Как рассчитать земельный налог в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать земельный налог в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты

B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

  • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
  • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
  • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
  • Peлигиoзныe opгaнизaции;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
  • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
  • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
  • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
  • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
  • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • расположенных на землях сельхозназначения или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности;
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. В 2023 году ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

Через сколько могут потребовать платить повышенный налог

По истечении трех лет после выделения или изменения целевого назначения такого участка нужно проверить, что происходит с объектами, расположенными на этом участке. Если на нем должны быть построены капстроения, в отношении которых предусмотрена государственная регистрация, но не осуществлена госрегистрация последнего из возводимых строений, то участок попадает под повышенное налогообложение до момента введения этого здания.

Бывает, что на земельных участках строят объекты, которые не подлежат госрегистрации, добавила Юлия Волкогонова.

— В таком случае в течение трех лет необходимо проконтролировать, приняли ли в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений либо передаточных устройств. До тех пор, пока это не будет сделано (в период с истечения трех лет и до факта введения в эксплуатацию), участок будет попадать под повышенное налогообложение, — констатировала эксперт.

Юлия Волкогонова пояснила, что земельный участок, на котором отсутствует капитальное строение, скорее, термин.

— На этом участке может стоять три здания, но третье либо недостроено, либо незарегистрировано. В любом случае это земельный участок, на котором отсутствует капитальное строение, — пояснила она.

В качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется налог, либо в установленных случаях — его площадь (п.1, 5, 6 ст. 240 НК).

Площадь земельного участка применяется для расчета налоговой базы, если такой участок:

  • относится к землям сельхозназначения;

  • используется для добычи торфа на топливо и удобрения, сапропелей на удобрения;

  • входит в состав земель лесного фонда и предоставлен для сельхозиспользования;

  • входит в состав земель водного фонда и предоставлен для сельхозиспользования, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;

  • занят конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, не являющимися капстроениями или госрегистрация которых не является обязательной, и принадлежит энергоснабжающим организациям, входящим в состав ГПО «Белэнерго».

По иным земельным участкам необходимо самостоятельно определять, какой из показателей применить в качестве налоговой базы: кадастровую стоимость земельного участка (ее можно узнать из регистра стоимости земельных участков, размещенном на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство») либо его площадь.

Для этого нужно сравнить кадастровую стоимость земельного участка за гектар с установленным пороговым значением, который соответствует каждому функциональному использованию земельных участков (виду оценочных зон). При этом функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется на основании их целевого назначения, установленного местным исполкомом (п. 3 ст. 240 НК, приложение 5 к НК).

Если кадастровая стоимость за гектар больше установленного порогового значения или равна ему, для определения налоговой базы используется кадастровая стоимость, если меньшеплощадь земельного участка (подп. 6.5 — 6.11 ст. 240 НК).

имеют право на налоговые льготы, в частности, освобождаются (п.7 ст.239 НК):

1. земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по установленному перечню;

2. земельные участки, предоставленные членам многодетных семей для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания квартир в жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения и других целей;

3. земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного и гаражного строительства, в виде служебного земельного надела, для традиционных народных промыслов (ремесел), строительства (установки) временных индивидуальных гаражей:

  • пенсионерам;
  • инвалидам I и II группы;

  • несовершеннолетним детям;

  • лицам, признанным недееспособными;

  • военнослужащим срочной военной службы (физлицам, проходящим альтернативную службу);

  • участникам ВОВ и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах»;

4. один земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания квартир в блокированном жилом доме:

  • пенсионеру;

  • инвалиду I или II группы;

  • несовершеннолетнему ребенку;

  • лицу, признанному недееспособным;

  • военнослужащему срочной военной службы (физлицу, проходящему альтернативную службу);

  • участнику ВОВ и иному лицу, имеющему право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах».

Если у этих лиц 2 и более таких земельных участков, налоговая льгота предоставляется в отношении одного, кадастровая стоимость одного квадратного метра которого больше, чем кадастровая стоимость одного квадратного метра иных участков, а при равной кадастровой стоимости одного квадратного метра налоговая льгота предоставляется в отношении того участка, который приобретен ранее других

Организации, которые не являются плательщиками единого налога для производителей сельхозпродукции, обязаны подать налоговую декларацию в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20 февраля текущего налогового периода, а при возникновении в течение налогового периода обстоятельств, которые влияют на исчисление и уплату налога, налоговая декларация, в том числе уточненная, подается не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место такие обстоятельства.

Если организация уплачивает в календарном году единый налог для производителей сельхозпродукции, то уплачивать земельный налог не нужно.

Однако, если по истечении года окажется, что выручка от реализации сельхозпродукции не соответствует установленному налоговым законодательством критерию, декларацию по земельному налогу нужно подать не позднее 20 января года, следующего за годом, в котором выручка превысила этот критерий, а налог уплатить не позднее 22 января. (п. 4 ст. 244 НК).

Льготы земельного налога в 2023 году

Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить:

  • в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится;
  • в справочной информации о льготах по имущественным налогам (инструкция, как найти расположена ниже).

К федеральным льготам относятся:

  • герои Советского Союза и России;
  • люди имеющие инвалидность;
  • ветераны велико отечественной войны;
  • участники чернобыльской катастрофы;
  • пенсионеры;
  • физлица обладающие правом на социальные льготы и имеющие 3 и более детей.

Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли:

  • используемые для сохранения и развития традиционных промыслов,
  • хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.

Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от уплаты налога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставить пакет документов, которыми можно подтвердить льготу (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

Без льгот и исключений

В отношении земельных участков, которые попадают под эти критерии, не будут применяться льготы по налогу, в том числе установленные Налоговым кодексом, а также иными законодательными актами, если в них не установлено иное. «Несмотря на то, какая льгота была предусмотрена и сколько лет, если с 2023 года на этом участке будет отсутствовать капстроение, то льгота на него распространяться не будет. Даже если какая–то льгота до конца 2022 года в отношении такого земельного участка могла применяться, то в 2023 году к таким участкам будут применяться только те льготы, которые прямо прописаны в законодательных актах. Все остальные льготы будут утеряны начиная с 2023 года», – добавила начальник управления.

По общим правилам бюджетные организации не признаются плательщиками этого налога, но в отношении таких земельных участков они будут признаваться плательщиками. «Неважно, бюджетная, государственная или негосударственная организация, если истекло три года, цель нужная, последний объект не зарегистрирован или не принят в эксплуатацию, то во всех этих случаях будет повышенное налогообложение. У УКСов в том числе исключений пока нет», – подчеркнула Юлия Волкогонова.

Налоговая база и ставки

Налогообложение земельных участков осуществляется на основе налоговой базы. Согласно положениям ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость участка. Особенности определения налоговой базы регламентируются ст. 391 НК РФ, выдержки из которой приводим здесь:

  • кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января налогового периода;
  • если участок был образован в течение налогового периода, налоговая база определяется, как его кадастровая стоимость на день внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);
  • если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется, как сумма долей кадастровой стоимости по каждому муниципальному образованию;
  • при изменении кадастровой стоимости она учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты внесения изменений в ЕГРН.

Ч. 5 ст. 391 НК РФ определяет льготы по уменьшению налоговой базы для ряда категорий налогоплательщиках-физлиц, о которых расскажем в последнем разделе.

Ставки, применяемые для начисления земельного налога, устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (ст. 394 НК РФ). При этом данная статья устанавливает ограничения по их максимальным значениям:

  • 0,3% для участков земель сельхозназначения, занятых объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1,5% для иных земельных участков.

Актуальные ставки налога на землю

Налоговые ставки земельного налога регулируются на законодательном уровне. Это прописано в статье 394 НК. В частности, сказано, что они устанавливаются органами муниципальных образований (МО) и не должны быть больше 0,3 % для следующих типов земель:

  • сельскохозяйственного назначения и используемых для сельхоз. производства;
  • жилфонда, инженерной инфраструктуры, строительных участков, предоставленных под ИЖС (но не для коммерции);
  • используемых в качестве личных подсобных хозяйств, для садоводства и огородничества (продукция которых не используется для получения дохода);
  • предназначенных для работы таможни, обеспечения госбезопасности.

Все остальные категории подлежат налогообложению по тарифу 1,5 %.

Примечание: если власти МО не установили свой тариф, то выплаты рассчитываются из указанных 0,3 % и 1,5%.

Льготы по и льготники по земельному налогообложению

В Российской Федерации некоторые налогоплательщики имеют послабления по налогообложению. Это регламентирует законодательство в п. 5 статьи 391 НК.

Льгота представляет собой уменьшение налогооблагаемой базы (КС налогооблагаемого владения) на кадастровую стоимость 600 м2 (6 соток) принадлежащей налогоплательщику территории. Это значит, что если надел площадью 6 соток, то платить за него не нужно. Если же площадь составляет 10 соток, то надо будет заплатить только за 4 сотки.

На заметку: данное послабление применяется только по отношению к одному землевладению, имеющемуся у льготника. О своём выборе необходимо сообщить в ИФНС (можно через МФЦ) не позже 31 декабря. В случае, если такое заявление не будет подано, то ФНС применит льготу в отношении участка с максимальным начислением.

Как рассчитать земельный налог для предприятий в 2022 году

Сумма земельного налога определяется по окончанию налогового периода. Иными словами, в конце года. Рассчитывая налог на землю в конце года, необходимо пользоваться следующей формулой:

Налог = (Кадастровая стоимость земельного участка – сумма по льготе) х Ставка

Рассчитывая налог на землю по участку, находящемуся в границах 2-х и более муниципальных образований, необходимо узнать сумму налога по всем его частям. Чтобы этого сделать, нужно воспользоваться такой формулой:

Налог на землю по части участка, который находится в пределах одного муниципального образования = (Кадастровая стоимость земельного участка, которыйрасполагаетсяв пределах одного муниципального образования – сумма по льготе) х Ставку, которая установленав пределах этого муниципального образования

Период оплаты платежей по земельному налогу в 2022 году

В 2022 году будут действовать единые сроки оплаты налога на землю и авансовых платежей. Местные власти не имеют прав на установление периода оплаты налога. Налог на землю следует перечислить не позже 1 марта года, который следует за прошедшим налоговым периодом. Авансовые платежи необходимо перечислить не позже последнего числа месяца, который следует за прошедшим отчетным сроком. Последний день оплаты налога или авансового платежа может попасть на выходной день. Тогда перечисление нужно осуществить на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК).

К примеру, налог за 2022 год оплачен до 1.03.2023 года. В 2022 году авансовые платежи, учитывая нерабочие дни следует внести:

  • до 4 мая – за 1 квартал;
  • 1 августа – за 2 квартал;
  • 31 октября – за 3 квартал.

Налог на землю и авансовые взносы платятся В ФИНС по месторасположению земельного владения (п. 3 ст. 397 НК, письмо Минфина от 29.11.2017 № 03-05-05-02/79165).

В случае, если земельный налог плюс авансовые взносы предприятие оплатит позднее обозначенного периода, налоговики могут произвести начисление компании пени (ст. 75 НК). Их буду начислять за каждый календарный день просроченного платежа (ст. 75 НК РФ). Помимо этого, организация может получить по результатам года штраф, сумма которого может составить — 20%от неоплаченной суммы (ст. 122 НК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *