Что такое отмывание денег. Объясняем простыми словами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое отмывание денег. Объясняем простыми словами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Для рассмотрения вопроса легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, необходимо коснуться истории возникновения данного явления и познакомится с теми определениями, которые даны законодателем в рассматриваемой области.

Отмывание денежных средств и иного имущества в Российской Федерации

История уголовной ответственности за придание фиктивной законности доходам, полученным от преступной деятельности, начинается еще в давние времена развития отечественного уголовного законодательства.

Впервые нормы об ответственности за легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, можно встретить еще в Псковской судной грамоте, ст. 47 которой различала законный и незаконный способ приобретения имущества.

в Судебнике 1497 г., в ст. 46 которого было указано, что в случае сомнения об источнике того или иного дохода должны были быть призваны свидетели, при которых была совершена та или иная покупка и только их показания принимались во внимание. В противном случае лицо, которое подозревалось в получении доходов преступным путем, должно было дать присягу.

Зарождение понятия «легализация» (отмывание) доходов, полученных преступным путем

В настоящей статье рассмотрены вопросы зарождения
и развития понятия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным
путем, как в США и Европе, так и в России, начиная
с XV и до XX века.

Традиционно считается, что понятие «легализация» (отмывание) доходов,
полученных преступным путем, возникло в США в 20-е годы XX века
и связывается с деятельностью известного чикагского гангстера
Альфонса Капоне. В 1920 году в США вступила в силу 18-я поправка
к Конституции США, принятая конгрессом еще в 1917 году,
ратифицированная 16 января 1919 г. и представлявшая собой:

«Раздел 1. Спустя один год после ратификации настоящей статьи сим будут
запрещены в Соединенных Штатах и на всех территориях,
подчиненных их юрисдикции, производство, продажа и перевозка
опьяняющих напитков с целью потребления оных; запрещены будут также ввоз
таких напитков в Соединенные Штаты и территории, подчиненные
их юрисдикции, равно как и вывоз таковых.

Раздел 2. Конгресс и отдельные штаты правомочны исполнять настоящую статью
путем принятия соответствующего законодательства.

Раздел 3. Настоящая статья не вступит в силу, если она
не будет ратифицирована в качестве поправки к Конституции
законодательными собраниями отдельных штатов — как это предусмотрено
в Конституции — в течение семи лет со дня представления
ее Конгрессом на одобрение штатов». Это был так называемый «сухой
закон».

Реализация данного закона вызвала негативное отношение со стороны среднего
класса, что повлекло за собой неизбежное возникновение
и распространение тайного производства алкогольных напитков,
их контрабанду. На черном рынке бойко шла торговля алкоголем
по баснословно высоким ценам. «В первые же годы действия акта
Войстеда, принятого в 1919 году в целях практического осуществления
18-й поправки к Конституции, широчайшее распространение в стране
получили нелегальное производство, контрабанда и транспортировка спиртных
напитков. Этим были заняты многочисленные подпольные организации бутлегеров,
прибыли которых исчислялись миллионами долларов. Результатом их операции
стал невиданный разгул коррупции, взяточничества и гангстеризма».

Получаемые сверхприбыли требовали введения данных незаконных доходов
в законный оборот, то есть «очищения» и «отмывания» данных
денежных средств.

Согласно распространенной версии, денежные средства,
полученные от бутлегерства, смешивались с выручкой (как правило,
металлической монетой) принадлежавшей Альфонсу Капоне сети прачечных
самообслуживания (landromat).

Таким образом осуществлялась легализация
(money-laundering) незаконно добытых денежных средств.

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике «Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте

Комментарии к ст. 174 УК РФ

1. В Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, определена как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК, ответственность по которым установлена указанными статьями. Легализация (отмывание) преступных доходов является преступлением международного характера, вопросы борьбы с которым отражены в целом ряде международных конвенций (например, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. и др.). Они ратифицированы Российской Федерацией и таким образом стали частью ее правовой системы.

———————————

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.

2. Предметом преступления являются денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте и иное движимое или недвижимое имущество, приобретенные преступным путем как в России, так и за ее пределами.

Дискуссионным остается вопрос о необходимости установления приговором суда факта преступного происхождения легализуемого имущества. Пленум Верховного Суда РФ в п. 21 Постановления от 18.11.2004 N 23 указал, что «при постановлении обвинительного приговора по статье 174 УК РФ или по статье 174.1 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления». Однако из этого разъяснения вовсе не следует необходимость предварительного осуждения лица за основное (предикатное) преступление для применения нормы о легализации (отмывании) преступных доходов. Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества может быть установлен и судом, рассматривающим уголовное дело об отмывании преступных доходов. Важно лишь, чтобы субъект, привлекаемый к ответственности за легализацию, осознавал преступное происхождение имущества, с которым он совершает финансовые операции и иные сделки.

3. Норма, содержащаяся в ст. 174, запрещает совершение любых финансовых операций и сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными преступным путем. Финансовые операции и другие сделки, о которых говорится в статье, это действия физических и юридических лиц, независимо от формы и способа их осуществления, с денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, ценными бумагами, валютными ценностями, иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ, по смыслу закона ответственность по ст. 174 или по ст. 174.1 УК наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенным преступным путем имуществом (п. 19 Постановления от 18.11.2004 N 23).

Надо иметь в виду, что легализация (отмывание) нередко имеет продолжаемый характер, поскольку для того, чтобы снять с доходов «пятно» их криминального происхождения, необходимо совершение целого ряда финансовых операций и иных сделок.

4. В ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст. 174.1 УК не определена минимальная стоимость легализируемого (отмываемого) имущества, достаточная для возникновения уголовной ответственности за совершение действий, указанных в названных статьях УК. При решении этого вопроса следует руководствоваться общими положениями, содержащимися в ч. 2 ст. 14 УК (см. коммент. к этой статье).

Если преступник, имея умысел на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, в крупном размере (ч. 2 ст. 174 и ч. 2 ст. 174.1 УК), успел совершить финансовые операции и иные сделки на меньшую сумму и вынужден был прекратить преступную деятельность по не зависящим от него обстоятельствам, содеянное должно быть признано покушением на легализацию (отмывание) в крупном размере.

5. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 174, может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, совершающее финансовую операцию или иную сделку с имуществом, приобретенным преступным путем, за исключением тех лиц, кто в качестве исполнителя или иного соучастника приобретал данное имущество путем совершения какого-либо первичного преступления и поэтому будет нести ответственность за легализацию (отмывание) по ст. 174.1 УК. Лица, не принимавшие непосредственного участия в совершении финансовых операций и иных сделок с легализуемым имуществом, а лишь оформлявшие либо регистрировавшие их, при доказанности их осведомленности о преступности данной операции несут ответственность как соучастники преступления. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что использование нотариусом своих служебных полномочий для удостоверения сделки, заведомо для него направленной на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, квалифицируется как пособничество по ч. 5 ст. 33 УК и соответственно по ст. 174 или ст. 174.1 УК и при наличии к тому оснований — по ст. 202 УК как злоупотребление полномочиями частным нотариусом (п. 24 Постановления от 18.11.2004 N 23).

6. Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, необходимо осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность осуществляются с денежными средствами или другим имуществом, приобретенными преступным путем, и желание совершить такие действия.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

7. Крупный размер легализации (ч. 2 ст. 174 и ч. 2 ст. 174.1 УК) определен в примечании к ст. 174 УК в сумме, превышающей 6 млн. руб. Данное квалифицирующее обстоятельство имеет место и в тех случаях, когда при наличии единого умысла на легализацию в крупном размере этот умысел осуществляется путем выполнения множества конкретных финансовых операций и иных сделок на меньшие суммы.

Особо квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. ч. 3 и 4 ст. 174, ч. 3 ст. 174.1 УК, относятся лишь к случаям легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества в крупном размере.

8. О понятии группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору (ч. 3 ст. 174 и ч. 3 ст. 174.1 УК), см. коммент. к ст. 35.

9. Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем (ч. 3 ст. 174 и ч. 3 ст. 174.1 УК), понимается должностное лицо государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, иной служащий, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).

10. О понятии и особенностях квалификации преступлений, совершенных организованной группой (ч. 4 ст. 174 и ч. 3 ст. 174.1 УК), см. коммент. к ст. 35.

11. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, отличается от преступления, предусмотренного ст. 175 УК, следующими основными обстоятельствами:

а) в отличие от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, субъектом легализации являются и лица, непосредственно преступным путем приобретшие соответствующее имущество (ст. 174.1 УК);

б) приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, квалифицируется по ст. 174, а не по ст. 175 УК, если умысел лица, участвующего в этой сделке, направлен на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенного преступным путем, внедрение их в легальный оборот (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23).

В среде специалистов все еще выдвигаются предложения о необходимости применения уголовных санкций, назначаемых за нарушение налогового законодательства, в отношении лиц, занимающихся деятельностью, связанной с приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)).

Однако в российском законодательстве уже установлен ряд мер, направленных на исключение возможности распоряжаться такими доходами. Так, в соответствии со ст. ст. 166, 168, 169 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов либо совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожны. При наличии умысла в доход Российской Федерации взыскиваются все доходы, полученные преступным путем. Требование о признании сделки ничтожной может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе сделать это по собственной инициативе.

Легализация преступных доходов УК РФ

Что такое легализация отмывания доходов, полученных преступным путем? Под этим термином подразумеваются любые действия, которые направлены на сокрытие незаконного происхождения денег или другого имущества, их местонахождения и перемещения для того, чтобы придать им вид вполне законных.

При этом стоит отметить, что обновленное издание 115-ФЗ предусматривает, что в легализации таких денежных средств нет каких-либо исключений в перечне преступлений, которые поспособствовали приобретению таких денег или имущества.

Специалисты утверждают, что в Российской Федерации каждый год легализуют приблизительно 250–300 млрд рублей, как правило, организованные преступные группы.

Процесс отмывания денег считается довольно сложным, в зависимости от способа такой легализации и использованных при этом инструментов, наказание может быть различным.

Так, если обналичивание было осуществлено при помощи подделки документации, в этом случае, согласно статье 199 УК РФ, преступнику грозить реальное лишение свободы на срок до 6 лет.

Если для совершения преступления использовалось подставное лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, преступнику предъявляют обвинение в незаконном предпринимательстве и обналичивании средств. Срок наказания составляет до 7 лет.

Если преступление совершается с привлечением финансовых организаций, они рискуют потерять право заниматься подобной финансовой деятельностью в дальнейшем (отзыв лицензии), руководителю такого учреждения грозит тюремный срок до 7 лет.

Если были незаконно использованы средства материнского капитала (подобные преступления совершаются не одним человеком, а группой лиц), все участники также рискуют собственной свободой. Срок заключения в этом случае составляет 3 года.

Также совершение подобного деяния карается и материальными санкциями — штрафами в размере от 50000 рублей.

Процесс отмывания денег контролировать довольно сложно, ведь при совершении данного преступления используют большое количество крупных финансовых учреждений, многие из которых находятся за пределами нашей страны.

Дело в том, что за рубежом в некоторых государствах принято соблюдать банковскую тайну, а значит, доказать факт незаконного обналичивания становится еще сложнее.

Почему новые правила США касаются держателей криптовалюты?

В разделе 13 излагаются правила регулирования биткоина и альткоинов, когда дело касается перемещения денег внутри страны и за ее пределами. Если говорить проще, S.1241 добавляет цифровую валюту к финансовым институтам и включает ее вместе с цифровыми биржами и обменниками в перечень финансовых инструментов. Это поднимает вопрос о том, что определяется под «цифровой валютой». Логика говорит, что правительство рассмотрит биткоин и другие криптовалюты как «цифровую валюту». Если это так, то от владельцев монет могут потенциально потребовать соответствия правилам отчетности. А они таковы (для США):

Регулируется это BSA, Законом о регистрации валютных и иностранных операций, финучреждения должны сотрудничать с правительством США в случаях подозрения на отмывание денег и мошенничество. Значит, что для любого движения «цифровой валюты» более 10 000 может потребоваться отчет.

Еще это означает, что каждый раз, когда вы переезжаете границу с большой суммой в криптовалюте, вам, возможно, придется сообщить об этом, идти через красный коридор и декларировать. Скрывать это в таком случае преступление.

В Америке уже отдано распоряжение усилить пограничный контроль и разработать инфраструктуру для обнаружения держателей.

Вопрос резонный: криптовалюту я не вожу с собой, это адреса на блокчейне. Как я могу перевозить их через границу? Даже сид на бумаге не является суммой моих монет!

Не знаю, насколько логика будет работать на таможне, но некоторые трейдеры удаляют с телефонов и ноутбуков кошельки и другие программы, связанные с криптовалютами, когда пересекают границы.

Примерный ответ уже есть: многие из сегодняшних финансовых инструментов работают таким образом. Если у вас есть доступ к онлайн-банку на телефоне или возможность снимать деньги с кредитных карт, и это превышает 10 000 долларов, то вы тоже перевозите цифровую доступную валюту через границу.

Также усиливается контроль за биржами и обменниками.

Комментарий к Ст. 174 Уголовного кодекса

1. Предмет преступления — денежные средства, ценные бумаги в российской и иностранной валюте, иное движимое и недвижимое имущество, приобретенное заведомо преступным путем, имущественные права.

Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.

Факт преступного приобретения денежных средств или иного имущества должен быть установлен. Сделать это возможно как во время, так и до судебного процесса, рассматривающего уголовное дело об отмывании преступных доходов (п. 4 — 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 32 «О судебной практике по делам легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»).

2. Финансовая операция как сделка отличается от иных сделок только тем, что она связана с обращением денег, ценных бумаг и платежных документов через банки или иные кредитные организации.

Другие сделки с денежными средствами или имуществом представляют собой совершение любых гражданско-правовых сделок (дарение, мена, купля-продажа и т.д.), а равно создание видимости таких сделок.

В ч. 1 ст. 174 УК не определена минимальная стоимость легализуемого имущества, поэтому для привлечения к уголовной ответственности достаточно совершить одну финансовую или другую сделку, не оцениваемую как малозначительное деяние (ч. 2 ст. 14 УК).

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью — придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуществом.

4. Субъектом преступления не может быть лицо, которое участвовало в совершении первичного (основного) преступления, поскольку его действия охватываются ст. 174.1 УК.

5. Под лицом, использующим свое служебное положение при легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем, понимается должностное лицо, служащий, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Понятие легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма

Наиболее распространенной версией происхождения термина «отмывание преступных доходов» (англ, moneylaundering) является приписывание его изобретение известному преступнику Аль Капоне, при котором денежные средства, полученные от незаконного производства и продажи спиртного, для придания им правомерного характера смешивались с наличным оборотом американских прачечных. Кстати, сам термин «отмывание» в переводе на английский звучит как laundry, тот же термин означает и прачечную.

Однако существует и иная точка зрения, согласно которой термин «отмывание денег» был впервые употреблен британской газетой TheGuardian в ходе освещения так называемого Уотергейтского скандала 1973г. в связи с незаконным финансированием избирательной кампании кандидата в президенты США Ричарда Никсона.

Легализация преступных капиталов — понятие, значение и особенности трактовки преступления в законодательстве РФ

Впервые в истории российского уголовного права состав легализации преступных капиталов появился в законе с момента вступления в силу Уголовного Кодекса 1996 года. Как и в большинстве европейских стран, в России появление в уголовном законе состава отмывания преступных капиталов отчасти было вызвано естественной эволюцией законодательства, а отчасти было навязано Российскому государству извне. Принятие мер по борьбе с отмыванием «грязных» денег содержалось, например, среди прочих рекомендаций Международного Валютного Фонда при выдаче российскому правительству очередных кредитов, от которых напрямую зависело выживание российской экономики середины 90-ых годов. Отсутствие действующих норм о противодействии легализации преступных капиталов делало и без того крайне неблагоприятный инвестиционный климат в стране еще более отпугивающим для иностранных инвестиций. Понятно, что ни одна из уважающих себя крупных корпораций не рискнет оказаться «в доле» в каком-либо производстве с представителями преступных группировок. Если прибавить к этому пропагандируемое многими зарубежными средствами массовой информации мнение о России, как о стране насквозь контролируемой мафиозными структурами и — управляемой абсолютно коррумпированным государственным аппаратом, то становиться понятным то нежелание, с которым западный инвестор рассматривал предложения об инвестициях в российскую экономику.

Кроме того, отсутствие реально работающих механизмов борьбы с легализацией приводило к неконтролируемому и неизбежному оттоку капиталов из страны. В первой главе настоящей работы приводились данные о масштабах вывоза капитала из нашей экономики. Поскольку в результате непродуманных действий по перераспределению собственности на средства производства после отказа государства от социалистической модели экономического развития большая доля прибыльных предприятий оказалась под контролем преступных структур либо лиц, понимавших незаконность своего владения поступившим в их распоряжение имуществом, стало естественным желание таких «собственников» не вкладывать вырученные прибыли в развитие своих производств, а спрятать их в банках за рубежом, естественно, одновременно «отмыв» эти деньги. Более того, даже те предприятия, которые умудрялись получать в условиях зарождающегося российского капитализма абсолютно легальные прибыли (речь идет, в первую очередь, о предпритиях, занимающихся экспортом сырьевых ресурсов), неохотно вкладывали свою выручку в российскую экономику. И это поведение было абсолютно понятным в имевшейся на тот момент обстановке крайней политической и экономической нестабильности. В результате «в 1996 году отток капитала из России по объему в десять раз превысил прямые инвестиции в национальную экономику»83. Негативные последствия такой ситуации очевидны. Внутренние резервы развития экономики исчерпываются, а внешние инвестиции не поступают.

Конечно же, не стоит считать, что отсутствие или наличие в законодательстве норм о противодействии отмыванию является решающим фактором, влияющим на динамику вывоза капиталов из страны. Понятно, что в основании этого явления лежит целый комплекс макроэкономических и политических причин. Однако, исключая из своего уголовного законодательства меры по борьбе с легализацией, государство лишает себя одного из наиболее эффективных правовых инструментариев для предотвращения4 подобных нежелательных для экономики явлений.

С другой стороны, отсутствие норм о борьбе с отмыванием приводило к тому, что большое количество преступного капитала стало ввозиться в Россию для отмывания. По мнению американских экспертов: «имеются данные о том, что российские банки «отмывают» наркоденьги для организованных преступных групп, находящихся за пределами России (Кали картель, сицилийская мафия). По их сведениям, в 1995 году в -8% преступлений, совершенных на территории России в сфере экономики, входил международный компонент» . В результате Россия была признана в качестве одного из государств, в которые преступные капиталы выводятся для отмывания, и включена в так называемый «черный список» FATF, как страна, «не сотрудничающая» с мировым сообществом в области борьбы с отмыванием «грязных» денег.

Вероятно, именно то обстоятельство, что самое большое в мире государство стало притягивать к себе «грязные» деньги, и послужило толчком, стимулирующим Россию к принятию норм о борьбе с легализацией. Заметим, что нам неизвестно ни одного дела по отмыванию «грязных» денег, вывезенных из России, какими бы огромными ни были эти суммы. Видимо, несмотря на то, что российская экономика, по мнению иностранных СМИ, во многом подконтрольна мафиозным структурам, переводимые в иностранные банки миллиарды российских долларов не считаются, с точки зрения иностранных банковских служащих, «подозрительными» вкладами, и в отношении этих средств не проводятся специальные расследования, как это положено в соответствии с приведенными в предыдущих параграфах законами.. Л если и проводятся, то заканчиваются ничем, как дело с « Bank of New-York », когда несколько миллиардов поступивших из России долларов были признаны чистым капиталом, несмотря на первоначальные заявления американских правоохранительных органов, что это деньга «русской мафии».

Состав и ответственность

Как и любой вопрос, касающийся финансов, вопрос легализации денежных средств, полученных преступным путём, невероятно сложен и запутан. К рассматриваемой теме непосредственное отношение имеют положения статей 174 и 174.1 Уголовного кодекса РФ, которые устанавливают уголовное наказание за два одинаковых состава преступления, но с различными субъектами.

Но за скобки следует вынести и положения ст. 15.27 КоАП РФ, которая, в свою очередь, устанавливает административную ответственность для должностных и юридических лиц, не оказавших противодействия «отмыванию» незаконных доходов третьих лиц, полученных преступным путём. Отсутствие противодействия может проявляться как в форме конкретных действий, так и в форме абсолютного бездействия.

Санкционная составляющая не отличается видовым разнообразием и носит лишь вид административного штрафа — минимально 10000 рублей, максимально — 50000 рублей.

Легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174 и ст. 1741 УК)

Обобщенно говоря, под легализацией денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, следует понимать различные действия (финансовые операции, другие сделки), осуществляемые с целью скрыть наличие и (или) происхождение имущества, полученного таким способом, с тем, чтобы затем извлекать из него доходы.

В Федеральном Законе сама легализация (отмывание) определена (ст.

3) как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 1991, 199-2 Уголовного кодекса РФ. Доходы, полученные преступным путем, разъяснялись как денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Предметом преступления в той и другой статье названы денежные средства и иное имущество, приобретенные преступным путем.

Денежные средства и иное имущество как предметы легализации (отмывания) могли быть приобретены в России или за рубежом, но способ их приобретения, согласно действующей редакции ст.174 и 1741 УК, обязательно должен быть преступным.

Источником их приобретения может быть совершение таких преступлений как хищение чужого имущества, контрабанда, вымогательство, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, оружия, ядерных материалов или радиоактивных веществ, незаконные предпринимательство и банковская деятельность, организация занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов, торговля людьми, организация незаконной миграции, получение взятки и другие.

Одним из наиболее проблемных вопросов, возникающих при применении уголовного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов, является вопрос о необходимости судебного установленного факта преступного происхождения легализуемого имущества. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 18 ноября 2004 г. «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» сформулировано следующие положение (п. 21): «При постановлении обвинительного приговора по статье 174 УК РФ или по статье 1741 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем, либо в результате совершения преступления».

Объективная сторона легализации (отмывание) преступных доходов описана как совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенным преступным путем (ст. 174 УК), а в ст. 1741 УК дополнительно к этим действиям указывается еще использование данных средств и имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Пленум разъяснил понятие финансовых операций что « под финансовыми операциями и другими сделками, указанными в статьях 174 и 1741 УК РФ, следует понимать действия с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом (независимо от формы и способов их осуществления, например, договор займа или кредита, банковский вклад, обращение с деньгами и управление ими в задействованном хозяйственном проекте), направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав или обязанностей. К сделкам с имуществом или денежными средствами может относиться, например, дарение или наследование».

Пленум подчеркнул, что «по смыслу закона ответственность по статье 174 УК РФ или по статье 1741 УК РФ наступает и в тех случаях, когда виновным лицом совершена лишь одна финансовая операция или одна сделка с приобретенными преступным путем денежными средствами или имуществом» (п. 19).

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, необходимо установить и доказать осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность (ст. 1741 УК) осуществляются с денежными средствами или другими имуществом, приобретенными преступным путем, и желание совершить такие действия.

В действующей редакции ст.

174 УК совершенно определенно сказано, что для состава легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, необходимо, чтобы финансовые операции и другие сделки с этим имуществом совершались «в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом». Уже одно это обстоятельство позволяет утверждать, что данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Субъект преступления специальный, им может быть не любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а только тот, кто не участвовал в совершении первичного (предикатного) преступления, в результате которого было приобретено имущество, подлежащее легализации (отмыванию).

Субъектом-исполнителем деяния, предусмотренного ст. 1741 УК, может быть только то лицо (с 16 лет, гражданин России, иностранец или лицо без гражданства), которое в качестве исполнителя или иного соучастника принимало участие в совершении первичного (исходного) преступления, принесшего ему (им) доходы, подлежащие легализации (отмыванию).

Обе статьи (174 и 1741) предусматривают единую систему квалифицирующих признаков.

В ч. 2 ст. 174 и ч. 2 ст. 1741УК установлена ответственность за совершение соответствующих деяний в крупном размере, каковыми являются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом на сумму, превышающую один миллион рублей.

Квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 3 ст. 174 и ч. 3 ст. 1741УК (группой лиц по предварительному сговору; лицом с использованием служебного положения) и ч. 4 ст. 174, ч. 4 ст. 1741УК (организованной группой), относятся только к случаям совершения легализации (отмывания) преступных доходов в крупном размере.

Участниками группы, действующей по предварительному сговору, применительно к данным преступлениям, будут все лица, которые так или иначе непосредственно участвовали в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, либо использовали эти средства для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности (ст. 1741УК ).

Под лицами, использующими свое служебное положение (п. «б» ч. 3 ст. 174 и п. «б» ч. 3 ст. 1741 УК), следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Особо квалифицированными видами легализации преступно полученных доходов в крупном размере является совершение этих действий организованной группой.

Отмывание денег через банковские карты

На сегодняшний день – это одна из самых распространенных схем деятельности теневой экономики в осуществлении процедур отмывания денег. Дело в том, что любое ИП обладает правом взять в банке любое количество денежных средств с помощью кредитных или дебетовых карт и расходовать их практически на любые нужды. В этих целях можно использовать банковские карты, электронные валютные кошельки, передавать в дар третьим лицам денежные средства.Особенно много злоупотреблений в операциях, совершаемых с наличностью. Конечно, ИП обязано сдавать в банк выручку, превышающую установленный законом и договором лимит. Но – если этого не сделать, ответственность предпринимателя будет минимальной: небольшой штраф в несколько тысяч рублей, и то, выписанный лишь в том случае, если нарушение будет выявлено в ходе налоговой проверки. Поскольку ИФНС проверяют ИП не так часто, организаторы преступных схем охотно пользуются этой лазейкой.

Важно!До недавнего времени распространенным способом отмывания грязных доходов были операции по банковским картам, в том числе – личным.

Но Закон о финансовом терроризме сделал такую схему подозрительной и опасной, наделив банки полномочиями отказать в выплатах при возникновении у них подозрений, а также – начать расследование по движению финансовых переводов. Ограничения по личным картам в 15 тысяч рублей на одну операцию также лишили схему своей жизнеспособности.

Что такое отмывание доходов

УК РФ Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

(в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Способы отмывания нелегального дохода

Одним из самых распространенных приёмов для отмывания грязных денег является контрабанда валют. Для того, чтобы воплотить такой прием в жизнь, необходима перевозка денежных средств, которую осуществляют с помощью различных хранилищ, которые оборудуют в транспортных средствах, чемоданах, а также различных предметов, которые могут поместить в себе крупные суммы денег так, чтобы они были незаметны.

Далее незаконно перевезенные деньги вносят на счета в иностранном банке, в результате чего деньги отмываются. Как правило, счета в банке открывают перед тем, как легализировать средства путём их контрабанды.

Ещё одним, не менее популярным приёмом является так называемое структурирование. Способ очень популярный, так как работает практически при любых обстоятельствах. Его суть заключается в том, отмывание денег происходит за счёт деления крупных сумм на несколько более мелких, проведение различных банковских операций с которыми не вызывают подозрения.

Нужно сказать, что структурирование может происходить с использованием не только различных банковских учреждений, но и ломбардов, КПК, почтовых отделений и других организаций. После этого отмытые деньги переводятся на банковский счет в иностранном банке, что уже является полностью законной операцией. Существуют наглядные примеры использования такого способа, что делает его ещё более доступным и удобным.

Современные технологии позволили использовать альтернативные банковские системы. Например, деньги отмывают при помощи операций в «золотом треугольнике». Такая операция очень сложна, и для её совершения необходимо содействие множества доверенных лиц, которые имеют опыт в процедуре отмывания денег. Особенностью данного способа является то, что данный бизнес осуществляется из поколения в поколение и является очень старым способом отмывания средств.

Такой способ очень надежный, особенно если учесть то, что каждое доверенное лицо находится под наблюдением, и если он произведет какую-либо операцию, нарушающую установленный порядок, его жестоко наказывают. Этот способ позволяет вообще не использовать официальную банковскую систему и работает за счет существования подпольных банков, что очень удобно, так как такие банки также работают нелегально, а потому не оставляют за собой каких-либо документальных зацепок.

Развитие интернета позволило использовать для отмывания денег различные электронные расчетные системы. Однако такие средства в обязательном порядке должны быть связаны с реально существующим товаром, а потому такой прием может применяться с различными ценными бумагами, акциями, за счёт проведения различных фиктивных сделок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *