страхового случая.

При малейшем сомнении о правильности расчетов агентством, водитель имеет право прибегнуть к помощи независимой экспертной организации. Конечно, страховщик будет избегать результатов такого оценивания, но данный документ может фигурировать в суде. Подобная практика недавно утверждена законодательством, и водитель может настоять на возмещении УТС по ОСАГО в 2023 году, опираясь на решение закона. Расчеты утери первоначальной цены проводятся одним из двух классических приемов:

  • метод руководящего документа — РД;
  • способ Хальбгевакса.

Особенности расчета УТС мотоцикла

Расчет утраты товарной стоимости мотоцикла производится по аналогичным методикам, но для определения коэффициентов, требуемых при проведении расчетов, применяются специальные таблицы, разработанные непосредственно для мототехники и скутеров.

Существенным условием проведения качественной экспертизы так же является наличие в компании квалифицированного специалиста, который может работать с мототехникой.

Таким образом, в случае повреждения автомобиля и признании ситуации страховым риском со страховой компании можно получить не только компенсацию полученного ущерба, но и дополнительную компенсацию за утрату товарной стоимости движимого имущества.

Однако в большинстве случаев дополнительная компенсация взыскивается исключительно в судебном порядке.

От чего зависит сумма ущерба по ОСАГО при ДТП

Структура документа
Отслеживать этапы прохождения судебного дела можно на сайте суда, куда подан иск. Размер потери товарной цены автомобиля рассчитываю специальные эксперты-оценщики , которые руководствуются при расчете затратами на необходимый ремонт, цену автозапчастей, а также материалов необходимых для ремонта при этом учитывается текущая цена нового автомобиля и аналогичного, но на котором уже кто-то поездил. Выплаты всегда осуществляет страховая компания, которая оформила полис ОСАГО виновнику ДТП. В ряде случаев для возмещения причиненного ущерба потерпевший имеет право обратиться к своему страховщику. Суммы выплат страховой компании пострадавшей стороны затем возмещаются страховщиком, выдавшим ОСАГО лицу, причинившему вред (№ 40 ФЗ ст. 14.1).
Методика ЦБ РФ ОСАГО 2023 года включает семь глав и десять приложений.

Попав в ДТП, сразу возникает множество вопросов в купе с нервным состоянием самого водителя. Следовательно, зачастую лица, которые стали потерпевшей стороной забывают об одном очень важном нюансе – утере товарной стоимости ТС.

Если имеется таковая возможность — перед подачей иска следует ознакомиться с судебной практикой. В первую очередь — с решениями Верховного Суда. Расчет компенсации каждая страховая компания производит в индивидуальном режиме.

  • Уобщ. — это и есть общая УТС
  • Уэл. — это стоимость ремонта всех съёмных элементов кузова;
  • У кар. — это стоимость ремонта всех несъёмных элементов кузова, которые составляют собой каркас кузова;
  • У окр. — это стоимость полной или частичной покраски кузова;
  • Укуз. — стоимость работы по замене кузова либо по ремонту такого количества и качества элементов этого кузова, которое нарушает общую конструктивную геометрию кузова.

Любое повреждение, которое приводит к уменьшению стоимости машины после ее восстановления, имеет определенный коэффициент. Его значение зависит от категории ремонтных работ и детали, которая ремонтируется. Если речь идет о крупной аварии, размер УТС может быть более 10% общей стоимости транспортного средства.

Что такое метод Хальбгевакса?

Данный метод распространен среди европейских стран и отличается своей простотой в сравнении с минюст. Российские эксперты считают его не точным, поскольку он охватывает только общие показатели.

Методика применима к следующим автомобилям:

  • отечественные автомобили — не более трех лет;
  • иностранные бренды — не более пяти лет;
  • пробег российского автомобиля — до 50 000 километров;
  • пробег иностранного — до 100 000 километров.

Расчет производится по формуле:

  1. УТС = (К÷100) * (ЦР + СО)

Составляющие формулы:

  • К — максимально утраченная стоимость первоначальная стоимость транспорта;
  • ЦР — рыночная стоимость с учетом износа деталей после эксплуатации;
  • СО — полная сумма за необходимый ремонт.

Коэффициент утраты стоимости определяется следующим образом:

  1. относительная цена за ремонт — А;
  2. коэффициент стоимости работ по отношению к цене за материалы и детали — В.

Тогда применяя суммы получаем коэффициент с помощью формул:

  • А = (СО/ЦР) * 100%;
  • В = (СР/СМ) * 100%.

В которых:

  1. СР — полноценная стоимость ремонта;
  2. СМ — цена за замену деталей и материалов.

Какие методики применяются

Утрата товарной стоимости – это денежная оценка ухудшения состояния автомобиля после проведения ремонтных работ или дорожного происшествия.

Компенсацию УТС можно получить, если соблюдаются следующие условия:

  • повреждения автомобиля получены в результате ситуации, признанной страховым случаем;
  • оформление страхового случая произведено с учетом всех правил, установленных законодательно (в случае с полисом ОСАГО) и правилами отдельной страховой компании (в случае с КАСКО);
  • возраст поврежденного автомобиля находится в пределах, установленных компанией для расчета УТС. Чаще всего по правилам автостраховщиков утрата стоимости выплачивается, если возраст отечественного авто не превышает 3 лет, а возраст автомашины иностранного производства менее 10 лет;
  • износ авто не превышает установленные правилами показатели (35% для отечественного авто и 40% для автомобиля иностранного изготовления);
  • пробег автомашины не превышает допустимых значений (50 000 км – отечественные и 100 000 км – иностранные).

Возмещение утраты товарной стоимости не производится, если:

  • данный фактор прямо зафиксирован в страховом договоре, заключенном между компанией и автовладельцем;
  • размер выплаченной ранее компенсации превышает максимально допустимую суммы выплат по данному страховому договору;
  • для осуществления выплаты не хватает поданного ранее пакета документов;
  • по каким-либо причинам экспертная компания не может произвести оценку.

Расчет УТС может быть произведен тремя способами:

  • по методике Минюста;
  • по методу Хальбгевакса;
  • по методу Руководящего документа.

Методика определения утс минюст

Утеря товарной (УТС) автомобиля это не какой-то бонус и далеко не моральный вред за участие в ДТП, это уменьшение цены машины потерпевшего из-за его участия в ДТП, а, точнее, из-за восстановления и ремонта машины, ведь ремонт машины как таковой означает уменьшение её долговечности, и любой ремонт, соответственно, уменьшает цену на автомобиль на определённую величину.

Страховщики с самого начала были против компенсации УТС в ОСАГО, поскольку в законе об ОСАГО нет прямого указания на необходимость оплачивать утрату товарной стоимости Центробанк вчера опубликовал проект методики расчета УТС, которой обязаны будут следовать все автостраховщики. Единую методику ждут и страховщики ОСАГО, и автовладельцы, и суды, отмечает исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

Алгоритм расчета УТС для возмещения по ОСАГО

Теперь обратим внимание на обстоятельства и критерии, которые будут учитываться при расчете утраты товарной стоимости. Прежде всего, автомобиль будут идентифицировать по следующим показателям:

  • идентификационный номер VIN;
  • регистрационные номера узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины), их соответствие ПТС, свидетельству о регистрации ТС, документам о ДТП;
  • тип, марка, модель, даты изготовления машины (либо отдельных комплектующих, если они заменялись в период эксплуатации);
  • тип коробки передач (АКПП, МКПП);
  • цвета и типа лакокрасочного покрытия;
  • 3 основные технические характеристики и комплектации автомобиля.

Важно, что если в ходе идентификации эксперт выявит несоответствие указанных параметров или следы внесения изменений, этот факт будет отдельно указан в акте осмотра и экспертном заключении. Это не означает, что вы не сможете получить страховку, однако возникнут очевидные проблемы с доказыванием.

По итогам первичного осмотра составляется акт. В этом документе отражаются следующие блоки данных:

  • основание для проведения осмотра (например, заказ-наряд или заявление владельца ТС);
  • дата осмотра (указывается время начала и окончания осмотра);
  • место и условия проведения осмотра;
  • реквизиты регистрационных документов на машину;
  • сведения о владельце автомобиля;
  • сведения о соответствии или несоответствии характеристик материалам ДТП, регистрационным документам;
  • сведения о дефектах эксплуатации, повреждениях доаварийного характера, следах ранее проведенного ремонта, иных факторов, которые повлияют результаты экспертизы;
  • предварительное установление причинно-следственной связи между ДТП и повреждениями авто;
  • сведения о возможных скрытых повреждениях;
  • информация о пробах и элементах, взятых для исследования;
  • сведения о лице, проводившем осмотр;
  • сведения о лицах, присутствовавших при осмотре ТС, их замечания и подписи лиц;
  • дата составления документа.

Обязательным приложением к акту осмотра являются фотоматериалы. Они оформляются на бумажном носителе и в электронной форме. Дополнительным приложением к акту осмотра является видеозапись.

При первичном осмотре фиксируются повреждения по результатам внешнего осмотра, т.е. без вмешательства в конструкцию авто. Также эксперт может применять инструментальные методы, технические средства измерения или диагностическое оборудование.

Если фактический осмотр невозможен (например, если машина находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизирована, продана на момент осмотра), допускается установление повреждений на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фотоматериалов). Для этого обязательно требуется письменное согласие потерпевшего и страховщика.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *