Как отказаться от исполнения контракта по 223-ФЗ в 2022 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отказаться от исполнения контракта по 223-ФЗ в 2022 году?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


С пропущенным сроком внесения изменений проблема не повлечет административной ответственности, в полном соответствии с законодательством решение о внесении изменений было принято и подписано уполномоченным лицом организации Заказчика вчера и в течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.

Ответственность поставщика при отказе от заключения контракта по 44-ФЗ

Победивший в тендере поставщик обязан подписать договор на предоставление ТРУ, даже если у него нет товаров или финансов для предоставления обеспечения либо не функционирует оборудование, используемое в процессе производства.

К серьезным причинам для выхода из сделки не относят изменение изначально запланированных условий. Под последним понимается резкий скачок курса валюты, лишающей исполнителя выгоды при закупке зарубежной продукции. Также это может быть ситуация, когда у продавца нет ресурсов для выполнения условий.

Покупатель не станет заставлять вторую сторону соглашения закрепить сделку в случае отказа последнего от заключения контракта по 44-ФЗ после проведения, например, аукциона. Однако продавцу нужно понимать, что за подобным его решением последует наказание:

  • Присвоение организатором тендера обеспечения поданной на торги заявки.
  • Включение компании исполнителя в РНП. В таком случае она не сможет участвовать в государственных и муниципальных закупках. Дело в том, что организаторы торгов подобного уровня обычно работают только с претендентами, отсутствующими в данном реестре.

Под отменой подразумевается прекращение процедуры закупки и информирование об этом решении всех участников, которые успели подать заявки. Если процедура открытая, необходимо также разместить в Единой информационной системе извещение об отказе проводить закупку.

Отмена электронного аукциона возможна в следующих случаях:

  1. Изменение существенных условий контракта, когда для их корректировки требуется большее время, чем позволяет срок подачи заявок.
  2. Сокращение лимитов бюджетных обязательств, т.е. отсутствие финансирования на оплату необходимых товаров, услуг.
  3. Отпала необходимость в поставке, в оказании услуг.
  4. Предписание антимонопольного органа.
  5. Решение по результатам общественных обсуждений.
  6. Форсмажорные обстоятельства.

Добавим, что 44-ФЗ не регламентирует случаи, вследствие которых возможна отмена извещения о проведении электронного аукциона, т.е. законом не предусмотрен закрытый перечень причин. Заказчику не обязательно придерживаться перечисленных оснований, он вправе сам определить разумность дальнейшего проведения процедуры и принять решение отказаться от нее.

Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ: причины, последовательность действий, образцы решения и извещения

Алгоритм отмены аукциона в электронном виде предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Заказчик оформляет решение об отмене закупки в письменной форме. В решении об отмене закупки указывается сам факт отмены аукциона и причины, которые побудили заказчика к этому решению.
  2. Заказчик готовит приказ об отмене электронного аукциона. В приказе отображается также дальнейшие действия, которые следуют за отменой закупки. Это еще один внутренний документ, который готовится в учреждении-заказчике.
  3. Заказчиком размещается извещение об отмене закупки в ЕИС, после чего аукцион можно считать отмененным. В извещении указывается номер закупки, контактные данные заказчика, а также информация об отмене закупки и место размещения извещения. При этом указывать причину такого решения необязательно. Заказчик после публикации извещения лишается права просматривать содержимое поданных заявок. Протокол отмены проведения электронного аукциона не составляется.
  4. Направляются уведомления об отмене аукциона всем участникам, подавшим заявки на участие в аукционе. Это делает по закону организатор торгов, а именно электронная торговая площадка. Уведомления направляются участникам торгов по электронным адресам, указанным ими при регистрации на площадке в течение часа после размещения извещения об отмене закупки в ЕИС.
  5. Заказчик вносит корректировку в план-график. Сведения о причине отмены закупки прописывается в 14 столбце документа, составленного с учетом требований приказа Правительства РФ №761/20н от 2013 года. Это необходимо сделать не позднее следующего рабочего дня после принятия решения об отмене закупки.

Закон о госзакупках не содержит закрытого перечня причин, на основании которых можно отменить процедуру. Например, это может произойти в случаях, когда:

  • заказчик убедился в нецелесообразности проведения закупки через аукцион;
  • потребность в объекте закупки исчезла;
  • изменились условия, в том числе проявился недостаток финансирования;
  • выдано соответствующее предписание ФАС;
  • произошли обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);
  • отмены требуют результаты общественного обсуждения.

Как можно отказаться от подписания контракта?

В каких случаях сторона вправе отказаться от заключения контракта? Как можно отказаться от подписания контракта?

Случаи отказа от заключения контракта зависят от того, кто Вы: заказчик или победитель. Поскольку не все могут это сделать. Так заказчик может отказаться, если участник не соответствует требованиям документации, либо предоставил недостоверные сведения. А вот для победителя законом отказ не предусмотрен. Но, если он признан уклонившимся и победителем признают второго, то последний уже может отказаться от контракта. И для этого ему не надо письменно сообщать об этом. Достаточно сказать по телефону.

Для отказа от сделки заказчиком надо соблюсти следующий порядок действий:

  1. Оформление протокола сразу после обнаружения основания;
  2. Размещение протокола в ЕИС. На это дается 1 рабочий день;
  3. Направление победителю подписанного протокола в течение двух рабочих дней;
  4. Возврат внесенного обеспечения в срок 5 рабочих дней.

Разнообразные цели, которые диктуют получение отказных писем

Есть целый перечень случаев, когда инстанции по надзору могут потребовать весьма специфические документы на соответствие требованием ряда нормативов. К таким документам относят: заключения, сертификаты, декларации и отказные письма. Последние, если они предоставлены из уполномоченных центров сертификации, помогают опровергнуть необходимость получения таких документов, являются разъяснительным документом официальной категории. Особенно они важны в торговле, дистрибуции и при обращении в таможенные органы.

В свете последнего отказные письма и подразделяют на две категории:

  • «для торговли»;
  • «для целей таможенного оформления».

Этому документу по силам устранить практически любые формальные препятствия для свободного обращения товаров в условиях свободного рынка. В ряде случаев без особых помех избавить заинтересованных лиц от часто необязательных, а нередко довольно длительных по времени и дорогущих процедур по подтверждению качества.

Как составить письмо-отказ от участия в тендере

Предложенного законодательством бланка не существует, поэтому организация может составить его в произвольной форме. Нужно использовать фирменный бланк компании.

В письме указывают такую информацию:

  1. В шапке — реквизиты поставщика (автоматом включаются, если составлять письмо на фирменном бланке), сведения о закупке (номер и дата тендера, номер и дата приглашения), кому предназначено письмо (пишут должность и ФИО руководителя компании-заказчика).
  2. Обращение к адресату. Используют стандартное «Уважаемый (ая) …!»
  3. Благодарность за интерес к организации, доверие и т.д.
  4. Данные о тендере, письме-приглашении или сведения о заявке при написании уведомления об отзыве заявки.
  5. Причины отказа.
  6. Намерение на будущее сотрудничество (при желании).

В конце письма отправитель указывает свою должность и ставит подпись и дату.

Когда используют отказ

С 2019 года большинство конкурсов проводятся в форме электронных торгов, что облегчает участие в тендерах, повышает конкуренцию и позволяет заказчикам привлечь лучших поставщиков. Заявки в электронных аукционах поставщики отзывают на электронной площадке в разделе «Мои заявки на участие». Но если заявка на конкурс подается в конверте, то и уведомление об отказе от участия пишется на бумаге.

Заказчики нечасто используют открытые конкурсы, они проводятся в исключительных случаях, перечисленных в п. 44 ст. 112 44-ФЗ:

  • если госзаказчик ведет деятельность на территории других государств (ст. 75, 111.1);
  • для запроса котировок на нужды неотложной медицинской помощи (ст. 76);
  • для гуманитарной помощи (ст. 80);
  • закупки для устранения последствий чрезвычайных ситуаций (ст. 82);
  • для проведения закрытых торгов (ст. 84);
  • для закупки только у одного поставщика (ст. 93);
  • для проведения закупок по решению Правительства РФ (ст. 111).

Действия заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки по 44 ФЗ

Вопрос: О действиях заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки.

Ответ: Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы (далее — Департамент), рассмотрев обращение ГКУ по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части действий заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки, сообщает следующее.

В соответствии с частью 11 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.

Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 70 Закона N 44-ФЗ, в случае если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта, или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.

При этом согласно части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

  • Отмечаем, что в настоящее время Минфином России проводится комплексная работа по внесению изменений в законодательство о контрактной системе, при подготовке которых прорабатывается вопрос об установлении права заказчика заключить контракт с участником закупки, занявшим второе место, в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем закупки.
  • Минфин России
  • письмо от 25 октября 2017 г. N 24-03-08/70136

Контрольный орган принимает решение о согласовании или отказ в согласовании обращения

Контрольный орган обязан рассмотреть поступившее обращение в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем его поступления. По результатам рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки контрольный орган принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом либо об отказе в таком согласовании (ч.8 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Если контрольный орган принял решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, он размещает в ЕИС соответствующее решение и направляет заказчику уведомление о размещении (подпункт “в” п.11 Правил №961).

Контрольный орган вправе согласовать заключение контракта, одновременно выдав предписание о внесении изменений в проект контракта (п.2 ч.9 ст.93, п.4 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона №44-ФЗ). В этом случае, заказчик вносит требуемые изменения и направляет проект контрагенту, с которым заключается контракт (п.2 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Контрольный орган может отказать в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом по основаниям, перечисленным в п.13 Правил №961. В случае получения решения об отказе, заказчик, при необходимости, вносит изменения в план-график, осуществляет новую закупку в соответствии с Законом №44-ФЗ (ч.10 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Отказ от подписания контракта поставщиком 44-фз

Возвращение денежных средств проводится в течение 5-ти рабочих дней (при проведении конкурса или закрытого аукциона), а прекращение блокирования счета – в течение 1-го рабочего дня (при проведении электронного аукциона), если наступают такие случаи: 1) подписан протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или протокол подведения итогов электронного или закрытого аукциона.

Этот пункт действителен только для проигравших торги участников; 2) подписан контракт с единственным участником торгов; 3) заказчик отменил торги.

В этом случае обеспечение возвращается всем участникам после размещения в ЕИС решения об отмене торгов и доведения его до сведения участников закупки; 4) заявка участника торгов отклонена (в том числе по причине предоставления участником недостоверной информации в отношении своего соответствия установленным требованиям).

1. Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям. Кроме того, заказчик или комиссия по осуществлению закупок отказывается от заключения контракта в любой момент до его заключения при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.

В случае отказа от заключения контракта по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю (часть 11 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).

При этом ни положениями Закона N 44-ФЗ, регламентирующими порядок проведения электронного аукциона, ни иными положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрено, что при отказе заказчика от заключения контракта с победителем аукциона на основании части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен с иными участниками аукциона.

Минэкономразвития России также отмечает неправомерность заключения контракта со вторым участником, если победителю отказано в заключении контракта в соответствии с частями 9, 10 ст.31 Закона N 44-ФЗ. Только если контракт не заключен с победителем из-за его отстранения от участия в аукционе согласно части 6.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, то, по мнению ведомства, заказчик обязан направить контракт иному участнику (Письмо Минэкономразвития России от 11.09.2015 N Д28и-2615).

Ранее ведомство отмечало, что Законом N 44-ФЗ в принципе не предусмотрено право заказчика заключить контракт со вторым участником электронного аукциона в случае отстранения победителя такого аукциона по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 12.08.2015 N Д28и-2416).

А в еще более ранних разъяснениях (письмо Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-105) ведомство, напротив, отмечало (не ссылаясь на какое-либо положение Закона N 44-ФЗ), что в случае если заказчик выявил несоответствие участника, в том числе победителя закупки, требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, или участник предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такой закупки.

Таким образом, учитывая, что разъяснения Минэкономразвития России не отличаются единообразием, а сам Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможность заключить контракт с участником, предложение которого о цене является вторым после победителя, если победителю отказано в заключении контракта (так, контракт с иным участником электронного аукциона может быть заключен, только если победитель уклонился от его заключения — часть 14 статьи 70 Закона N 44-ФЗ), заказчику с формальной точки зрения целесообразно провести новую закупку в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.

В противном случае заказчик несет риск квалификации своих действий как неправомерного выбора способа определения поставщика (части 1, 2 статьи 7.29 КоАП РФ).

2.Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Такое основание для признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта, как отказ заказчика от заключения контракта в связи с выявившимся несоответствием участника закупки установленным требованиям, в этом перечне отсутствует.

Поэтому в рассматриваемой ситуации заказчик не обязан направлять сведения о победителе аукциона для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Виды закупок на ЕАТ «Березка»

  1. Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ:
  • закупка до 600 тыс. руб. (п.4 ст.93 44-ФЗ)
  • закупка до 600 тыс. руб. (п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ)
  • закупка лекарств по решению врачебной комиссии для конкретного пациента (п.28 ч.1 ст.93 44-ФЗ)
  1. Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ– в случаях, предусмотренных Положением о закупках
  2. Закупки заказчиков, не попадающих под действие 223-ФЗ и 44-ФЗ. Они проводятся в соответствии с внутренними нормативными документами (положения о закупке, регламент о закупках и пр.)
  3. Закупка с определенным участником. Новый вид закупок, которые могут проводиться бюджетными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями по 44-ФЗ или заказчиками по 223-ФЗ, указанными в ч.2 ст.1 223-ФЗ в случаях, когда:
  • невозможно определить победителя по результатам проведения закупочной сессии в соответствии с п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ либо ч. 15 ст. 4 Закона 223-ФЗ за исключением упрощенной закупки, определенной п.7.2 Регламента ЕАТ «Березка»
  • если победитель закупочной сессии уклоняется от подписания контракта

Также обратите внимание, что закупка с определенным участником может проводиться иными лицами, зарегистрированными на ЕАТ, с использованием ЕАТ в соответствии с условиями раздела 7 Регламента ЕАТ «Березка».

Указанное правило вступает в силу с 01.12.2021 г.

  1. Закупка у исключительного поставщика (подрядчик, исполнитель)– закупка у поставщиков, с которыми Заказчик, используя ЕАТ, может заключить контракт в соответствии с п. 1, 8 и 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, а также п. 1 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *