Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перераспределение земельных участков с муниципальной землей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.
Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков
В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:
- Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
- Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
Требования к перераспределению
Перераспределение границ земельного участка – процедура, которая проводится с учетом некоторых регламентированных на законодательном уровне требований.
- объекты должны находится в непосредственной близости, соприкасаться друг с другом, в идеале, иметь хотя бы одну смежную границу;
- в отношении обоих земельных участков отсутствуют ограничения, обременения;
- собственники нескольких земель, участвующих в процедуре, согласны на сделку;
- объекты относятся к одной и той же категории, имеют одинаковый ВРИ;
- в результате перераспределения права третьих лиц не нарушаются.
Особенности перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности
Следует обратиться к ст. 39.27 Земельного кодекса РФ.
Говоря о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой, следует отметить новшества, установленные Федеральным законом от 2.08.2019 № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», после вступления в силу которого стало возможным перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданам, юридическим лицам или органам государственной власти и органам местного самоуправления, и земель и земельного участка, которые не предоставлены таким лицам, – в случае приведения в соответствие с утверждённым проектом межевания территории границ такого земельного участка.
К примеру, до вступления в силу закона № 283-ФЗ перераспределение земельного участка, предоставленного в аренду, с земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленным этому же лицу в аренду, было невозможным. Указанный барьер делал невозможным приведение границ арендованного земельного участка в соответствие с утверждённым проектом межевания территории для исключения недостатков его землепользования, в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Заключение
Мы рассмотрели основные моменты перераспределения земельных участков. Основным новшеством стало то, что после вступления в силу закона № 283-ФЗ такое перераспределение стало возможным, но при условии, что площадь арендованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в результате этого перераспределения увеличится не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, также не может увеличиваться в результате перераспределения более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
С помощью СПС КонсультантПлюс вы сможете уверенно взаимодействовать с надзорными органами, органами государственной и муниципальной власти.
Вопрос
Что делать, если мне отказали в перераспределении земельного участка?
Ответ
Отказ заключить соглашение о перераспределении земельных участков можно обжаловать в суде (п. 1 ст. 64 ЗК РФ).
Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если такой отказ затрагивает права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то обжаловать его нужно в порядке гл. 24 АПК РФ. В противном случае обжалование проводится в порядке гл. 22 КАС РФ (ч. 6 ст. 218 КАС РФ).
Отказ в перераспределении земельного участка с муниципальной землей
При отрицательном решении по поводу поданного заявления о перераспределении земель, отказ обосновывается причинами, которые указаны в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации:
- если отсутствует согласие всех лиц, которые по закону имеют право участвовать в перераспределении земель;
- если на участке земли, который будет присоединен путем перераспределения к участку заявителя, расположены строения, являющиеся федеральной или муниципальной собственностью;
- если участок земли, в отношении которого ставится вопрос о его присоединении к соседнему путем перераспределения, изъят из оборота или ограничен в обороте;
- если участок земли зарезервирован для государственных нужд;
- если в отношении участка земли уже имеется предварительное согласование о перераспределении его другому заявителю;
- если вновь образованный участок будет превышать максимально допустимый размер;
- если границы земельного участка заявителя не уточнены и нуждаются в межевании;
- прилагаемая к заявлению схема расположения земельного участка имеет нарушения;
- если участок, который будет вновь образован в результате перераспределения земель, выходит за красную линию.
Следует иметь в виду, что обращаясь с заявлением о присоединении земли за счет перераспределения, общий размер вновь образованного участка не должен превышать допустимые площади для земель, которые используются:
- для садоводства;
- дачного строительства;
- ведения подсобного хозяйства.
Нормы данных земель определяется действующими законодательными актами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В случае отказа, заявитель направляет письменное уведомление с указанием причин, указанных в пункте 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом устранив допущенные нарушения, заявитель вправе вновь обратиться с заявлением о перераспределении земель.
Статья 11.7 ЗК РФ Перераспределение земельных участков
Нормами статьи 11.7 Земельного кодекса РФ устанавливается следующее:
- в случае перераспределения нескольких соседних землевладений создается несколько других соседних участков, а первоначально образованные земли перестают существовать. Если перераспределение происходит в отношении землевладений и участка, изначально сформированные землевладения прекращают существовать, и формируется новое землевладение;
- если перераспределению подвергаются земли, оформленные на частного землевладельца, их собственники получают соответствующие правомочия на создаваемые землевладения на основании заключенных соглашений между этими владельцами об формировании новых участков земли;
- при перераспределении землевладений и участков, владельцами которых выступают государство или муниципалитет, между собой либо с частными землевладениями и земельными участками, применяется глава V.4 Земельного кодекса РФ;
- если вышеуказанный вид перераспределения происходит между частными землевладельцами и органами исполнительной власти государства либо местными органами власти, процедура осуществляется посредством заключения соответствующих соглашений, в соответствиями с условиями которых возникает право частной, государственной, либо муниципальной собственности на формируемые землевладения.
Классификация перераспределения земель
Сегодня законодатель предусматривает такие типы возможной смены земельных границ, которые определяются исходя из их владельцев:
- при перераспределении участков, собственниками которых являются граждане и организации. В подобных обстоятельствах изменения границ регулируются посредством оформления специального соглашения о перераспределении земель между их владельцами
. В это же время государственными органами подготавливается соответствующая разрешительная документация; - перераспределение касается только землевладений, находящихся в собственности муниципалитета. Такое возможно в случаях, когда государственные земли переходят от одного ведомства к другому;
- корректировка границ двух соседних землевладений, когда одним из них владеет частное лицо, а второй является собственностью государства. Этот момент четко регулируется законодателем, предусматривающим возможность проведения необходимых межевальных работ. Также важное значение несет назначение муниципальных земель и вид целевого использования земли владельца.
Законность процедуры оговорена в законодательстве и происходит в четырех случаях:
- при разделении одного большого надела на несколько, которые по-прежнему используют в соответствии с категорией земли;
- в планах собственника сделать выделение из своего надела одного или нескольких участков;
- появилась возможность объединить смежные участки в один;
- изменились внутренние границы между соседними наделами, что нередко связано с постановкой на кадастровый учет.
Осуществлять незаконный захват и прирезку пусть даже пустующей территории не стоит.
Лучше обратиться официально в местную администрацию с просьбой увеличить площадь, чтобы оформить бумаги и зафиксировать изменения. Убедительным аргументом послужит статья земельного кодекса (ст.39.28).
Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков
Процедура осуществляется, чтобы:
- привести в соответствие имеющийся межевой план с учетом развития территории, утвержденном в муниципалитете;
- исправить искривление и вклинивание участков, соблюдая установленные нормы площади;
- наделы для личного хозяйства и ИЖС, огородного и садового товарищества находились в пределах региональных параметров и не нарушали минимальные и максимальные значения;
- прирезка была использована для постройки капитального дома или возведения объекта, связанного с решением региональных и муниципальных проблем.
Достаточные правовые основания и желание решить земельный вопрос проведут к подготовке сделки, где в качестве одной из сторон выступает частный собственник, юридическое лицо или муниципальные власти.
Особенности образования земельных участков путём перераспределения
Образование земельных участков путем перераспределения, как показывает практика, наиболее часто бывает востребовано в случаях, когда у владельца земельного участка имеется желание «прирезать» к своей земле часть иного земельного участка, находящегося в собственности иного владельца, например у государства или муниципалитета. Хотя это далеко не единственный случай.
Его применяют, когда требуется узаконить самозахват земли, а также часто используют как один из методов урегулировать конфликты между соседями и найти оптимальное решение земельных споров. Но, в любом случае суть перераспределения остается одинаковой — это образование из первоначальных смежных участков несколько других смежных земельных участков путем их разделения или объединения.
Однако само понятие «перераспределение земельных участков» не просто словообразовательная форма, обобщающая такие действия как «объединение земельных участков» или «раздел земельного участка». И в этом заключается основная особенность образования земельных участков путем перераспределения.
Существуют ситуации, которые препятствуют процессу перераспределения земельного надела:
- Если смежные участки земли находятся во владении муниципалитета или органов федеральной власти.
- Смежные земли принадлежат органам власти.
- Если после перераспределения будут нарушены законодательные нормы, например, будет закрыт доступ к проезжей части для заново образовавшихся участков.
Данные правила можно нарушать, если происходит изменение кадастрового плана всей общей площади земли, как принадлежащей государству, так и находящейся в частной собственности. Например, когда составляется план общей застройки земель населенного пункта.
ВНИМАНИЕ! Процесс перераспределения происходит только после предоставления согласия всех собственников и арендаторов участков, пользователей, а также граждан, которые отдали свои земли в залог.
Достигнутое согласие оформляется в письменном виде и должно содержать следующие сведения:
- ФИО всех владельцев, а также адрес места регистрации.
- Информацию о земельных участках, а именно, общий размер площади, кадастровый номер, вид земли, сведения о регистрации права собственности, а также правоустанавливающие документы.
- Если у одного из владельцев в перераспределении участвуют несколько участков, то необходимо указать данные о всех землях.
Оформленное по всем правилам соглашение вместе с заявлением передается кадастровому инженеру, который должен провести геодезическую съемку. Один экземпляр соглашения понадобится для регистрации прав на вновь сформированный участок, изготовления кадастровых паспортов, а также для органов местной власти.
Перераспределение земельных участков: определение, особенности
Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.
Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.
В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.
Правила перераспределения земельных участков
Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.
Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.
Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.
Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:
- непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
- непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
- неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
- границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.
Порядок действий при перераспределении
Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
Заявление о перераспределении земельных участков
Заявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
В заявлении обязательно должно быть указано:
- ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
- Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
- Кадастровые номера участков
Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:
- выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
- проект межевания территории
- схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).
Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.
Есть уже нормы, регулирующие процесс присоединения и установления максимального размера территории, которая может быть присоединена к участку. Такие правила перераспределения, как и ограничения, указаны в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ.
- Присоединить к участку с постройкой можно землю, если есть необходимость привести площадь участка в соответствие с границами межевания. Но нужно иметь при этом проект, рассматривающий развитие и благоустройство территории.
- Также можно сделать запрос на перераспределение земельной площади, если ваш участок нужно защитить от вклинивания, изломленности. При этом нельзя превышать допустимые максимальные размеры участка под тот или иной вид деятельности.
- Разрешается увеличение общей площади за счет присоединения куска земли, если на участке ведется садоводство, огородничество, развивается личное подсобное хозяйство. Уважительным поводом является и строительство дома для личного проживания, дачное хозяйство.
Разрешается Земельным Кодексом перераспределение с увеличением площади земли и тогда, когда на участке планируется капитальное строительство.
Перераспределение выполняется в таком случае с изъятием земли в пользу государства. При этом между двумя сторонами операции (собственником земли и государством) подписывается соглашение.
Как оформить перераспределение земельного участка с муниципальными землями
Прирезка земельного участка осуществляется через выкуп в собственность, т.е. вы выкупаете часть соседнего участка и за счет этой части увеличиваете свой участок («Перераспределение земельного участка ст.ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ). Размер платы за земельный участок, который вы хотите добавить к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ). Для расчета итоговой цены прирезаемого земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за прирезку, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости.
В результате перераспределения земельного участка образуется новый, увеличенный земельный участок. Предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Если у вас ПЗЗ района утверждено, применяются положения указанные в данном ПЗЗ. Думаю если в ПЗЗ есть такой пункт, то максимальный размер прирезки будет не более 100 кв.м (1 сотки).
Соглашение составляют между собственником земли (муниципалы, субъекты) и собственником участка, который увеличивается. Последний подает в районную администрацию заявление о перераспределении земельного участка. Срок рассмотрения и принятия решения 30 дней.
Правила перераспределения земли и земельных участков
Допустим, ваша земля требует изменения границ — они слишком изломаны. Вы договорились с соседями по земельному участку о перераспределении, то есть об объединении наделов и закреплении новых границ собственности. Получается, что вы совместными действиями с другими собственниками создали новые земельные участки. Это и есть перераспределение (ст. 11.7 ЗК РФ).
Суть перераспределения земли, находящейся в собственности, состоит в том, чтобы прекратить существование неудобных наделов и образовать обновленные земельные участки. Перераспределить можно исключительно смежные наделы и только по согласию всех владельцев. Если собственники согласны, то инициатор собирает необходимые документы и обращается в местную администрацию.
Участниками перераспределения выступают заинтересованные стороны — выгодоприобретатель, по инициативе которого и перераспределяется земля, и владельцы смежных земельных участков.
Сторонами могут быть физические и юридические лица, муниципалитеты и даже государство. Перераспределение возможно между двумя или несколькими гражданами-владельцами частной собственности, таким же способом перераспределить земельные участки могут и собственники из числа юридических лиц.
Законодательство позволяет проводить перераспределение земель, находящихся в частной собственности, и государственных/муниципальных наделов. В некоторых случаях проводится изменение границ между государственными/муниципальными землями.
Сама процедура проходит так: собственники составляют соглашение о разграничении, регистрируют результат своих договоренностей в органах местного самоуправления, после чего ставят новые земли на учет.
Если сторонами сделки выступают граждане или юридические лица (два юридических лица, физическое лицо и организация, два гражданина), то владельцы наделов подписывают соглашение и запрашивают разрешение у соответствующих органов.
В тех случаях, когда перераспределение земельных участков проводится между муниципальными структурами и гражданами, нужно получить особое разрешение и подтвердить основание для такой процедуры.
Сделки между двумя или несколькими государственными/муниципальными структурами весьма редки — они проводятся для перерегистрации одного надела, находящегося в собственности владельца, в пользу нового административного собственника.
Все вопросы о перераспределении земель решаются на уровне локальных администраций, муниципалитетов и органов местного самоуправления (для сельских поселений).
Запустить процедуру можно только между соседними (смежными) наделами — перераспределяемые земельные участки должны соприкасаться хотя бы в одной точке. Земля, в отношении которой проводится имущественная сделка, не может быть арестованной, ограниченной или обремененной.
Для того чтобы перераспределение земельных участков было законным, инициатору надлежит получить согласие всех собственников и их супругов (при наличии).
Сам процесс и его результаты не должны затрагивать интересы третьих лиц. В отношении всех распределяемых объектов необходимо провести межевание (подтверждающие документы должны быть в наличии). После завершения процедуры образования нового надела все права и обязанности переходят к собственнику.
Перераспределение земельных участков — это не бесплатная процедура. Заявитель оплачивает государственную пошлину и обязательные услуги кадастрового инженера (он проводит перерегистрацию). Если площадь надела после окончания процедуры останется такой же, то никаких дополнительных платежей перечислять не нужно. Если же общая площадь земельного участка увеличится, то владельцу придется заплатить:
- 15% от стоимости надела по кадастру — при незначительном превышении установленных норм;
- 100% кадастровой стоимости участка — если новое земельное образование превышает государственные нормативы на 10% и более.