Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду по обочине: наказание за движение по обочине в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Несмотря на все риски передвижения по краю дорожного полотна, штраф за это правонарушение сравнительно мал – в соответствии со статьей 12.15, п.1 КоАП РФ он составляет всего 1500 рублей. К тому же на отдаленных от города участках это никто не контролирует, поэтому данное нарушение настолько распространено. Более того, нарушение правила происходит даже при совершении парковки или обратном выезде на полосу. Этим часто пользуются инспекторы ГИБДД, чтобы выписать штраф. Ведь в идеале выезд на проезжую часть дороги должен быть моментальным – только тогда вы не нарушите правила, а это физически невозможно.
Обочина — боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.
Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.
В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?
Размеры штрафов за езду по обочине
Размер штрафа за езду по обочине установлен статьей 12.15 КоАП. В соответствии с Административным кодексом штраф за езду по обочине в 2023 году составляет:
Нарушение правил расположения транспортного средства | Размер штрафа |
---|---|
Езда по обочине по правой стороне | 1 500 рублей |
Езда по обочине по левой стороне | 5 000 рублей или лишение права вождения сроком на 6 месяцев. При повторном нарушении — лишение прав на срок до 1 года. |
Езда по тротуару или газону | 2 000 рублей |
Дополнительные нарушения
Если водитель прибег к недопустимой езде на обочине, то это влечет и другие провинности:
Какое нарушение | Ответственность |
Не включение поворотников | Ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не соблюдение дорожной разметки/знака | Ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не предоставление преимущества пешеходу | Ст. 12.18 КоАП РФ – штраф до 2500 руб. |
Причинение вреда здоровью | Ст. 12.24 КоАП РФ – штраф от 2000 до 25000 руб. в зависимости от степени травм. |
Ответственность за нарушение
Сравнительно незначительная сумма штрафа объясняется легкостью его получения. В свою очередь, простота наложения взыскания объясняется стремлением уменьшить количество случаев выезда на обочину. А все потому, что таким образом часто провоцируются разного рода ДТП. Приведем несколько примеров:
- Неправильный обгон справа может привести к аварии по причине того, что вас могут не заметить и другой водитель не ожидает помехи справа.
- Из-за неоднородности дорожного покрытия машину может занести или развернуть. Вследствие потери контроля над авто можно вылететь за пределы дороги (в кювет) или на встречную полосу. И то и другое, скорее всего, приведет к столкновению.
- От езды по краю дороги поднимается пыль, из-под колес могут вылетать камешки, тем самым создавая помехи другим водителям.
- Реалии таковы, что на обочине может быть и яма, и большие камни, и даже поваленные деревья, не говоря уже об ограничительных бортах, которые так часто не замечают водители.
Какое наказание за езду по обочине в 2021 году?
Если вы решили выехать на встречную полосу движения (направо), то это нарушение квалифицируется в соответствии со ст. 12.15, ст. 1 КоАП РФ — на вас может быть наложен штраф в размере 1, 500 рублей.
Если вы решили совершить обгон транспортного потока во встречном потоке (слева) и для этого пересекли компактную линию дорожной разметки (неважно, разделяет она встречный поток с полосой встречного движения или дорогой), то на вас налагается штраф в размере 12. Наказание по части 4 статьи 15: штраф 5 000 рублей или лишение водительских прав на срок от четырех до шести месяцев.
За повторную езду по обочине водительских прав лишают на один год. Если нарушение зафиксировано автоматической камерой, штраф составляет 5 000 рублей.
Таблица штрафов ГИБДД 2022 года
В п. 1.2 ПДД имеется расшифровка понятия «обочина». Согласно этому нормативному акту «Обочина – это участок дороги, смежный с проезжей частью. Он отделяется от зоны для передвижения автотранспорта иным составом полотна или разделительной разметкой 1.2.1 или 1.2.2.»
П. 1.2 ПДД указывает на следующие функции обочины дороги:
- Перемещение велосипедистов и пешеходов;
- Стоянка или остановка автомобилей, если это не противоречит дорожным знакам;
- Повышение устойчивости асфальтового покрытия.
Разрешено использовать обочину дороги для передвижения на автомобиле при форс-мажорных обстоятельствах. Например, для предотвращения столкновения с другим авто.
ПДД п. 12.1 не запрещает водителям автомобилей съезжать на обочину для остановки и выезжать с нее для продолжения движения. На дорогах с 2-мя и более полосами для движения остановка или стоянка разрешена только на обочинах попутного направления. На автодорогах, движение по которым разрешено только в одну сторону, а также имеющих 2 полосы без трамвайной линии между ними, разрешен съезд на любую сторону дороги. П. 9.9 ПДД не допускает передвижения по обочине.
Нередко водители в целях сокращения времени нахождения в автомобильном заторе совершают объезд «пробки» именно по обочине. Такой маневр еще больше усугубляет ситуацию, так как после завершения обгона автомобилист при перестройке на свою полосу создает помехи для движения, чем еще больше увеличивает «затор». Также такие маневры несут потенциальную опасность для пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов.
Обычно боковая часть дороги используется для остановки. Водитель не имеет права двигаться по краям проезжей части или обгонять другие автомобили по обочине. Запрет накладывает часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Если лицо двигалось по попутной обочине, в 2022 году с него взыщут штраф в размере 1500 руб.
Ответственность может быть более суровой. Ее фиксирует часть 4 вышеуказанной статьи. Допустимо повышение размера штрафа за езду по обочине или лишение прав на срок до 6 месяцев. Наказание применяется, если совершены действия, отраженные в пункте 8 Постановления Пленума ВС РФ №18 от 24 октября 2006 года.
Езда по обочине противоположной стороны дороги приравнивается к движению по встречной полосе. Прав лишат, если произошло пересечение сплошной разметки. Причем она может отделять как встречную полосу, так и саму обочину. Нарушение классифицируют по п. 4. ст. 12.15 КоАП РФ.
Езда по встречной обочине наказывается строже. Подобное правонарушение приравнивается к движению по встречной полосе. Согласно ст. 12.15.4 КоАП РФ за данное действие предусмотрен штраф до 5000 рублей или лишение ВУ до полугода.
Повторное совершение нарушения, согласно ст. 12.15.5 КоАП РФ, грозит водителю:
- При остановке инспектором ГАИ – лишением водительских прав на 1 год;
- В случае фиксации науршения устройствами ФВФ – штраф 5000 рублей.
Повторным считается нарушение при его совершении в течение года после фиксации предыдущего.
В 2022 году объезд пробки по обочине категорически запрещен. Он карается по статье 12.15 КоАП РФ. За езду по правой обочине на гражданина может быть наложен штраф в размере до 1500 руб. Если езда осуществлялась по левой стороне дороги, действие приравнивают к перемещению по встречной полосе. Если произошло пересечение сплошной, гражданина могут лишить водительских прав на срок до 6 месяцев или вменить штраф в размере до 5000 руб, если происшествие зафиксировано камерами. Повторное нарушение влечет за собой изъятие удостоверения на один год.
Кто не получит штраф за обочину в 2022 году
Есть редкие исключения из правил, которые разрешают движение по обочине некоторым лицам и транспортам:
-
Пешеходы. Согласно правилам, пешеходы должны идти по дорожкам, тротуарам или велодорожкам, но если их нет, то идти по обочине не будет нарушением правил.
-
Велосипедисты. Если отсутствует специально оборудованная велодорожка, то велосипедист может проехать по обочине и не нарушать тем самым ПДД.
-
Мопеды. Им тоже разрешается использовать обочины, но помнить, что преимущество там у пешеходов.
-
Гужевые повозки. То же правило, что и с мопедами — разрешён проезд по обочине, не мешая при этом пешеходам.
В каких случаях движение по обочине не наказывается штрафом
Не всегда езда по обочине считается нарушением правил, существуют случаи, когда за этот вид нарушения автомобилисту ничего не грозит.
Свободно перемещаться по обочинам могут машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб. Также это могут делать автомобили, подвозящие грузы к зданиям, которые располагаются у обочины и других подъездов не имеют.
Если езда по обочине запрещена, то съезжать на нее для остановки и возвращаться обратно на дорогу не запрещено. Некоторые водители пытаются использовать этот нюанс в качестве лазейки, чтобы не платить штраф, — выехал на обочину с целью остановки, но места не нашел, поэтому пришлось продолжить движение. Однако от штрафа подобное объяснение не убережет — свободное место для остановки нужно искать заранее, находясь в общем потоке.
Есть смысл сделать поправку.
Согласно Статье, КоАП РФ 12.29, начиная с 2020 года, пешеход имеет право перемещаться по обочинам загородных дорог в темное время суток исключительно в одежде, имеющей светоотражающие свойства.
Помимо пешеходов по обочине дорог имеют право перемещаться:
-
Мопеды, не создающие помех пешеходам, могут ездить по обочине
Мопеды, не создающие помех пешеходам
- Тихоходы конструктивно не способные развить скорость более 30 км/ч.
- Автомобили экстренных служб
- Машины коммунальных служб
- Транспортные средства организаций, эксплуатирующих дорожный объект
- Гужевые повозки
- Велосипедисты
- Коммерческий транспорт, подвозящий грузы к объектам
- Водители гаджетов на колесах (моноколес, сигвеев, гироскутеров, электровелосипедов)
Последний класс транспортных средств вызывает все больше споров как в среде законодателей и дорожных полицейских, так и среди граждан, не наделенных властными полномочиями. Электронные гаджеты на колесах с каждым годом становятся все мощнее.
Вес и скорость транспортных игрушек способны спровоцировать серьезное ДТП. В то же время, в законодательстве 2020 года никак не определен класс этих устройств и условия, при которых их можно безопасно эксплуатировать.
Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?
Нельзя сказать, что в каждом случае существует запрет на движение транспортных средств по проезжей части. В местах, где остановка и стоянка не запрещена законом, вы всегда можете свернуть на эту часть дороги и припарковать свой автомобиль.
После того, как вы остановились и припарковались, вы также можете без проблем съехать с обочины — штрафуется только езда по ней. Однако в некоторых местах рельеф настолько сложный, что автомобилистам приходится некоторое время ехать по обочине дороги.
Если по факту происшествия будет проведена проверка и водителю сделают замечание, вы можете попытаться убедить инспектора, что автомобиль остановился в конце остановки или на стоянке, но не собирался выезжать на дорогу. Чтобы избежать подобных неприятностей, при повороте на обочину можно включить аварийные огни.
Правовые основания для запрета
Достаточно заглянуть в 9-й раздел актуальных ПДД. Подпункт «9» приведенного раздела говорит о том, что не допускается движение по обочинам. Этот пункт приравнивает обочину к тротуарам и разделительным полосам, по которым езда категорически не разрешается.
Если обратиться к опыту других стран, то можно увидеть, что там нерадивого водителя покарают финансово за неисполнение аналогичных предписаний ПДД. Например в Германии любитель опередить затор по обочине обеднеет на 70 евро. По всей Европе ставки примерно одинаковые; максимальная сумма взыскания составляет около 100 евро, что позволяет отнести данный проступок к деяниям «средней тяжести».
Логично, что описываемый запрет не допускает любого типа маневрирования в данной дорожной зоне: обгоны, перестроения, опережения, развороты и другие изменения направления запрещены.
Весьма жесткие санкции по описываемому нарушению приняты в Штатах. Если Вас уличат в езде за краем проезжей части, то Вам придется раскошелиться сразу на 450-500 долларов в зависимости от штата. Помимо денежного взыскания водителю «накинут» еще и штрафных очков (за подобное нарушение виновник получит от 3 до 5 «поинтов»), накопление которых ведет к увеличению размеров финансовых санкций и риска потери прав.
Можно ли, в принципе, ездить за пределами полосы дороги и кому?
Несмотря на строгое наказание за наезд на бордюр, бывают ситуации, когда можно безнаказанно наехать на этот элемент дороги. Автомобили дорожных служб имеют право пользоваться бордюром, грузовики с грузом могут останавливаться в любом месте.
Грузовики F имеют право останавливаться у бордюра, если пункт доставки находится близко к бордюру. Некоторые другие транспортные средства также имеют право остановиться на обочине, если они не мешают пешеходам. Эта привилегия доступна для следующих видов транспорта:
- Велосипеды, управляемые лицом старше 14 лет.
- Мопеды.
- Большегрузные автомобили, если позволяет ширина бордюра.
Предупреждение. Велосипедисты старше 14 лет могут ездить по специально выделенным велосипедным дорожкам. Если их нет, велосипедисты могут двигаться по проезжей части с правой стороны.
Если велодорожки нет, а вся проезжая часть занята автомобилями, велосипедисты могут ехать по обочине. Велосипедисты младше 14 лет могут ездить только по тротуару или в пределах жилой зоны. Мопед или скутер можно вести по правой стороне дороги или, если проезжая часть загружена, по обочине, если это не мешает пассажирам.
Существуют также ситуации, когда автомобилистам не запрещено ездить по обочине. Такая ситуация может возникнуть, например, в случае крупномасштабной аварии, когда вся дорога занята или движение заблокировано поврежденным в аварии автомобилем. Другим автомобилистам не разрешается ездить по обочине, поэтому дорожная полиция не заметит машину, едущую по обочине.
Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?
В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Почему такое движение запрещено, согласно правилам из пунктов ПДД?
Правила дорожного движения, принятые в Российской Федерации, описывают возможные последствия езды по обочине. Запрет на такое движение возникает по определенным причинам:
- Бордюр не имеет асфальтового покрытия, и при движении по нему колеса поднимают пыль. Облако пыли затрудняет видимость дороги для проезжающих автомобилистов. Пыль также проникает в автомобили, затрудняя дыхание и мешая водителям принимать решения, что очень важно в условиях интенсивного движения.
- Пыль, поднятая нарушителем, может создать плотную завесу — при наличии пешеходов на обочине их трудно заметить, что часто приводит к наезду.
- Наехав на бордюр, водитель обычно пытается вернуться в поток машин, что иногда приводит к еще большему затору.
Правилами дорожного движения предусмотрены исключительные ситуации, в которых движение по пешеходному участку разрешено.
Закон позволяет заехать на тротуар в следующих случаях:
- погрузки-разгрузки товаров служебным транспортом торговых сетей с ограниченными возможностями подъезда другим способом;
- выполнения дорожных и коммунально-эксплуатационных работ автомобилями аварийных и специальных служб;
- отсутствия иного безопасного подъезда к зданию;
- вынужденного заезда, если основная полоса движения перекрыта ДТП или дорожно-ремонтными работами.