Лицензируемые виды деятельности в 2022 году / Список по кодам ОКВЭД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензируемые виды деятельности в 2022 году / Список по кодам ОКВЭД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Полный список содержится в статье 12 Федерального закона (ФЗ) № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», там более 50 наименований. А в части 2 статьи 1 этого документа перечислены случаи, на которые действие этого закона не распространяется.

Кому нужно получать лицензию

В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 53, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.

  1. Нарушение требований при выдаче разрешения:
    • для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
    • для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
  2. Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
  3. Отсутствие разрешения:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.

    Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.

  4. Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.

    Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.

По какому принципу выбирать и указывать коды

При постановке на учет будущий индивидуальный предприниматель должен выбрать основной и дополнительный виды деятельности.

В качестве основного указывается тот вид деятельности, ради которого собственно и регистрируется ИП. Под него будет подбираться система налогообложения, для него, в случае необходимости, будут получаться лицензия и необходимые разрешения.

В заявлении на регистрацию ИП (форма 21001) основной вид деятельности указывается в п.1 на листе А.

Все указываемые в заявлении коды должны состоять не менее чем из 4-х знаков. Если указать трехзначный код в регистрации ИП будет отказано.

Дополнительные коды подлежат внесению в п. 2 листа А. Количество дополнительных кодов законодатель не ограничивает, но на одном листе А можно указать до 57 кодов. Если их больше – нужно будет заполнить еще один лист А.

Обратите внимание, что получение лицензии или разрешений для дополнительных видов деятельности (если на данный момент они не осуществляются) не требуется. Также дополнительные коды, указанные в заявлении, никак не влияют на отчетность и налоги, но только при условии, что ИП их не осуществляет.

Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.

Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:

  • созданию юридических лиц и ИП;
  • достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.

Рассмотрение заявления

Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:

  • наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
  • фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
  • ИНН, иные реквизиты;
  • контактные данные;
  • вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
  • платежный документ на уплату государственной пошлины;
  • подпись заявителя или его должностного лица.

Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.

Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.

По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

Выбираем код ОКВЭД

ОКВЭД для ООО и ИП. Правила выбора и изменения. Максимальное число кодов ОКВЭД…

Читать статью Как выбрать систему налогообложения

Характеристики систем налогообложения для ООО и ИП.

По каким кодам ОКВЭД получать лицензию

Это распространенный вопрос, но сформулирован он не совсем корректно. Непосредственно список лицензируемых видов деятельности 2021 по ОКВЭД составить не получится. Полного соответствия законодатели пока не обеспечили, но мы сделали справочную таблицу, в которой сопоставили перечень работ, подлежащих лицензированию, и кодов ОКВЭД. Полный справочник кодов ОКВЭД размещен на нашем сайте, для нахождения нужного кода воспользуйтесь функцией поиска.

Перечень лицензируемых видов деятельности утвержден Приказом ФНС России от 28.02.2008 № ММ-3-6/79@. В нем перечислены:

  • классификационные группы и подгруппы ВД;
  • конкретные работы и услуги, требующие специального разрешения;
  • в каких законах устанавливаются виды деятельности, подлежащие лицензированию;
  • какими ведомствами они регулируются.

Последний пункт позволяет узнать, где смотреть действительность документа. Зайти на сайт Росалкоголя, Роспотребнадзора или иного ведомства, ввести в поисковое поле ИНН организации и получить нужную информацию. Если лицензия на вид деятельности не действует, своевременно примите меры по ее повторному получению.

Заявление о предоставлении лицензии

С 1 сентября 2023 года п. 8 Положения будет действовать в новой редакции.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган заявление в форме электронного документа, заверенного электронной подписью в соответствии с п. 21 Положения, о предоставлении лицензии, в котором указываются сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с использованием данных из федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и единого реестра учета лицензий в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Также с указанной даты в новой редакции будет действовать и п. 9 Положения: подача заявления о предоставлении лицензии, заявления о внесении изменений в реестр лицензий осуществляется посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в форме электронного документа.

Как код ОКВЭД влияет на частоту налоговых проверок.

Актуальный ОКВЭД в ЕРГЮЛ или ЕГРИП поможет снизить частоту налоговых проверок. Налоговики проводят анализ финансово-хозяйственных показателей деятельности компании и сравнивают их с региональными и среднеотраслевыми значениями. Риск проверки повышается, если у компании слишком низкие показатели налоговой нагрузки. А низкая средняя зарплата может повлечь вызов на зарплатную комиссию.В помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС реализован специальный сервис, который позволяет:

  • Рассчитать налоговую нагрузку и среднюю зарплату,

  • Сравнить полученные результаты с контрольными значениями,

  • Оценить риск проведения налоговой проверки или вызова на зарплатную комиссию.

Законы, регулирующие выдачу лицензий

Основной закон, где указаны лицензируемые виды деятельности 2022 года, это закон № 99-ФЗ от 04.05.2011. Но кроме этого, есть еще перечень законов, каждый из которых регулирует отдельное лицензионное направление бизнеса.

Номер закона (№-ФЗ) Направления, подлежащие лицензированию
171 от 22.11.1995 Производство и оборот алкоголя
7 от 07.02.2011 Клиринговая деятельность
4015-1 от 27.11.1992 Страховая деятельность
395-1 от 02.12.1990 Деятельность кредитных организаций
325 от 21.11.2011 Проведение торгов
75 от 07.05.1998 Деятельность негосударственных пенсионных фондов
39 от 22.04.1996 Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
5663-1 от 20.08.1993 Деятельность в области космоса
5485-1 от 21.07.1993 Защита государственной тайны
170 от 21.11.1995 Деятельность в атомной энергетике

Кроме этих федеральных законов, включающих в себя список видов деятельности, подлежащих лицензированию, действуют подзаконные акты на уровне постановлений Правительства. В них указаны лицензионные требования, без которых разрешение не будет выдано.

Лицензирование отдельных видов деятельности поручено уполномоченным государственным органам. Узнать, какая именно структура занимается выдачей нужного вам разрешения, можно из Постановления Правительства от 21 ноября 2011 г. № 957. Так, образовательную лицензию выдает Рособрнадзор, на медицинскую и фармацевтическую деятельность – Росздравнадзор, а на перевозки – Ространснадзор.

На какие виды деятельности надо получать разрешение

А теперь конкретно – какие направления подлежат лицензированию в 2022 году? В таблице выше мы уже указали лицензионные виды деятельности, каждый их которых регулирует отдельный закон.

Но самый большой список по сферам бизнеса, для которых необходима лицензия, приводится в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011. Всего в списке 51 пункт, но некоторые из них можно объединить в одно направление:

  • Деятельность в сфере информационных и телекоммуникационных систем, шифровальных средств.
  • Деятельность, связанная со специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, а также по их выявлению.
  • Разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации, деятельность по защите конфиденциальной информации.
  • Производство и реализация полиграфической продукции, защищенной от подделок.
  • Производство, испытание, ремонт авиатехники.
  • Деятельность, связанная с оружием, боеприпасами, военной техникой.
  • Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.
  • Тушение пожаров, монтаж, ТО, ремонт средств пожарной безопасности.
  • Производство лекарственных средств и медицинской техники.
  • Оборот наркотических и психотропных веществ.
  • Деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и ГМО.
  • Перевозки пассажиров и грузов автомобильным, железнодорожным, водным, морским, воздушным транспортом.
  • Погрузочно-разгрузочная деятельность и буксировка транспорта.
  • Сбор, транспортировка, обезвреживание отходов I — IV классов опасности.
  • Организация и проведение азартных игр.
  • Частная охранная и детективная деятельность.
  • Заготовка, хранение, переработка, реализация металлолома.
  • Трудоустройство российских граждан за пределами РФ.
  • Услуги связи, теле- и радиовещание.
  • Изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных, фонограмм на любых носителях.
  • Использование источников ионизирующего излучения.
  • Образовательная деятельность.
  • Геодезическая и картографическая деятельность, маркшейдерские работы.
  • Деятельность в области гидрометеорологии и геофизики.
  • Медицинская и фармацевтическая деятельность.
  • Сохранение объектов культурного наследия.
  • Экспертиза промышленной безопасности.
  • Деятельность, связанная с взрывчатыми материалами промышленного назначения.
  • Управление многоквартирными домами.

Ответственности за отсутствие лицензии

Ответственность за оказание услуг или производство работ, подпадающих под виды деятельности, на которые надо получать лицензию, без ее получения, определена статьей 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» Административного кодекса РФ.

Строгость наказания зависит от характера и степени тяжести правонарушения. Самые жесткие предусмотрены за грубые нарушения:

  • приостановка ведения бизнеса на срок до 90 суток;
  • штрафы: для физлиц 4 000 – 8 000 рублей, для должностных – 5 000 – 9 000 рублей, для юридических 100 000 – 200 000 рублей. Кроме штрафных санкций, предусмотрена конфискация закупленных сырья, материалов и произведенной продукции.

Ответственность за работу без лицензии

Государство имеет право в случае несоответствия вашей деятельности отказать в выдаче лицензии, аннулировать ее, а также приостановить ее действие. Если такое произошло, а работу вы не остановили, или если вообще не подавали документы для получения разрешения на лицензируемый бизнес, неизбежны санкции.

Ответственность за незаконное предпринимательство (а именно так трактуется работа без разрешающих документов, если их получение необходимо) может быть как административной, так и уголовной.

Кодекс административных правонарушений в статье 14.1 предусматривает штраф от 2 тысяч рублей для граждан до 50 тысяч рублей для юрлиц. Также возможна конфискация продукции, сырья и орудий производства. В Уголовном кодексе (статья 171), кроме более крупных штрафов, прописаны также обязательные или принудительные работы, арест на срок до 6 месяцев и лишение свободы — максимум на 5 лет.

Влияние санкций на ведение предпринимательской деятельности в новых экономических реалиях

Санкции являются чистейшим правовым документом. На данный момент территория Российской Федерации обладает двумя пакетами санкций. В сложившейся ситуации ни одна сфера деятельности не может считать себя в безопасности. Безусловно, существуют виды деятельности, на которые санкции оказали меньшее влияние, но тот удар, который мы имеем с 24 февраля, особенно сильно отразился на финансовом рынке, крупнейших банках и государственном долге.

Помимо финансового сектора Российской Федерации, значительный ущерб был нанесен и по российским бизнесменам. Были изменены нормативно-правовые акты, которые являются первичными основаниями введения санкций.

Ситуация по введению санкций коснулась не просто владельцев компаний, а топ-менеджеров. Сравнительно недавно под санкционные действия попали 10 топ-менеджеров правления банков ВТБ. Это говорит о том, что все больше и больше директоров подсанкционных компаний попадают в санкционный список.

ПЕРЕЧЕНЬ СРОЧНЫХ РАЗРЕШЕНИЙ, СРОКИ ДЕЙСТВИЯ КОТОРЫХ ИСТЕКАЮТ В ПЕРИОД СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 МАРТА 2022 Г. N 353 «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2022 ГОДУ» ПО 31 ДЕКАБРЯ 2022 Г. И ДЕЙСТВИЕ КОТОРЫХ ПРОДЛЕВАЕТСЯ НА 12 МЕСЯЦЕВ

1. Лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания).

2. Лицензии на оказание услуг связи для целей кабельного вещания, услуг связи для целей проводного радиовещания, услуг связи для целей эфирного вещания, услуг почтовой связи, услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.

3. Лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.

4. Разрешения на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река — море) плавания.

5. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» к объектам I категории, а также разрешения на временные выбросы, выдача которых предусмотрена пунктом 6 статьи 23.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

ПЕРЕЧЕНЬ СРОЧНЫХ РАЗРЕШЕНИЙ, СРОКИ ДЕЙСТВИЯ КОТОРЫХ ИСТЕКАЮТ В ПЕРИОД СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 9 АПРЕЛЯ 2022 Г. N 626 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12 МАРТА 2022 Г. N 353» ПО 31 ДЕКАБРЯ 2022 Г. И ДЕЙСТВИЕ КОТОРЫХ ПРОДЛЕВАЕТСЯ НА 12 МЕСЯЦЕВ

1. Аттестация экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы.

2. Санитарно-эпидемиологические заключения (за исключением санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности, работы, услуги, санитарно-эпидемиологических заключений на размещение объекта, санитарно-эпидемиологических заключений на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию).

3. Аккредитация частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала).

4. Свидетельства о государственной регистрации племенных стад.

5. Разрешения на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения, имеющих постоянный характер.

Приложение N 2
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 12 марта 2022 г. N 353


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *