Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ВС дал толкования по налоговым спорам взаимозависимых лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Чтобы понять, относится ли сделка к контролируемым, необходимо проанализировать следующие факторы: характер отношений между участниками сделки, доход по сделке, налоговый режим компаний, а также вид хозяйственной деятельности.
Критерии взаимозависимых лиц
Согласно НК РФ к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие:
- совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что третьи лица не признаются взаимозависимыми и принимающими участие в указанной совокупности сделок:
- не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
- не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
- сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
- сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
Методы определения нерыночности цены договора.
Итак, допустим, взаимозависимость установлена, договор подходит под признаки подконтрольного, или имеет место многократное отклонение цены договора от рынка, и проявляются иные признаки получения необоснованной налоговый выгоды. Как же налоговая может вычислить рыночную цену сделки?
В налоговом кодексе в ст.105.7 закреплен весь арсенал способов для определения доходов (прибыли, выручки) для налогообложения: метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный, метод сопоставимой рентабельности, метод распределения прибыли. Кодекс определил как первостепенный метод – метод сопоставимых рыночных цен. Применение же других методов допустимо в случае доказанности, что приоритетный метод невозможно было применить либо если его применение не позволяет сделать обоснованный вывод о соответствии или несоответствии цены проверяемой сделки рыночным ценам.
Примечательно, что, как разъяснил Верховный суд в Обзоре практики Верховного суда от 16.02.2017 года (п.6 Обзора), такие же методы при ценообразовании может и должен использовать и сам налогоплательщик. При этом если он использовал какой-либо из указанных методов, то налоговый орган при проверке также должен применить именно этот метод, если не докажет, что с помощью избранного метода сопоставить коммерческие и финансовые условия сделки с однородными сделками невозможно (ст.105.17 НК).
В опровержение применения налоговым органом избранного метода контроля и определенной им цены сделки налогоплательщик вправе приводить доказательства, что неполучение им рассчитанного данным методом дохода не являлось следствием взаимозависимости сторон проверяемой сделки, а имело иные экономические причины, или что вменяемая налогоплательщику налоговая выгода была учтена в целях налогообложения для совершения других операций и т.п. (п.11 ст. 105.7 НК, п.6 Обзора практики Верховного суда от 16.02.2017 года).
Понятно, что для целей использования в проверке метода сопоставимых рыночных цен налоговый орган на практике использует отчет об оценке. Верховный суд в п.7 Обзора практики Верховного суда от 16.02.2017 года разъяснил, что использовать отчет об оценке можно в качестве источника информации о сопоставимых сделках между невзаимозависимыми лицами, если нет сведений о сопоставимых сделках, совершенных самим налогоплательщиком с невзаимозависимыми лицами, и отсутствуют или являются недостаточными иные официальные источники сведений о сопоставимых сделках. Также отчет оценщика может быть применен вместо всех методов определения доходов, если налогоплательщиком совершена разовая сделка, а указанные методы не позволяют определить соответствие цены сделки рыночному уровню цен.
Признаки взаимозависимых лиц в целях налогообложения
Статья 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ |
Статья 105.1 «Взаимозависимые лица» НК РФ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Несмотря на закрытый перечень признаков взаимозависимых лиц, в соответствии с п. 7 ст. 105.1 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают признаками взаимозависимости. Основным доказательством взаимозависимости лиц, которое необходимо будет представить, является влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Учитывая наличие на российском рынке организаций с монопольным и доминирующим влиянием, таких как ОАО «РЖД», «Газпром», РАО «ЕЭС» и других, в том числе жилищно-коммунальных, в области связи, транспортной инфраструктуры, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.
Кроме того, отдельно выделены группы с прямым и (или) косвенным участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях, которое само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми. При проведении налоговых проверок в таких случаях будет изучаться влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, анализироваться заключенные между ними договоры и другие возможности одного лица влиять на решения, принимаемые другими лицами.
Немного о сделках между взаимозависимыми лицами
В целях налогового законодательства к сделкам между взаимозависимыми лицами приравнены следующие сделки:
а) сделки, совершенные непосредственно взаимозависимыми лицами;
б) совокупность сделок по перепродаже товаров, работ, услуг, совершаемых с участием лиц (третьих лиц), не являющихся взаимозависимыми, но при условии, что такие третьи лица:
— не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации самой перепродажи товаров, работ, услуг одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
— не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи товаров, работ, услуг одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
в) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
г) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов РФ в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ (офшорные зоны).
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
В соответствии со ст.105.7 Налогового кодекса, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы: метод сопоставимых рыночных цен; метод цены последующей реализации; затратный метод; метод сопоставимой рентабельности; метод распределения прибыли.
В соответствии с п.2 ст.105.7, допускается использование комбинации двух и более методов. При этом, в соответствии с п.3 ст.105.7, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам. Исключение составляет определение соответствия рыночным ценам цен, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми. В этом случае приоритетным является использование метода цены последующей реализации*.
* Указанный метод используется в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами НМА, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности.
Метод цены последующей реализации может быть использован также в случаях, когда при перепродаже товара осуществляются следующие операции: подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка); смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Применение остальных трех методов допускается, если применение метода сопоставимых рыночных цен: невозможно, не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.
Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене (в порядке, установленном ст.105.9 НК РФ), при наличии на соответствующем рынке: товаров, работ, услуг, хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.
При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен ценам, примененным в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной этим налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми.
Это возможно при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой (п.3 ст.105.7).
Какие сделки контролируемыми не признаются
В некоторых случаях даже сделки, которые попадают по все критерии контролируемости могут такими не признаваться. К таким случаям относят:
- Сделки, при которых ее стороны – это участники одной консолидированной группы налогоплательщиков, которая образована по требованиям НК РФ;
- Сделки, целью которых являются предоставление беспроцентного займа между взаимозависимыми сторонами, а место регистрации или место жительство сторон – РФ;
- Сделки, стороны которой одновременно соответствуют таким требованиям:
- зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- у них отсутствуют обособленные подразделения в других субъектах РФ, либо за пределами РФ;
- в бюджет других субъектов РФ не платят налог на прибыль;
- отсутствуют убытки;
- не могут быть признаны сторонами контролируемых сделок, соответственно пп.2-7 п.2 статьи 105.14 НК РФ.
Сделки на территории РФ
Не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Чтобы попасть в перечень контролируемых сделка должна отвечать следующим требованиям:
1. Сумма сделки должна превышать 1 млрд руб. (п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Обратите внимание: не сумма акта/товарной накладной. А именно сумма сделки, все что было продано/куплено в рамках договора считается одной сделкой.
2. Организации, заключившие контракт, должны применять разные ставки по налогу на прибыль. Важно здесь то, что разная налоговая ставка должна относиться именно к тому виду деятельности, который указан в контракте. Если организации имеют разные ставки по налогу на прибыль в части одного вида деятельности, но договор заключен в рамках другого вида и ставка налога по ней будет стандартной (20%), то эта сделка не попадает в список контролируемых.
3. Если заключен контракт на закупку полезных ископаемых у организации, которая является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, который исчисляется в процентной налоговой ставке.
4. Одна из сторон сделки применяет спецрежимы: ЕСХН, ЕНВД. Тут тоже есть свои особенности. Сделка признается контролируемой если она заключена именно в рамках применяемого спецрежима. Одно дело, если сельхозпроизводитель продал зерно, а другое — если он продал доски со склада. Доски под контролируемые сделки не попадут. Далее: одна из сторон сделки не должна применять спецрежим. Если все участники контракта спецрежимники, контролировать их не будут.
5. Далее идет экзотика из разряда заключения сделок со «Сколково», организациями по добыче углеводородного сырья и организациями, которые в течение отчетного года делали инвестиционные налоговые вычеты по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ).
(Текст документа)
1. Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения (далее — взаимозависимые лица).
Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.
2. С учетом пункта 1 настоящей статьи в целях настоящего Кодекса взаимозависимыми лицами признаются:
1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);
6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;
7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.
3. В целях настоящей статьи долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 настоящей статьи, в указанной организации.
4. Если влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых лицами, и (или) экономические результаты их деятельности оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения.
5. Прямое и (или) косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.
Указанные в настоящем пункте организации могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным настоящей статьей.
6. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.
7. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
К взаимозависимым налоговое законодательство относит юридических и физических лиц, которые могут влиять на деятельность друг друга. Основанием для такого влияния может быть владение существенной долей в УК, общее руководство, родственные отношения и т.п.
Крупные сделки между взаимозависимыми лицами подлежат особому контролю, и бизнесмены обязаны сдавать по ним специальную отчетность. Речь идет о сделках с доходом свыше 1 млрд руб. в год, а при определенных условиях – свыше 60 млн руб. в год. Но налоговики имеют право проверить любой договор между взаимозависимыми лицами, если решат, что цены в нем отклоняются от рыночных.
Если бизнесмен после начала налоговой проверки передал деньги или имущество взаимозависимым лицам, то налоговики имеют право взыскать с них выявленную при проверке недоимку в пределах стоимости переданных ценностей.
Понятия и критерии признания взаимозависимости сторон
Взаимозависимые стороны – это организации и/или граждане (физические лица), среди которых отношения могут складываться следующим образом:
- Гражданин подчинен иному гражданину по причине служебных отношений (должностной иерархии), что допускает возможность воздействовать на действия и решения, принимаемые иными лицами.
- Имеют место брачные или родственные отношения (по свойству, по родству), включая усыновление и опеку в соответствии с положениями СК РФ.
- Предприятие участвует в иной компании непосредственно или косвенным образом с долей вхождения более 20%. Величина косвенного присутствия рассчитывается по размеру прямого вхождения одних фирм в других.
Воздействие может оказываться самостоятельно лицом (гражданином) или вместе с иными взаимозависимыми частными лицами, предпринимателями, компаниями.
Законодательно определены ситуации, когда стороны соглашений могут быть отнесены к взаимозависимым (ст. 105 НК РФ). К таковым отнесены следующие случаи:
- С размером участия от 25% за счет непосредственного или косвенного вхождения:
- гражданин участвует в организации;
- компания участвует в ином предприятии;
- одно лицо (гражданин или предприятие) задействовано сразу в нескольких юридических лицах.
- Организация или гражданин (вместе с зависимыми сторонами) назначают совет директоров, единоличный исполнительный орган или коллегиальный орган в размере больше половины (50%).
- По решению гражданина (совместно с иными взаимозависимыми участниками) произведено назначение структуры исполнительного органа, совета директоров в размере свыше половины (50%) или единоличные органы (исполнительные).
- От 50% совета директоров или исполнительного органа составляют одни и те же граждане и связанные с ними лица.
- Единоличное представительство в исполнительных структурах различных компаний производится одним лицом (физическим, юридическим).
- Часть непосредственного вхождения любого предыдущего лица (юридического, физического) в структуру каждой следующей компании составляет не меньше 50%.
Ответственность за отношения между взаимозависимыми лицами
Контроль ФНС над сделками, совершаемыми между взаимозависимыми лицами, обусловлен вероятным воздействием на деятельность зависимого лица.
Налоговая инспекция учитывает взаимозависимость в процессе взыскания недоимки на счетах зависимых лиц. В данной ситуации требуется документальное подтверждение передачи лицу доли выручки или активов налогоплательщика.
Взаимная зависимость используется представителями ФНС в качестве эффективного инструмента, который позволяет выявлять уменьшение облагаемой налогами базы или неправомерное применение льгот на имущественный налог.
Физические и юридические лица, практикующие взаимозависимые отношения, могут столкнуться с определёнными рисками.
- ФНС вправе признавать контрагентов взаимозависимыми, если налогоплательщик в целях получения необоснованной налоговой выгоды манипулирует с ценами в сделке или пытается искусственным путём сделать её неконтролируемой. Однако это возможно только при наличии доказательства получения необоснованной выгоды.
- Вероятно начисление дополнительных налогов, если взаимозависимые лица провели сделку с ценами ниже рыночных.
- При уменьшении суммы уплаченных налогов ФНС выполняет коррекцию баз налогооблажения. При этом доначисления проводятся по принципу симметричности. Стоимость сделки корректируется у контрагентов одновременно, вследствие чего размер налога у одной из сторон может уменьшится, а у второй — наоборот, увеличиться.
- Неуплата налога или его уплата в неполном размере по причине нерыночных цен, фигурирующих в сделках, влечёт за собой штраф, размер которого составляет 40% от невыплаченной суммы налога. Минимальное значение данной суммы — 30 000 рублей.
- Предоставление недостоверных сведений в уведомлении относительно контролируемых сделок, как и самовольное непредоставление такого уведомления влечёт за собой наложение штрафа в размере 5 000 рублей.
- Лицу, которое выступает в сделке в качестве продавца, ФНС вправе доначислить налог на добычу полезных ископаемых, НДС, а также НДФЛ по предпринимательской деятельности в том случае, если второй контрагент не обязан уплачивать налог.
Для того, чтобы избежать ответственности, налогоплательщик должен предъявить доказательства использования рыночных цен в сделке либо заключения соглашения о ценообразовании.
Кто такие заинтересованные лица
Аффилированность — один из возможных критериев признания за лицом статуса заинтересованного (в контексте положений п. 1 ст. 19 закона «О банкротстве» от 26.10.2002 № 127-ФЗ). Вместе с тем понятие «заинтересованность» в разных правовых контекстах раскрывается еще более чем в десятке федеральных нормативных актов. Например, в таких как:
- Таможенный кодекс ЕАЭС (вступил в силу с 01.07.2017);
- ГК РФ;
- КоАП РФ;
- Жилищный кодекс РФ;
- закон 14-ФЗ;
- закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ;
- закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ;
- закон «Об антидемпинговых мерах» от 08.12.2003 № 165-ФЗ.
Можно отметить, что сделка между взаимозависимыми лицами может заключаться сторонами, имеющими также статус заинтересованных лиц.
Рассмотрим для примера особенности статуса заинтересованного лица ООО.