Пансионаты для пожилых людей за пенсию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пансионаты для пожилых людей за пенсию». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


При выборе между государственным и частным пансионатом для престарелых за пенсию, предпочтение чаще всего отдается последнему. Это связано не только с разницей в условиях проживания и уровнем комфорта, но и с процедурой оформления в пансионат.

Малообеспеченным и одиноким – бесплатно

Предоставление соцуслуг на дому регулируется Законом Украины «О социальных услугах» и Постановлением Кабмина №1417 от 29 декабря 2009 года (с изменениями от 5.01.2016 г.) о вопросах деятельности территориальных центров социального обслуживания. По закону, на бесплатные социальные услуги сотрудников терцентра соцобслуживания имеют право:

  • пожилые люди и лица с инвалидностью, у которых нет родных трудоспособного возраста;
  • больные трудоспособного возраста, которые не могут сами себя обслуживать (только на период до установления им группы инвалидности и не более чем на 4 месяца);
  • люди, переживающие последствия стихийного бедствия или катастрофы, если среднемесячный совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;
  • безработные, зарегистрированные в службе занятости и содержащие детей, пожилых людей, лиц с инвалидностью (при условии дохода семьи ниже прожиточного минимума).

«Нет мытья и кормежки»: как получить максимум ухода от соцзащиты?

Михаил: «Мама постоянно употребляла алкоголь, могла себя странно вести. Родственников у нас нет, мы с ней вдвоем. В конце 2018 года мама заболела. Не хотела вставать. Я так понимаю, что алкоголь привел к тому, что у нее нарушилась координация, кружилась голова, вот она и стала лежать. Она сама придумала [что у нее болезнь Паркинсона и она не будет ходить на улицу], она сама решила [не вставать]. Я просыпался, менял памперсы, два часа гулял с собаками, приходил домой к часу дня. Нет у меня возможности и умений работать удаленно, поэтому я шел подкалымить, по возможности часов на четыре-пять-шесть, в автосервис. А потом снова домой — памперсы, кормежка. А потом еще один такой сеанс на ночь.

После того как я оформил маме инвалидность, стала приходить соцработник. Два раза в неделю, так было положено. И в должностных обязанностях у них нет мытья и кормежки, но мне повезло с этой женщиной: она меняла маме памперсы. Про платные услуги я не знал. В идеале мне нужно было, чтобы соцработник мог к ней приходить [каждый день], покормить ее и поменять памперсы. Чтобы она весь день не лежала в моче и голодная. Хотя бы чтобы он мог сделать это в обед. Я бы мог с утра все сделать и позволить себе уехать на полноценные десять часов».

Какие должны соблюдаться условия социального обслуживания пожилых людей

Социальное обслуживание считается необходимым для лиц, в жизни которых присутствуют обстоятельства, резко ухудшающие ее качество:

  • невозможность осуществлять простейшие действия по дому, обслуживать самого себя, самостоятельно изменять положение тела и передвигаться из-за серьезных заболеваний или получения травматических повреждений;

  • наличие в семье человека с группой инвалидности, которому необходим ежедневный уход и забота;

  • присутствие в семье детей, у которых возникли трудности с адаптацией в социуме;

  • невозможность ежедневного наблюдения и ухода и отсутствие попечения над инвалидами и детьми;

  • конфликт внутри семьи из-за насилия или с людьми, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, имеют алкогольную или же наркотическую зависимость;

  • отсутствие у человека постоянного места проживания, в том числе у того, кто еще не достиг возраста 23 лет и уже завершил свое пребывание в домах для детей-сирот;

  • отсутствие у человека места работы и денежных ресурсов для существования.

Обязанности Социального Работника По Уходу За Престарелыми На Дому

В его обязанности входит ведение документов по отчетности. О своей нетрудоспособности сообщает заранее, так как это позволит найти замену на время болезни. Нельзя забывать, что это практически незаменимая должность — социальный работник.

Обязанности его этим не ограничиваются, он принимает активное участие в жизни подопечных. Неравнодушные люди, которые выбрали такую профессию, полностью ведут домашнее хозяйство недееспособным людям, заменяя родственников, которые отсутствуют или находятся далеко и не могут помогать изо дня в день своим близким.

Они с любовью приготовят или разогреют пищу, заварят ароматный чай и помогут застелить постель, а это так важно для одинокого человека, который с нетерпением ждет, что раздастся звонок и придет социальный работник. Обязанности его – это и забота о том, чтобы в домах их подопечных была вода, и, конечно, тепло.

При возникновении проблем они могут связываться с ЖКХ и решать вопросы от имени человека, за которым им вверено присматривать.

Хорошо, когда социальный работник имеет среднее специальное образование или высшее профессиональное образование, но, к сожалению, в настоящее время к обслуживанию пожилых граждан и инвалидов привлекаются лица, совсем не имеющие профессиональной подготовки. Для выполнения этой работы требуется наличие многих душевных качеств и в эту профессию чаще всего приходят по зову сердца.

Какие программы и службы помощи для пожилых людей существуют

Службы помощи для пожилых людей, фонды, организации или государственные органы опеки запускают различные проекты и программы, оказывающие разную помощь пенсионерам. Например, широко известна программа «Психологическая помощь пожилым людям и инвалидам отделений сестринского ухода» от некоммерческой организации «Опека» Тамбовской области.

Социальный проект помощи пенсионерам «Старость не в радость?!» призван привлечь внимание общественности к проблемам пожилых людей (похожие проекты – «Милосердие», «По зову сердца», «Твори добро» и другие). Кроме того существуют проекты помощи пожилым людям направленные и на участие подростков и учащихся младших классов в жизни пенсионеров, ветеранов и стариков-инвалидов.

Служба помощи пожилым людям работает во многих городах России. Социального работника предоставить пожилому человеку, неспособному обслуживать себя самостоятельно, могут временно или на постоянной основе.

Так, в Москве находится известное благотворительное общество помощи пожилым людям «Адреса милосердия». Которое оказывает безвозмездную помощь одиноким пожилым людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Организация пенсионного обеспечения

В России каждый гражданин имеет право на получение пенсии по достижении им определенного возраста.

Каковы законодательные аспекты социальной защиты престарелых граждан в части пенсионного обеспечения?

  • Закон гласит, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на начисление ему базовой пенсии, размер которой не зависит от его трудового стажа и величины заработной платы. Ее определяет Правительство РФ и Пенсионный фонд. Базовая часть пенсии в 2019 году составляет 5334,19 руб. Это тот минимум, который могут получать все граждане РФ, достигшие пенсионного возраста. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии регулярно индексируется. Задачей Правительства является увеличение размера базовой пенсии до размера прожиточного минимума.
  • Пенсия имеет также страховую часть. Размер страховой части пенсии у всех граждан индивидуален, он рассчитывается по определенной формуле, которая включает такие показатели, как величина трудового стажа и заработной платы, наличие льгот (к примеру, надбавки получают люди, имеющие несколько лет трудового стажа сверх установленной государством нормы, ветераны или участники ВОВ, инвалиды и т.п.).
  • Кроме того, существует третья часть пенсии – накопительная. Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.

Остаться дома среди привычных вещей

По данным центра НАФИ, в России живет около 7 миллионов одиноких пожилых людей. Они не ведут активную социальную жизнь: после 60 лет больше половины из них — 70% — замыкается на доме и быте. Усложняется ситуация и тем, что из-за проблем со здоровьем пожилые люди теряют мобильность. Фактически человек остается один, при этом остро нуждаясь в помощи извне.

82-летняя Софья Васильевна Рощина (фамилия изменена по просьбе героини. — Прим. ТД) живет в Твери в своей квартире на 12-м этаже. Она инвалид первой группы по зрению. Женщину беспокоят постоянные сильные боли в спине, груди и шее, из-за них ей тяжело передвигаться. Последние 17 лет она живет с внуком. Несколько лет назад он получил серьезную травму на заводе и теперь прикован к постели.

«Я за ним ухаживала сама. Это сложно, не каждый сможет поднять лежачего человека, обработать тело, поменять подгузник, — говорит Софья Васильевна. — В какой-то момент мне стало совсем тяжело. Еще и мои болезни обострились. Из-за головокружений на улицу выйти одна не могла — падала несколько раз. За внуком ухаживать сил не осталось. Социальный работник приходила два раза в неделю, приносила еду.

Родственников, кроме 84-летнего брата, у меня и нет — все умерли. Думала, как нам выжить

Началась сильная депрессия, которую пришлось лечить в психоневрологическом диспансере».

Бытовой помощи, которую сейчас соцработники оказывают маломобильным людям на дому, просто недостаточно, считает руководитель направления надомного ухода фонда «Старость в радость» Кира Белелюбская. В 2017 году фонд предложил концепцию системы долговременного ухода за пожилыми людьми. «Сначала вошла в президентские поручения и комплекс мер по системе долговременного ухода. В прошлом году ее включили в пилотный проект в рамках нацпроекта “Демография”, — отмечает эксперт. — Все адресаты системы нуждаются в посторонней помощи. Речь идет о людях с ментальными, физическими и сенсорными нарушениями».

В пилотных регионах подопечный может получать по программе помощь на протяжении четырех часов в день: по данным Белелюбской, примерно столько времени нужно, чтобы действительно помочь пожилому маломобильному человеку. «Благодаря этой помощи он сможет остаться жить дома, не переезжая в интернат, — объясняет она. — Это огромная радость для многих, ведь дома всегда лучше: ближе к своему привычному окружению, образу жизни».

Кроме фонда «Старость в радость», в проекте участвует родственный ему фонд «Старшие». Он разрабатывает методологию, обучает специалистов по всей России — от чиновников до помощников по уходу. Со стороны государства проект курируют Минтруд и Минздрав, региональные администрации и Агентство стратегических инициатив.

Сейчас в проекте «Система долговременного ухода» участвует 20 регионов. К 2022 году его хотят распространить на все 85 субъектов России.

Социальная помощь пожилым людям на дому

Социальная помощь пожилым людям на дому оказывается социальными работниками, предлагающими подопечным широкий набор услуг: доставка на дом продуктов питания из магазинов и с рынка; доставка горячих обедов из столовых, гуманитарной помощи, необходимых товаров и лекарств; оформление различных коммунальных и других платежей, сдача вещей в ремонт. По поручению подопечного социальный работник может связаться с нотариусом, оформить необходимые документы (в том числе и для помещения в дом-интернат), пригласить мастеров по ремонту квартиры или какой-нибудь аппаратуры, вызвать врача и т. п. Основные виды услуг на дому предоставляются бесплатно, отдельные оплачиваются пенсионером из надбавки к пенсии по уходу. Основная цель социального обслуживания на дому — адаптация пожилых людей к своему положению, максимально возможное продление пребывания их в привычной социальной среде.

Для малоимущих центрами организуется бесплатное горячее благотворительное питание за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов социальной поддержки населения, других внебюджетных ассигнований. Им оказывается натуральная помощь в виде продуктов питания, одежды, обуви, медикаментов.

При Центрах создаются пункты благотворительного сбора вещей и их раздачи, пункты проката предметов длительного пользования, организуется льготное бытовое обслуживание малообеспеченных пожилых граждан в парикмахерских, прачечных, банях, службах по ремонту квартир, открываются магазины, где нуждающиеся могут приобрести товары со скидкой.

Стационарные социальные учреждения для совершеннолетних

В данные учреждения помещаются лица пожилого возраста и инвалиды в возрасте от 18 лет, не владеющие возможностью полностью или частично обслуживать себя в быту и имеющие потребность в постоянном постороннем уходе.

Замечание 1

Выдачей путевок на размещение в учреждения социального обслуживания занимается служба социального обеспечения на основании заявления и данных медицинской карты.

В стационарных учреждениях для пожилых и инвалидов осуществляются меры по организации адекватных уровню здоровья и возрасту условий, проведению мероприятий по социально-медицинской реабилитации, уходу, медицинских процедур, а также организации досуга.

Размещению в специальные дома-интернаты (специальные отделения) подлежат пожилые и инвалиды, за которыми установлен административный надзор (например, закончившие отбывать срок в местах лишения свободы), судимые, привлекаемые за бродяжничество и попрошайничество и пр. Указанные категории лиц принимаются на проживание в стационарные учреждения по их личному желанию (по направлению органами внутренних дел) и при отсутствии медицинских противопоказаний согласно порядку, установленному органами исполнительной власти.

Одинокие престарелые могут быть помещены в специальные дома для престарелых – учреждения, где на постоянной основе проживают одинокие граждане или супружеские пары пенсионного возраста, имеющие полностью или частично возможность самообслуживания, но испытывающие потребность в подходящих жизненных условиях.

Замечание 2

Если лицам, находящимся в стационарных социальных учреждениях, требуются специализированные медицинские услуги, они направляются в соответствующие государственные медицинские организации, при этом оплата за оказанную медицинскую помощь происходит за счет бюджета и средств медицинского страхования.

Граждане, помещенные в стационарные социальные учреждения, имеют право заключать трудовые договора на выполнение посильной работы. Проживающие в стационарных учреждениях также могут по собственному желанию принимать участие в лечебно-трудовой деятельности: принудительные меры в данном вопросе недопустимы.

В декабре 2017 г. по поручению Президента Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода (СДУ) за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Данная система включает в себя сбалансированную медицинскую помощь и социальное обслуживание в стационарной, полустационарной формах и на дому с привлечением сиделок и патронажной службы, а также по поддержке ухода в семье[19]. Организаторы проекта: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив и региональных администраций. Благотворительный Фонд «Старость в радость» отвечает за разработку методологии, на основе которой будет реализовываться данный комплекс мер.

Апробация данной системы в 2018 г. была в шести регионах Российской Федерации (Волгоградской, Костромской, Новгородской, Псковской, Рязанской и Тульской областях).

В 2019 г. еще шесть регионов включены в пилотный проект по созданию СДУ (Республика Мордовия и Татарстан, Камчатский край, Кемеровская и Кировская области, Ставропольский край). Стоит отметить, что к 2022 г. данная практика распространится по всей территории Российской Федерации. Пилотный проект будет реализовываться в течение трех лет.

Предоставление услуг в полустационарной форме осуществляется специальными организациями социального обслуживания граждан. Их предоставление возможно в определенное время суток (п. 2 ст. 19), при этом законом не детализируется порядок их предоставления.

Минтруд России разрабатывает примерный порядок оказания данных услуг на основе Федерального закона № 442-ФЗ, а конкретная детализация порядка оказания данных услуг осуществляется субъектами РФ и зависит от категории поставщика, формы социального обслуживания и вида социальных услуг (ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 442-ФЗ). Так, имеется Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 938н[20], в котором определяется примерный порядок, установленный для предоставления социальных услуг в полустационарной форме.

Круг получателей социальной услуги в полустационарной форме довольно широк. Услуги могут получить граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории России. Данный вид услуг может быть предоставлен также беженцам, которые признаны нуждающимися именно в таком виде социального обслуживания.

Прежде чем решить вопрос о предоставлении услуг, обязательно определяется нуждаемость гражданина именно в таком обслуживании, для этого гражданин подает заявление (письменно или в электронной форме). Примерный порядок для предоставления социальных услуг в полустационарной форме следующий. После принятия заявления от нуждающегося гражданина он должен быть проинформирован о порядке предоставления социальных услуг, о видах, сроках, условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, о возможности их получения бесплатно. Получателю услуг (или его законному представителю) должен быть разъяснен порядок приема документов, которые необходимы для принятия решения о предоставлении ему такой услуги, затем сообщаются результаты принятого решения. Обязательным моментом является составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг для дальнейшего заключения договора. В договоре, как следует из его примерной формы, должны быть данные о предмете договора, о порядке взаимодействия сторон, о стоимости услуг и порядке их оплаты, об основаниях изменения договора или его расторжения, а также ответственность сторон, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания (ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ) должны предоставляться бесплатно, если материальное положение получателя услуги соответствует требованиям закона. Требования состоят в том, что на момент обращения за услугой среднедушевой доход получателя должен быть ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода, установленной законодательством субъекта РФ.

По вопросам оплаты полустационарных услуг граждане часто обращаются в суды, считая, что их права на получение бесплатного обслуживания нарушены. В некоторых случаях их не устраивает стоимость услуг. Так, в результате дорожно-транспортного происшествия истец Г. О.[21] получил телесные повреждения, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью. В связи с полученной травмой истец полностью утратил трудоспособность, нуждается в постороннем уходе, медикаментах. Ему были оказаны лечебно-диагностические услуги и им были приобретены лекарственные средства, а также были произведены затраты на транспортировку в медицинские учреждения, в санаторий-профилакторий. В связи с необходимостью постоянного постороннего ухода им затрачены средства на услуги сиделки. Г. О. нуждался в лечении, приобретении лекарственных средств и медикаментов, постоянном постороннем уходе, санаторно-курортном лечении и при этом не имел права на получение этих видов помощи бесплатно. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ связывает условия бесплатного предоставления и получения социальных услуг с моментом обращения гражданина в уполномоченный орган субъекта РФ с соответствующим заявлением.

То обстоятельство, что своевременно истец не воспользовался правом на обращение в уполномоченный орган субъекта РФ с заявлением о предоставлении ему социально-бытовых услуг, не должно лишать его права на возмещение понесенных расходов. На момент возникновения у Г.О. необходимости в указанных видах помощи он не имел права на их бесплатное получение, что было исследовано судом первой инстанции и отражено в судебном решении, поскольку его доход превышал прожиточный минимум, установленный в субъекте Федерации.

При получении услуг в полустационарной форме гражданин нуждается не только в медицинских услугах, но и в получении питания. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 954н[22] утверждены нормы питания, которые носят рекомендательный характер и которые предусмотрены для полустационарной формы социального обслуживания. Централизованный порядок установления таких норм, безусловно, способствует единообразию правоприменения. Варьироваться данные нормы могут только в сторону улучшения и разнообразия.

Количество организаций полустационарного обслуживания зависит от потребностей субъектов РФ. Расчеты производятся, исходя из численности получателей социальных услуг, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых полустационарной организацией.

Например, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних целесообразно открывать, исходя из таких показателей: одна организация на 10 тыс. детей (лиц до достижения возраста 18 лет). Центр социального обслуживания населения рекомендуется открывать из расчета один центр на 50 тыс. населения. Данные показатели установлены Приказом Минтруда России от 24.11.2014 № 934 н[23].

Министерством труда РФ[24] установлены единые требования общего характера в вопросах обеспеченности субъектов РФ организациями социального обслуживания. Среди критериев указаны: приближенность к месту жительства получателей социальных услуг, а также транспортная доступность организаций, в том числе для инвалидов, включая граждан с ограничениями возможности передвижения.

Важным и обязательным показателем является размещение таких организаций с учетом потребностей населения. Порядок предоставления социальных услуг на дому[25] во многом схож с порядком предоставления полустационарных услуг. Также заключается договор, при заключении которого получателей социальных услуг (или их представителей) следует ознакомить с условиями предоставления услуг на дому, с правилами внутреннего распорядка для получателей услуг. Получатели услуг имеют право на получение информации о своих правах, обязанностях, о возможных вариантах предоставления социальных услуг, а также о сроках и порядке их предоставления.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Права граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг могут ограничиваться в случаях, предусмотренных законом. Ограничения прав могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания, если они лишены ухода и поддержки родственников или иных законных представителен и не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителен решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Отказ в предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг в этом случае подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.

Законодательство предусматривает пять форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

  1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
  4. срочное социальное обслуживание;
  5. социально-консультативная помощь.

Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством, относится:

  1. организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  2. помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
  4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  6. содействие в организации ритуальных услуг;
  7. другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме перечисленных выше надомных социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется нуждающимся в надомных социальных услугах гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) на поздних стадиях, за исключением карантинных инфекционных заболеваний, хронического алкоголизма, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимает руководитель учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

  1. обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
  2. уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;
  3. социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
  4. добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;
  5. медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;
  6. свободное посещение адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;
  7. бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;
  8. предоставление помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;
  9. сохранение занимаемых по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а если в жилых помещениях остались проживать члены их семей — в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;
  10. участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых, в том числе, в учреждениях социального обслуживания.

Срочное социальное обслуживание направлено на оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

  1. разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
  2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  3. разовое оказание материальной помощи;
  4. содействие в получении временного жилого помещения;
  5. организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
  6. организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
  7. иные срочные социальные услуги.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Отказ соцзащиты в направлении пенсионера в дом престарелых

Если человек не относится к указанным выше льготным категориям, велика вероятность отказа в направлении его в дом престарелых. Даже полный комплект документов не всегда гарантирует пожилому человеку положительного решения органов соц. защиты.

Отказы не говорят о каком-то бездушном отношении соцработников к нуждающимся пожилым людям. Часто это связано с большим количеством «соискателей», сильно превышающим возможности государственных домов престарелых.

Если не говорить об отсутствии у заявителя необходимых документов, социальные службы могут отказать в направлении в государственный дом престарелых по многим причинам:

  1. Отсутствие доказательств неспособности человека к самообслуживанию;
  2. Объективно нормальные условия жизни, которые только ухудшатся при переезде в дом престарелых;
  3. Наличие у пенсионера следующих заболеваний:
    • туберкулез,
    • эпилепсия с частыми припадками,
    • гангрена,
    • некроз лёгких,
    • лепра,
    • острые или хронические инфекционные заболевания, опасные для других,
    • тяжелое хроническое заболевание кожи с множественными высыпаниями и выделениями,
    • элокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями,
    • пороки развития лица и черепа с нарушениями дыхания, жевания, глотания,
    • хронические психические расстройства с тяжелыми болевыми проявлениями…

Впрочем, по результатам медосмотра и сданных анализов, врачи сами вам всё расскажут.

Если, на ваш взгляд, серьёзных оснований для отказа в выдаче путёвки нет, вы можете обжаловать отказ и получить решение о предоставлении социальной помощи в судебном порядке.

Основные учреждения социального обслуживания пожилых и инвалидов

Довольно длительное время поддержка людей преклонного возраста в России сводилась лишь к тому, что они просто доживали свои дни в учреждениях на постоянной основе. Сюда входили дома-интернаты для пожилых и инвалидов, кроме того, была категория психоневрологических заведений. При этом вариант оказания помощи в условиях стационара остается важным и сегодня. Система социальной поддержки граждан, по последним данным комитетов социальной защиты регионов РФ, сегодня насчитывает 1 723 стационарных учреждения по обслуживанию пожилых людей.

Даже несмотря на то, что действующих пансионатов подобного типа довольно много, потребность в них высока. Рост коечного фонда намного ниже роста очередности. Такая ситуация наблюдается из-за низкого уровня жизни, большого количества одиноких лиц. Суммарная очередь в учреждения социального обслуживания пожилых людей и инвалидов насчитывает 25 000 человек, причем примерно 2 000 из них ждут отправки на государственное обеспечение свыше года.

С учетом демографических данных, специфики населения и статистики заболеваемости появляются альтернативные организации стационарного обслуживания: интернаты, куда включают и дома небольшой вместимости, дома престарелых. Сегодня меры поддержки обязывают вместе с материально-финансовой помощью предоставлять психологические, восстановительные консультации. Нестационарные варианты социального обслуживания пожилых граждан должны обеспечивать комфортное проживание, выделение социальной помощи. При этом человек может предпочесть остаться в привычных для него условиях, но тогда невозможно применить модель комплексной поддержки.

Типы учреждений социального обслуживания лиц преклонного возраста и инвалидов:

  • Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, предоставляющие помощь в условиях стационара. Допускается как постоянное нахождение в центре, так и непродолжительное (обычно до полугода). Либо пользование услугами заведения только по будням.
  • Учреждения, дающие в распоряжение жилье, имеющее статус фонда социального пользования.
  • Заведения, работающие на неполном стационаре с набором услуг только в то время, пока человек находится в центре.
  • Надомная помощь пожилому гражданину.
  • Оказание нуждающимся неотложной помощи социальной направленности в виде предоставления единоразовых услуг.
  • Учреждения комплексного типа, работающие в следующих вариантах: стационар, полустационар, надомные.
  • Организации социальной помощи, в которые можно обратиться за юридическим сопровождением и консультацией.

Варианты пансионатов, работающих по типу стационара:

  • дом-интернат для престарелых и инвалидов;
  • геронтологический центр;
  • учреждения стационарного социального обслуживания пожилых и инвалидов (дома-интернаты);
  • психоневрологический интернат;
  • учреждение восстановительной терапии инвалидов молодого возраста;
  • пансионаты, направленные на поддержание здоровья;
  • дом-интернат интенсивного обслуживания для престарелых и инвалидов;
  • учреждения для непродолжительного пребывания уязвимой прослойки общества.

Законы о порядке расчета нормативов денежного финансирования мероприятий, оказываемых в России в сфере социальной помощи, описывают критерии распределения расходов на следующие типы:

  • Обслуживание пожилых и инвалидов в домашних условиях, если им требуется ежедневный либо временный уход вне стационарной организации.
  • Присмотр в стационаре за пожилыми и инвалидами (исключая людей с психическими отклонениями), которые не имеют возможности ухаживать за собой или утратили ее полностью.
  • Стационарное обслуживание пожилых и инвалидов, имеющих психические отклонения, которые не способны к самостоятельному уходу за собой и нуждаются в постоянном присмотре.
  • Предоставление временного жилья:
    • детям-сиротам;
    • детям, законные представители которых лишены прав на них;
    • беспризорным лицам, которым не исполнилось 18 лет;
    • людям, не имеющим своего дома, испытывающим трудности, потерявшим работу;
    • лицам, к которым применили насилие в любой форме;
    • пострадавшим от природных катаклизмов, от военных действий, межэтнических споров;
    • другим категориям, нуждающимся в реабилитации и краткосрочном предоставлении жилища.
  • Оказание консультаций в разрешении трудностей, связанных с улучшением бытовых условий, получением медицинского обеспечения жизненно необходимыми препаратами, психологической поддержки, юридического сопровождения.
  • Услуги реабилитации и восстановления, содействие в следующих сферах: социальная, психологическая помощь инвалидам, людям, имеющим ограничение физической активности, помощь семьям, испытывающим угрозу жизни и здоровья. Также на поддержку вправе рассчитывать каждый человек, попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

Самой распространенной формой в области стационарного обслуживания являются дома-интернаты для пожилых людей. Большая часть граждан, которые там живут, имеют одну или несколько хронических болезней. Значительную группу таких людей составляют престарелые лица, не состоявшие в брачных отношениях и не имеющие детей. Некоторые граждане оказываются в подобных центрах по решению родных и по причине произошедшего конфликта в семье. Исходя из данных этой статистики получается, что основная масса помощи предоставляется старикам, которые остались в одиночестве и не способны самостоятельно позаботиться о себе.

Учреждения социального обслуживания пожилых и инвалидов гарантируют положенное на уровне государства обеспечение услугами. Дополнительно они получают на руки 20 % собственной пенсии для личных нужд (доля, выдаваемая людям, являющимся участниками и инвалидами войны, составляет 25 %). Любая помощь и поддержка в домах-интернатах оказывается на безвозмездной основе. Кроме предоставления постоянного проживания, есть еще один вид помощи престарелым: временное нахождение их в указанных учреждениях.

Пансионаты оснащены собственным медицинским блоком, имеющим специализированные кабинеты врачей, аптечный пункт. В домах малой вместимости (до 50 койко-мест) медицинское обслуживание оказывается в ближайших медицинских организациях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *