Что меняется для пенсионеров в 2023 году: 2 изменения по расчету пенсий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что меняется для пенсионеров в 2023 году: 2 изменения по расчету пенсий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


В первую очередь, власти Беларуси затрагивают вопросы зарплат бюджетникам. И уже с самого начала 2023 года тут есть подвижки. Во-первых, увеличится на 16 рублей (с 212 до 228 рублей) базовая ставка, с которой и связаны заработные платы данных категорий белорусских тружеников. По словам главы Минтруда и соцзащиты, цифра будет расти в несколько этапов до конца года.

Решением Правительства с 1 января 2023 года месячная минимальная заработная плата установлена в размере 554 рублей. По сравнению с январем 2022-го она увеличилась на 21,2 процента. Как подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, сравнивая с ноябрем прошлого года, минимальная зарплата повысилась на 70,8 рубля, или на 14,7 процента, с январем 2022-го — на 97 рублей, или на 21,2 процента.

Напомним, минимальная заработная плата применяется в качестве низшей границы оплаты труда в отношении всех работников, заключивших трудовой договор. Платить сотрудникам меньше этой суммы организации и предприятия не имеют права. К слову, коллективным договором (соглашением) может быть установлен более высокий размер месячной минимальной зарплаты.

Зарплатная арифметика

С 1 января изменен порядок исчисления среднего заработка. Во-первых, для исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику за время трудового и социального (в связи с получением образования) отпусков, для выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск изменено среднемесячное количество календарных дней с 29,7 на 29,6. Во-вторых, обобщены наименования структурных элементов заработной платы без изменения порядка исчисления среднего заработка. Определение структуры зарплаты, условий и порядка ее выплаты, в том числе стимулирующих выплат, относится к компетенции нанимателя. Выплаты, производимые за текущий месяц, как и прежде, включаются в расчет среднего заработка в том месяце, за который они начислены (например, ежемесячная премия за октябрь — в расчет среднего заработка в октябре). В-третьих, конкретизируется, что при установленной сумме ущерба для определения порядка его возмещения (судебном либо нанимателем) применяется поправочный коэффициент.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

С 1 января 2023 года выросли пенсии и страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту. Установлен новый размер семейного капитала. Продлевается право пожилых и инвалидов на внеочередное лечение после COVID-19 в санаториях Минтруда и соцзащиты, совершенствуются механизмы обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации.

Новации для автовладельцев

Тарифы на некоторые услуги ГАИ выросли с 1 января. Так, в частности, курсантам при повторной сдаче практического экзамена в ГАИ учебное транспортное средство (легковое авто, грузовик или автобус) будет предоставляться уже не за 30 рублей, как раньше, а за 40. Аренда мотоцикла для повторной сдачи экзамена будет стоить 20 рублей. Предоставление автодрома для обучения вождению — 7 рублей.

Изменены правила оплаты проезда по платным дорогам. Для автомобилей массой не более 3,5 тонны электронная виньетка становится единственным способом оплаты проезда по платным дорогам Беларуси. Владельцы транспортных средств с максимально допустимой общей массой не более 3,5 тонны, которые в настоящее время пользуются для оплаты проезда по платным дорогам в системе BelToll бортовым устройством, могут сдать оборудование в любом пункте обслуживания клиентов и получить обратно внесенный при его получении депозит и сумму неизрасходованной предоплаты в течение трех лет с момента совершения ими последней транзакции в системе. Для транспортных средств с максимально допустимой общей массой более 3,5 тонны в качестве способа оплаты за проезд по-прежнему будет использоваться исключительно бортовое устройство.

Школьное питание 2023

Согласно постановлению №917 от 27 декабря 2022-го Совета министров вот что изменится в правилах школьного питания в Беларуси. Часть из пунктов вступает в силу с 1 января 2023-го, а другая – с 6 января. В любом случае, к началу третьей четверти ( а это 9 января) новшества уже будут действовать.

Среди них, к примеру, то, что оплачивать питание детей их родители либо законные представители будут не позже, чем 25 числа месяца. Деньги нужно будет класть на текущий счет в банке учету бюджетных и других госсредств организаций. Всю технологию, как и счета, определят учредители учреждений образования или исполкомы в областях и Минске.

Постановление также указывает: коль образовалась задолженность по оплате школьного питания, то ее будут взыскивать. Зато при отсутствии школьник на занятиях (согласно предварительному письменному или устному информированию родителями (представителями) у ребенка не учтут такие дни.

Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.

Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декаб­ря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.

По законодательству перерасчет осуществляется:

– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;

– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.

В октябре запустят пенсионную реформу

С 1 октября в Беларуси начнется очередная пенсионная реформа, она касается дополнительной накопительной пенсии. Работники при желании смогут уплачивать страховой взнос на дополнительную накопительную пенсию — до 10% от своей зарплаты. Наниматели будут обязаны в таком случае перечислять на этот счет еще до 3%. Причем есть нюанс: работодатель должен перечислять такой же процент, как и работник, но не больше 3%. К примеру, если специалист компании решит вносить на дополнительную пенсию 2% от своей зарплаты, то столько же должен добавить и наниматель. А если работник выберет тариф в 5%, то наниматель «накинет» максимальные 3%.

«Чтобы все было по справедливости, от накопительной пенсии никуда не деться». Эксперты — о накопительной системе и о том, будет ли она обязательной

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

На пенсию белорусы с 2022 г. будут уходить позже. Страховой стаж тоже изменится

Известно, что на сегодняшний день уровень плановой инфляции составляет 8,1%. Но в поручении президента правительству сказано, что индексация пенсий должна быть выше. Следовательно, эксперты предположили, что с начала 2022 года ее проиндексируют на 9%.

В настоящее время достаточно сложно с максимальной точностью сказать, насколько увеличится пенсия для российских граждан, которые находятся на заслуженном отдыхе. Только к концу декабря 2021 года станут известны данные по итоговой инфляции, и уже тогда можно высчитать приблизительный уровень индексации пенсий.

Еще одной категории пенсионеров захотели заморозить индексацию выплат. Госдума намерена рассмотреть законопроект, который предполагает отказ от индексации базы для расчета пенсий военнослужащим. Ожидается, что решение будет принято на осенних заседаниях нижней палаты парламента.

«Законопроект предусматривает, что до 1 января 2023 года будет приостановлено действие нормы указанного закона, согласно которой «денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54%, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера», — говорится в документе, который цитирует «Парламентская газета».

Военные пенсионеры получают не полный размер пенсии, рассчитанный от величины денежного довольствия, а лишь его часть. В законе такое ограничение закреплено так называемым «понижающим коэффициентом».

В 2022 году понижающий коэффициент составит 0,74, то есть фактически военный пенсионер будет получать 74% от полного размера пенсии. Законопроект о такой величине ПК в 2022 году уже подготовлен Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Госдуму. Вступление в силу закону запланировано на 1 января 2022 года.

Стоит заметить, что применение ПК касается не только бывших военнослужащих, но и лиц, приравненных к ним по статусу — служивших в МВД, таможенных органах, УФСИН, МЧС, ФССП, Росгвардии и других ведомствах. При этом подобное ограничение не распространяется на судей, сотрудников прокуратуры и следственных органов, вышедших на пенсию, а также членов их семей.

Для начала стоит пояснить, что закон № 4468-1 от 12.02.1993 содержит норму о ежегодном увеличении понижающего коэффициента как минимум на 2%. Однако такое правило выполнялось далеко не всегда, а в последние годы его действие и вовсе была приостановлено.

Так, последний раз изменение ПК произошло 1 октября 2019 года, когда его значение увеличили с 0,7223 до 0,7368.

С аналогичной величиной ПК (0,7368) расчет военной пенсии производился на протяжении 2020 и 2021 года. Это происходило из-за того, что в течение этих двух лет применялся мораторий, предусмотренный в подписанных Президентом федеральных законах № 381-ФЗ от 02.12.2019 и № 397 от 08.12.2020.

Действие моратория завершится 1 января 2022 года, и по правилам понижающий коэффициент должен увеличиться на 2%, как это и предусмотрено законом. Однако Правительство в очередной раз предложило отказаться от такой схемы повышения, в связи с чем уже внесло на рассмотрение в Госдуму свой законопроект.

На рассмотрение в Госдуму поступил проект федерального закона №1258305-7, подготовленный Правительством РФ. В нем Кабмин предлагает установить в 2022 году новую величину понижающего коэффициента для расчета военной пенсии. Но увеличить его не на 2%, как это положено, а значительно меньше.

Текст предложенного законопроекта представлен ниже. Его рассмотрение будет происходить в течение осенней сессии Госдумы.

Согласно тексту законопроекта, значение ПК с 1 января 2022 года составит 0,74. Это означает, что военные пенсионеры будут получать 74% от полного размера пенсии.

В результате такого изменения с 1 января 2022 года увеличатся военные пенсии. Однако повышение будет незначительным — всего 0,43% (0,74 / 0,7368 = 1,0043, то есть плюс 0,43%). Например, пенсионеру, пенсионное обеспечение которого составляет 25000 рублей в месяц, будет назначена прибавка в 107,50 руб.

На сколько вырастут пенсии в мае?

В соответствии с указом Президента от 23 апреля 2019 года №156 «О повышении пенсий» с 1 мая в Беларуси вырастут трудовые пенсии. Их средний размер теперь составит Br411,5, средний размер пенсии по возрасту – Br418,4. Однако процент увеличения пенсии в результате перерасчета у каждого пенсионера будет зависеть от индивидуальных параметров стажа работы и величины заработка до обращения за пенсией, а также установленных к пенсии надбавок, повышений и доплат.

В результате перерасчета с 1 мая 2019 г. размеры трудовых пенсий, по оценке, увеличатся в среднем на 6,3 процента. Средний размер трудовых пенсий составит 411,5 белорусских руб., средний размер пенсии по возрасту – 418,4 белорусских руб.

Указанные надбавки, повышения и доплаты, а также минимальные трудовые и социальные пенсии пересчитываются с 1 мая, но уже в связи с ростом бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Минимальный размер пенсии по возрасту (с учетом доплаты) составит Br229,05. Социальные пенсии разным категориям людей с инвалидностью варьируются от Br168,02 до Br246,42, лицам старше общеустановленного пенсионного возраста (которые не получают трудовую пенсию) будут выплачивать Br112,01.

Ежемесячная доплата к пенсиям неработающих пенсионеров составит для людей в возрасте 80 лет и старше Br56,01, для людей в возрасте от 75 до 80 лет – Br42,01. Надбавка для инвалидов первой группы составит Br56,01, пенсионеров, достигших 80-летнего возраста, – Br28,01.

Повышение размера пенсии ждет и другие категории получателей:

  • героев Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда,
  • блокадников,
  • бывших узников фашистских концлагерей,
  • инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий).

Прекращение выплат для пенсионеров из стран СНГ со стажем периода СССР

На протяжении 30 лет Россия выплачивала пенсии гражданам Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Украины, Молдавии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана, постоянно проживающим на территории РФ.

За эти годы существенно изменились принципы, на которых основана пенсионная система в этих странах, а также в Российской Федерации. В связи с этим ранее заключенные соглашения в этих вопросах попросту теряют свою актуальность.

Также, выплата таких пенсий значительно обременяет Российскую экономику, так как мигрантов из стран СНГ с каждым годом становится все больше и больше.

В последние годы очень часто на пенсионную помощь от Российской Федерации претендуют люди, у которых незначительный стаж работы в СССР, а стаж в период проживания в России и вовсе отсутствует.

Прекращение выплат таким пенсионерам позволит Российской Федерации сэкономить за 2023, 2024 и 2025 гг. не менее 2,2 миллиардов рублей.

Важно отметить, что выплаты, назначенные ранее (в период действия соглашения), будут продолжать выплачивать в полном объеме и в дальнейшем. Получатели таких выплат никак не пострадают.

Также, на территории государств-членов ЕАЭС продолжит работать соглашение, которое гарантирует равные права на пенсионные выплаты для всех граждан этих стран, заключенное еще в 2018 году.

Делают ли военнослужащие отчисления в ФСЗН и могут ли получать и денежное довольствие, и пенсию?

Обычные пенсионеры получают пенсию из Фонда соцзащиты, который пополняется за счет взносов работающих людей. Работодатели перечисляют в фонд 34% зарплатного фонда, еще 1% вычитается непосредственно из зарплат работников. У военных все устроено по-другому.

В Беларуси военнослужащие освобождены от уплаты страховых взносов с денежного довольствия, поясняет Игорь Можиловский.

— Военнослужащие в силу их особого правового статуса, основанного на конституции, не участвуют в отношениях по государственному социальному страхованию: они не отнесены ни к одной из категорий плательщиков обязательных страховых взносов — ни к лицам, подлежащим обязательному государственному социальному страхованию, ни к тем, кто имеет право участвовать в таких правоотношениях. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсий военнослужащим, осуществляется за счет средств госбюджета, — говорит Игорь Можиловский.

Все это означает, что для военных и силовиков не существует такого понятия, как страховой стаж (под ним понимаются периоды работы с уплатой страховых взносов). Для них значение имеет в первую очередь выслуга лет.

— Минимальный страховой стаж работы для граждан является одним из условий для приобретения права на пенсию по возрасту, равно как и минимальная выслуга лет на военной службе дает право военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, на назначение пенсии за выслугу лет, — комментирует Игорь Можиловский.

К слову, именно из-за этого у военных и силовиков, не заработавших пенсию за выслугу лет, есть риск оказаться в так называемой пенсионной ловушке. Если военнослужащий отслужил, к примеру, 15 лет и уволился из войск, то получать пенсию за выслугу лет он не сможет, а эти 15 лет при этом не будут включаться в его страховой стаж.

Поэтому два года назад минимальный страховой стаж для тех, кто отслужил в военных или военизированных организациях не менее 10 лет, уменьшили до 10 лет (для всех остальных в этом году он составляет 17 лет).

Экономист: «Не для всех силовиков обоснован ранний выход на пенсию»

Старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Лев Львовский уверен, что некоторые профессиональные задачи можно выполнять только в относительно молодом возрасте, а потому для таких специалистов ранний выход на пенсию вполне обоснован.

— В первую очередь речь идет о профессиях, где требуется физическая сила, выносливость, скорость реакции. Например, пожарному в 50 лет уже тяжело лезть в огонь. То же самое касается военных, особенно некабинетных, а также сотрудников МВД, которые выполняют непосредственную работу «в поле», например участковых. К некоторым другим силовым органам это относится в меньшей степени. Скажем, КГБ в основном занимается кабинетной работой. Труд следователей тоже в первую очередь интеллектуальный, — рассуждает Лев Львовский. — Для них ранний выход на пенсию не совсем обоснован, но как получилось, что у них есть такая льгота? Государство часто опирается на силовые органы и потому дает им больше преференций и бонусов: относительно хорошая зарплата, ранний выход на пенсию, какой-то дополнительный соцпакет.

По мнению Льва Львовского, в том, что многие военные и силовики после выхода на пенсию продолжают работать и одновременно получают пенсию, нет ничего плохого.

— В военную карьеру нужно серьезно вкладываться. Вместе с тем в какой-то момент человеку становится слишком тяжело выполнять свои функции, и потому продолжать эту карьеру нецелесообразно. Просто выкинуть человека на улицу нельзя, так что единственный выход из ситуации — это пенсия. Это не означает, что его жизнь закончена. Этот человек еще не старый, а у нас есть много работ, где не требуется молодость. Но поскольку он инвестировал много времени и сил в другую карьеру, ему, конечно, будет сложнее найти новую работу и хорошо устроиться. Поэтому выплату пенсий таким людям я бы воспринимал как компенсацию за то, что им приходится начинать альтернативную карьеру в достаточно позднем возрасте, — считает Лев Львовский.

Эксперт говорит, что размер пенсий военных «не должен вызывать удивление и социальный протест».

— Нельзя сказать, что государство засыпает военных пенсионеров золотом. Даже 640 рублей — это значительно меньше, чем средняя зарплата. Проблема не в том, что у некоторых военных пенсии больше средних по стране, а в том, что средняя пенсия у нас в принципе слишком маленькая, — говорит Лев Львовский.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *