Статья 177 УПК РФ. Порядок производства осмотра

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 177 УПК РФ. Порядок производства осмотра». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


До возбуждения уголовного дела осмотр места происшествия должен проводиться при наличии сообщения о преступлении, в жилище являющимся местом происшествия и при необходимости неотложности исследования жилища.

Лекция 11. Следственные действия

  1. Исключена.
  2. Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
  3. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.
  4. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра.
  5. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.
  6. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.
  1. Для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы, может быть произведено освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний. В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может быть произведено до возбуждения уголовного дела.
  2. О производстве освидетельствования следователь выносит постановление, которое является обязательным для освидетельствуемого лица.
  3. Освидетельствование производится следователем. При необходимости следователь привлекает к участию в производстве освидетельствования врача или другого специалиста.
  4. При освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица. В этом случае освидетельствование производится врачом.
  5. Фотографирование, видеозапись и киносъемка в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, проводятся с согласия освидетельствуемого лица.
  1. Протоколы осмотра и освидетельствования составляются с соблюдением требований настоящей статьи, статей 166 и 167 настоящего Кодекса.
  2. В протоколах описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре и (или) освидетельствовании в той последовательности, в какой производились осмотр и освидетельствование, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра и освидетельствования. В протоколах перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре и (или) освидетельствовании.
  3. В протоколах также должно быть указано, в какое время, при какой погоде и каком освещении производились осмотр или освидетельствование, какие технические средства были применены и какие получены результаты, какие предметы изъяты и опечатаны и какой печатью, куда направлены после осмотра труп или предметы, имеющие значение для уголовного дела.

В целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, следователь вправе произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов. Производство следственного эксперимента допускается, если не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц.

1. Основанием осмотра являются сведения о том, что в результате обозрения доступного для следователя объекта можно получить имеющую значение для дела информацию. Доступность объекта сводит принуждение при осмотре к минимуму (оцепление, запрет дорожного движения в месте осмотра). Это позволяет проводить осмотр на основе любых данных, даже когда источник осведомленности неизвестен. Поэтому для производства осмотра не требуется вынесения постановления. Исключение составляет принудительный осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц (см. ком. к ч. 5 ст. 177).

2. Осмотр следует отличать от сходного с ним следственного действия — обыска. Об этом см. ком. к ст. 182.

3. Часть вторая ком. статьи указывает на особенности осмотра места происшествия. Местом происшествия считается то место, где произошло интересующее следствие событие, например, оставлены какие-либо следы преступления. В этом значении (по объекту осмотра) местом происшествия может быть любая местность, жилище, иное помещение, что на практике может вызывать вопросы: например, если жилище является местом происшествия, а проживающие в нем лица возражают против осмотра, то можно ли осмотр жилища произвести до возбуждения дела как осмотр места происшествия? Представляется, что осмотр места происшествия как разновидность этого следственного действия выделяется не только и не столько по объекту осмотра, сколько по другому критерию — его неотложности. Главное для осмотра места происшествия — наличие неотложной ситуации, угрозы утраты следов преступления и т.д. (о понятии неотложной ситуации см. ком. к ст. 157, ч. 5 ст. 165). В судебном следствии также может быть проведен осмотр местности и помещения (ст. 287 УПК), которые вполне могут являться и местом совершения преступления, местом обнаружения следов и которые во время предварительного расследования могли осматриваться как место происшествия. Один и тот же объект (например, квартира убитого) во время предварительного расследования может являться местом происшествия, а во время судебного следствия перестает считаться таковым и рассматривается просто как помещение. Таким образом, в судебном следствии никогда не может быть осмотра места происшествия, потому что всегда отсутствует неотложная ситуация. К тому же место происшествия должно быть доступно (общее правило). Поэтому осмотр места происшествия не сопряжен с процессуальным принуждением.

Таким образом, осмотр места происшествия определяется необходимостью неотложного исследования доступного объекта. Из этого вытекают важные практические следствия:

1) до возбуждения уголовного дела можно проводить только осмотр места происшествия (места, где имеются следы преступления). В том числе под осмотр места происшествия подпадает осмотр местности, помещений и жилища, предметов и документов, животных, в некоторых случаях — трупа;

2) осмотр местности, жилища и иных помещений не является осмотром места происшествия, и его нельзя проводить до возбуждения дела, если с его помощью устанавливаются не следы преступления, а иные подлежащие доказыванию обстоятельства. Например, осмотр места жительства несовершеннолетнего обвиняемого для выяснения его условий жизни и воспитания; осмотр места, описанного обвиняемым, где он якобы находился в момент совершения преступления, для проверки его алиби;

3) повторного осмотра места происшествия быть не должно. После первого осмотра обычно утрачивается неотложность ситуации, поэтому последующие осмотры являются уже осмотром местности, помещения (а не осмотром места происшествия);

4) жилище, иное помещение, охраняемый участок местности, которые по объекту являются местом происшествия (в них находятся следы преступления), при возражении или сопротивлении заинтересованных лиц не могут быть осмотрены до возбуждения дела, так как осмотр места происшествия непринудителен. При возражениях проживающих лиц осмотр жилища проводится по правилам ч. 5 ст. 177 УПК. Данная правовая позиция отражена в Определении КС РФ от 16.12.2010 N 1658-О-О по жалобе гражданина Р.В. Ядрищенского. При сопротивлении владельцев иного помещения или участка местности (железные двери, охрана, мощное ограждение) может быть проведен принудительный обыск (а затем при необходимости фиксации внешней обстановки — осмотр). Чтобы обосновать применение процессуального принуждения, надо хотя бы располагать достаточными данными о наличии признаков преступления, которые и составляют основание для возбуждения дела (ч. 2 ст. 140 УПК).

1. Осмотр как следственное действие состоит в непосредственном наблюдении и обследовании связанных с расследуемым преступлением материальных объектов. В ходе этого действия следователь выявляет (обнаруживает), воспринимает, исследует (насколько это возможно на данном этапе) и фиксирует сведения о фактических данных, имеющих значение для дела.

2. Различают следующие виды осмотра: а) осмотр места происшествия; б) осмотр местности и помещения вне места происшествия; в) наружный осмотр трупа; г) осмотр предметов (в том числе следов); д) осмотр документов; е) осмотр животных.

3. Задачами осмотра являются: а) обнаружение следов преступления; б) обнаружение других объектов, которые могут быть приобщены к делу в качестве вещественных доказательств; в) выяснение обстановки происшествия; г) выявление иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Производство осмотра охватывает также: отражение (фиксирование) в протоколе всех действий следователя и всего обнаруженного в той последовательности и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра; описание и перечисление всего изъятого при осмотре; принятие мер к сохранению изъятых в процессе осмотра предметов и документов.

4. Своевременное и качественное проведение осмотра дает возможность выявить следы и предметы, указывающие на личность преступника, а иногда и на мотивы его действий, позволяет уяснить обстановку и событие преступления, характер и механизм содеянного. Данные осмотра способствуют построению версий и разработке средств их проверки.

5. В принципе осмотр может проводиться неоднократно. Однако ошибки, допущенные при первом осмотре (места происшествия, объектов, подверженных изменению), часто оказываются непоправимыми, а пробелы невосполнимыми.

6. Осмотр при производстве по делам о многих преступлениях относится к числу неотложных следственных действий. Не случайно проведение осмотра места происшествия разрешается даже до возбуждения уголовного дела (ч. 2 комментируемой статьи).

7. Осмотр может быть проведен как самостоятельное следственное действие либо быть составной частью другого следственного действия (например, осмотр предмета или документа во время обыска или выемки; осмотр предмета, документа или трупа во время осмотра места происшествия).

8. Осмотр документов и предметов при предварительном расследовании производит следователь, дознаватель или прокурор. В необходимых случаях для участия в осмотре приглашается специалист.

9. При наличии фактических данных, указывающих на необходимость проведения осмотра, следователь принимает решение о его проведении, нигде его, как правило, специально не фиксируя.

Из этого общего правила, однако, имеются исключения. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 29, п. 5 ч. 2 ст. 37 и ст. 165 УПК следователь (дознаватель) могут проводить осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц по решению суда, вынесенного на основании постановления о возбуждении ходатайства об этом, согласованного с прокурором (см. также приложения 82 — 84 к ст. 476). Аналогичный порядок соблюдается при проведении осмотра корреспонденции (см. п. 8 ч. 2 ст. 29, а также приложение 87 к ст. 476).

Признавая правомерным возбуждение следователем с согласия прокурора ходатайства о получении разрешения судьи на осмотр жилища, вышестоящие суды вместе с тем считают неправомочным постановление судьи, удовлетворившего подобное ходатайство неправомочного лица (БВС РФ. 2006. N 1. С. 31 — 32).

10. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, он может быть произведен на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала следственного действия уведомляет в установленном порядке судью и прокурора о производстве осмотра (см. ч. 5 ст. 165, а также приложение 85 к ст. 476).

11. Если судья признает произведенный осмотр жилища незаконным, доказательства, полученные при осмотре, признаются недопустимыми (ст. 75, 165).

12. Осмотр, проводимый экспертом, не является самостоятельным следственным действием, это — лишь составная часть экспертного исследования.

13. В ходе осмотра следователь нередко получает фактические данные, которые невозможно получить из других источников. Поэтому желательно, чтобы по делам, по которым предварительное следствие обязательно, осмотр проводил сам следователь.

14. Проведение осмотра нередко позволяет получить исходные данные для проведения других следственных действий (осмотра предметов и документов, производства экспертизы, предъявления предметов для опознания, проведения допросов и т.п.).

15. Данные осмотра в ряде случаев обусловливают принятие мер по предупреждению преступлений, даче поручения органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

16. Прокурор и начальник следственного отдела вправе дать в письменном виде обязательное для следователя указание о проведении осмотра. Несогласие следователя с полученным указанием не приостанавливает его исполнения.

17. Непроведение осмотра места происшествия может повлечь существенную неполноту расследования (Сб. по вопросам уголовного процесса. С. 176).

Порядок осмотра жилища граждан в ходе уголовного судопроизводства регламентирован ч. 5 ст. 1 77 Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Указанной нормой закреплена правовая гарантия того, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Жилище может быть местом происшествия, в результате чего в нем остаются различные следы, подлежащие фиксации и изъятию. В связи с процессуальной важностью подобных осмотров необходимо обратить внимание на имеющиеся исключения из общего правила, регламентированные уголовно-процессуальным законом.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия, в том числе и жилища, может быть произведен до возбуждения уголовного дела. На основании ч. 5 ст. 165 УПК РФ, в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, данный осмотр может быть проведен на основании постановления следователя без получения судебного решения и согласия проживающих в нем лиц. В этом случае дознаватель или следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия должен уведомить судью и прокурора о его проведении.

Перед проведением следственного действия следователь выясняет мнение о возможности проведения осмотра жилища у всех проживающих в нем лиц.

Под лицами, проживающими в жилище, подразумеваются совершеннолетние лица, постоянно или временно проживающие в подлежащем осмотру жилом помещении или владеющие им на праве частной собственности, независимо от факта их регистрации в этом жилище. В ситуации, когда жилище сдано в аренду, нет необходимости получать согласие на осмотр от собственника, достаточно истребовать согласие арендатора. Если в жилище проживают недееспособные граждане или несовершеннолетние, на проведение осмотра требуется согласие их законных представителей. Согласие не испрашивается у несовершеннолетнего ребенка, няни, домработницы или соседа и т.п.

Чаще всего признают следственные действия недействительными при освидетельствовании. В спешке следователи достаточно часто забывают о конституционных правах граждан и допускают ряд ошибок. Самым банальным случаем является освидетельствование человека следователем противоположного пола. Подобное действие нарушает право на честь и достоинство граждан. И такой осмотр без особых усилий адвоката любой судья признает незаконным.

Вторым по частоте нарушением выступает разъяснение прав участникам осмотра. Перед тем как начать мероприятие, следователь обязан разъяснить участникам процедуры их права, если он этого не сделает, а сразу начнет осмотр, то доводить до конца его уже в принципе нет смысла, так как порядок процедуры нарушен изначально.

Как и любая процессуальная процедура, осмотр может быть оспорен в судебном порядке и признан недействительным. Все улики, указывающие на вину подозреваемого человека, или реабилитирующие его, будут признаны недопустимыми доказательствами.

Итак, поводом для оспаривания процедуры могут стать:

  • изъятие объектов с нарушением порядка, утвержденного УПК РФ;
  • неправильное процессуальное оформление протокола;
  • отсутствие понятых, помимо исключительных случаев;
  • отсутствие протокола;
  • отсутствие постановления на проведение следственного мероприятия.

Наличие хотя бы одного указанного основания влечет за собой неблагоприятные последствия как для следователя, проводящего осмотр, так и для следствия в целом.

В процессе осмотра должны быть полностью соблюдены права владельцев объектов и проживающих в месте осмотра граждан. Следователь должен проводить исследование бережно, чтобы не повредить частную собственность, а также не изымать вещи, не имеющие значения для следствия. Производить действия, порочащие честь и достоинство владельцев объекта, также категорически запрещено. Обыск могут проводить только в период с 7 утра до 21 вечера, в ночное время обыск не проводят. Исключениям являются случаи, описанные в статье 170.

Другой комментарий к статье 177 УПК РФ

1. Осмотр места происшествия производится, как правило, немедленно по получении информации о происшествии. Закон допускает его проведение в ночное время в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164). Однако лучше его производить днем, когда налицо более благоприятные условия для восприятия.

2. Следователь — руководитель и основной исполнитель всех производимых в процессе осмотра действий; он ответствен за полное и объективное проведение осмотра, за точное выполнение предписаний закона. Во время производства осмотра он вправе давать органам дознания обязательные для исполнения поручения.

3. Прокурор может производить осмотр по любому делу. Обычно он ограничивается участием в осмотре, не заменяя и не подменяя следователя. Участвуя в осмотре, прокурор дает лицу, производящему осмотр, рекомендации, а при необходимости — обращает внимание на недостатки и упущения.

4. Следователи практикуют проведение осмотров мест происшествия при участии оперативных работников, других сотрудников милиции. Прибыв на место происшествия раньше следователя, последние принимают меры к охране места происшествия, не нарушая обстановки и расположения предметов. Не ожидая прибытия следователя, работники милиции принимают меры к оказанию помощи пострадавшим, преследованию преступников по горячим следам, выяснению личности потерпевшего, установлению очевидцев преступления и т.п.

5. Подбор понятых для участия в осмотре осуществляется на общих основаниях (см. коммент. к ст. 60). Исключение составляет осмотр почтово-телеграфной корреспонденции, при проведении которого понятые подбираются из числа работников почтово-телеграфного учреждения (ч. 5 ст. 185 УПК). Проведение осмотра без участия понятых допускается, если его производство связано с опасностью для жизни и здоровья людей, а также в некоторых других случаях с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК. При этом важно иметь в виду, что отсутствие в протоколе данных о разъяснении понятым их прав лишает протокол доказательственного значения (БВС РФ. 1998. N 2. С. 11).

6. В качестве специалистов, участвующих в осмотре, могут быть представители различных отраслей знания: криминалист, химик, биолог, врач, инженер-строитель, искусствовед, инженер по эксплуатации автотранспорта и т.п. О случаях обязательного участия специалиста в осмотре см. коммент. к ст. 178.

Специалист оказывает помощь следователю в обнаружении следов преступления, установлении механизма их образования, в розыске, изъятии и сохранении предметов и документов, имеющих значение для дела, и т.п.

7. Вопрос об участии в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля решается в зависимости от того, может ли участие этих лиц способствовать успешному отысканию следов преступления, предметов или документов, а также более точному установлению обстановки на месте происшествия и т.п. Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший вправе ходатайствовать о допуске к участию в осмотре.

8. Защитник вправе участвовать в осмотре, проводимом с участием подозреваемого или обвиняемого, а также по ходатайству обвиняемого (подозреваемого) или его защитника (п. 5 ч. 1 ст. 53).

9. Ориентируясь в принципе на осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов на месте производства следственного действия, законодатель в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрел исключения из правила (если осмотр на месте затруднен).

К основаниям, по которым осмотр предметов и документов производится не по месту их обнаружения и изъятия, а по месту производства следствия, относится, в частности, необходимость использования при осмотре особых инструментов, материалов и создания соответствующих технических условий, а также если для их осмотра требуется продолжительное время.

10. При необходимости проведения осмотра жилища следует четко соблюдать требования ст. 25 Конституции и ч. 5 комментируемой статьи (см. коммент. к ст. 176).

11. Об исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, в силу чего он может быть произведен без получения судебного решения, а также последующих действиях следователя см. коммент. к ст. 164, 165, 182.

12. Важно определить последовательность производимого осмотра, в особенности — места происшествия. Обычно принято выделять статическую и динамическую стадии осмотра.

Статическая (обзорная) стадия состоит в выяснении всей картины места происшествия в целом, установлении расположения отдельных предметов, выявлении следов, с тем чтобы на основе такого ознакомления попытаться уяснить природу и характер происшедшего. В этой стадии все обнаруженное остается на месте в неизменном виде. Обычно на этом этапе фотографируется общий вид места происшествия.

В динамической стадии следователь детально исследует каждый предмет и следы, предъявляет предметы специалистам и понятым. Предметы тщательно осматриваются. Тогда же делаются фотоснимки отдельных деталей, участков, объектов. Последовательность детального осмотра объектов следователь устанавливает в зависимости от характера места происшествия.

13. Обязательно подлежат упаковке и опечатываются изъятые в процессе осмотра предметы, которые направляются на экспертизу.

14. Данные осмотра места происшествия имеют доказательственное значение, если он произведен с соблюдением требований УПК (БВС РФ. 1992. N 12. С. 10; 1998. N 1. С. 11 — 13, N 4. С. 12).

15. См. приложения 82 — 85 к ст. 476.

Статья 180 УПК РФ. Протоколы осмотра и освидетельствования

  1. Протоколы осмотра и освидетельствования составляются с соблюдением требований настоящей статьи, статей 166 и 167 настоящего Кодекса.
  2. В протоколах описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре и (или) освидетельствовании в той последовательности, в какой производились осмотр и освидетельствование, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра и освидетельствования. В протоколах перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре и (или) освидетельствовании.
  3. В протоколах также должно быть указано, в какое время, при какой погоде и каком освещении производились осмотр или освидетельствование, какие технические средства были применены и какие получены результаты, какие предметы изъяты и опечатаны и какой печатью, куда направлены после осмотра труп или предметы, имеющие значение для уголовного дела.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОСМОТРА В СЛУЧАЕ, НЕ ТЕРПЯЩЕМ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА

К следственным действиям которые чаще всего производятся до возбуждения уголовного дела относится осмотр места происшествия В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Разрешение суда на производство этого следственного действия не требуется, но если местом происшествия является жилище, то осмотр в этом случае является одновременно и осмотром жилища, а потому в этом случае для производства осмотра требуется либо согласие совершеннолетних лиц, проживающих в нем, либо судебное решение.

Как правило, проживающие в жилище лица дают свое согласие на проведение осмотра жилища в котором совершено преступление. Если же эти лица не дают своего согласия на осмотр, то провести его следователь может только получив разрешение суда и только после возбуждения уголовного дела.

На практике возникают ситуации, когда необходимо незамедлительно осмотреть место происшествия, а обращение в суд за разрешением на производство осмотра может существенно затруднить расследование. В этом случае следователь (дознаватель) руководствуется ч. 5 ст. 165 УПК РФ. В этом случае он не получает согласие руководителя следственного органа (прокурора), а выносит постановление о производстве осмотра жилища в случаях, не терпящих отлагательства. Это постановление предъявляется следователем (дознавателем) владельцу или иному лицу, проживающему в данном жилище, под роспись.

После производства осмотра следователь (дознаватель) в течение 24 часов уведомляет суд и прокурора о производстве такого осмотра.

ОБЫСК И ЛИЧНЫЙ ОБЫСК В СЛУЧАЕ, НЕ ТЕРПЯЩЕМ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, следователь может произвести обыск в жилище, личный обыск без получения разрешения суда.

В соответствии с ч.2 ст.184 УПК РФ обыск в отношении лица, находящегося в обыскиваемом помещении следователь может произвести при наличии достаточных оснований полагать, что лицо скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Производя обыск в помещении, следователь (дознаватель) может вынести постановление о производстве обыска лица, не имеющего процессуального статуса в уголовном деле, или, например, свидетеля без получения разрешение суда. Если следователь не получил разрешение на обыск и личный обыск произведен в ходе обыска служебного помещения (а не жилища), то он должен уведомить суд о производстве личного обыска в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 165 УПК РФ, хотя из анализа ст.ст. 182, 184, 165 УПК РФ такой обязанности у следователя нет.

Другой комментарий к статье 177 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Апробированный многолетней следственной практикой и детально регламентированный комментируемой статьей порядок производства следственного осмотра призван обеспечить достоверность протокольного описания наблюдаемого и обнаруженного, исключить подделку документа и споры по этому поводу в дальнейшем, а также подмену вещественных доказательств и не нарушить без действительной необходимости права и интересы лиц, оказавшихся участниками правоотношений, возникающих в связи с данным следственным действием. Тактике следственного осмотра отводится значительное и заслуженное место в науке криминалистике.
2. Если протокол следственного осмотра вызывает сомнения в своей точности и достоверности, а разрешить эти сомнения путем допроса участвовавших в производстве следственного действия лиц не представляется возможным, потому что ни понятые, ни другие лица к осмотру не привлекались, такой документ обречен на признание его недопустимым доказательством. А по делам о дорожно-транспортных происшествиях указанные недостатки протокола следственного осмотра влекут за собой еще и сомнения в достоверности выводов автотехнической экспертизы, для производства которой результаты осмотра дорожно-транспортного происшествия и транспортных средств, участвовавших в происшествии, имеют важнейшее исходное значение (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 2. С. 25, 26).

3. Осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц (часть пятая комментируемой статьи) имеет аналог в виде негласного оперативно-розыскного мероприятия под названием «обследование помещений» (пункт 8 части первой статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Это мероприятие может проводиться как при наличии уголовного дела, так и до его возбуждения тоже только на основании судебного решения, только по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также о лицах, причастных к такому преступлению (пример из практики, отражающий позицию Верховного Суда РФ, см.: Постановление Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 11 мая 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1. С. 31, 32).

Для того, чтобы подтвердить правомерность действий следователя при осмотре места происшествия, приглашают понятых. Решение о привлечении понятых должен принимать следователь, он же выбирает людей для этой «должности». Как правило, выбирают двух граждан. В большинстве случаев это соседи или люди, обнаружившие следы преступления. Имена понятых фиксируются в протоколе, также записываются их личные данные.

Понятыми могут быть исключительно вменяемые совершеннолетние граждане, которые сами не привлекались к уголовной ответственности и не фигурируют в уголовных производствах.

После прибытия на место преступления понятых, следователь обязан осуществить такие процессуальные действия:

  • назвать время, место проведения и причину осмотра;
  • назвать цель;
  • провести разъяснения понятым их прав и обязанностей;
  • назвать свои личные данные, включая должность и структурное подразделение;
  • если у понятых имеются вопросы, следователь должен отвечать на них, и уточнять, если что-то не понятно;
  • после того, как протокол осмотра составлен, следовать должен дать его для ознакомления понятым.

ОБЫСК И ЛИЧНЫЙ ОБЫСК В СЛУЧАЕ, НЕ ТЕРПЯЩЕМ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, следователь может произвести обыск в жилище, личный обыск без получения разрешения суда.

В соответствии с ч.2 ст.184 УПК РФ обыск в отношении лица, находящегося в обыскиваемом помещении следователь может произвести при наличии достаточных оснований полагать, что лицо скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Производя обыск в помещении, следователь (дознаватель) может вынести постановление о производстве обыска лица, не имеющего процессуального статуса в уголовном деле, или, например, свидетеля без получения разрешение суда. Если следователь не получил разрешение на обыск и личный обыск произведен в ходе обыска служебного помещения (а не жилища), то он должен уведомить суд о производстве личного обыска в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 165 УПК РФ, хотя из анализа ст.ст. 182, 184, 165 УПК РФ такой обязанности у следователя нет.

Порядок осмотра жилища граждан в ходе уголовного судопроизводства регламентирован ч. 5 ст. 1 77 Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Указанной нормой закреплена правовая гарантия того, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Жилище может быть местом происшествия, в результате чего в нем остаются различные следы, подлежащие фиксации и изъятию. В связи с процессуальной важностью подобных осмотров необходимо обратить внимание на имеющиеся исключения из общего правила, регламентированные уголовно-процессуальным законом.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия, в том числе и жилища, может быть произведен до возбуждения уголовного дела. На основании ч. 5 ст. 165 УПК РФ, в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, данный осмотр может быть проведен на основании постановления следователя без получения судебного решения и согласия проживающих в нем лиц. В этом случае дознаватель или следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия должен уведомить судью и прокурора о его проведении.

Перед проведением следственного действия следователь выясняет мнение о возможности проведения осмотра жилища у всех проживающих в нем лиц.

Под лицами, проживающими в жилище, подразумеваются совершеннолетние лица, постоянно или временно проживающие в подлежащем осмотру жилом помещении или владеющие им на праве частной собственности, независимо от факта их регистрации в этом жилище. В ситуации, когда жилище сдано в аренду, нет необходимости получать согласие на осмотр от собственника, достаточно истребовать согласие арендатора. Если в жилище проживают недееспособные граждане или несовершеннолетние, на проведение осмотра требуется согласие их законных представителей. Согласие не испрашивается у несовершеннолетнего ребенка, няни, домработницы или соседа и т.п.

В случае, если хотя бы один из проживающих в жилище возражает против производства осмотра в нем и следователь не считает, что проведение данного следственного действия не терпит отлагательства, действует судебный порядок получения разрешения на осмотр.

Собственник жилища вправе давать согласие на любых условиях: например, разрешить осмотр первого этажа дома и не разрешить — второго. Если же возникла необходимость осмотреть иные помещения, а проживающие в квартире лица возражают, следователь вправе вынести соответствующее постановление и провести осмотр. В такой ситуации следователь также в течение 24 часов с момента начала осмотра должен уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия, приложив к уведомлению копии постановления о производстве осмотра жилища и протокола осмотра жилища.

От того, по какому сценарию будет происходить осмотр, напрямую зависит квалификация злодеяния. Порядок визуального определения доказательств зависит от квалификации следователя, его дедуктивного мышления и опыта. Мероприятия по осмотру должны проводиться оперативно, ведь важные следы нарушения закона могут исчезнуть при воздействии определенных факторов, к примеру, дождя или ветра.

Кроме фиксации и изъятия важных предметов осуществляются действия:

Порядок проведения осмотра в уголовном процессе по УПК РФ статья 177

  • упаковывание объектов таким образом, чтобы нельзя было удалить улики, к примеру, следы пальцев или пятна красного цвета, которые тяжело отличить от крови;
  • опечатывание проводят с целью исключения возможности подлога или порчи доказательств;
  • заверение протокола уполномоченным лицом.

Следующий комментарий к статье 176 УПК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 176 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Осмотр — это следственное действие, состоящее в обследовании места происшествия, местности, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления и последующего закрепления полученных данных в материалах дела.

2. В соответствии с законом протокол осмотра (ст. 180 УПК) вместе с рядом других протоколов образует самостоятельный вид доказательств — протоколы следственных действий (ст. 83 УПК).

3. Осмотр должен производиться безотлагательно, с тем чтобы не допустить уничтожения или утраты следов.

4. Результаты осмотра служат основанием для выдвижения следственных версий и перехода к развернутому планированию. Анализ следственных ошибок показывает, что отрицательный исход расследования часто порожден несвоевременным, некачественным, поверхностным проведением осмотра.

5. Как и любое другое следственное действие, осмотр может проводиться только при наличии оснований, т.е. данных о возможности достижения его целей, указанных в ч. 1 ст. 176.

6. Закон не требует вынесения постановления об осмотре. Исключение составляет осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений, а также осмотр жилища (см. комментарий к ч. 1 ст. 165 и к ст. 185 УПК).

7. По общему правилу осмотр производится после возбуждения уголовного дела. Лишь в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела может быть проведен осмотр места происшествия, результаты которого могут стать основаниями возбуждения дела. При обнаружении предметов и документов, имеющих значение для дела, они также могут быть подвергнуты осмотру. Если же эти объекты осматривались за рамками осмотра места происшествия, данное действие образует самостоятельный вид осмотра, который должен производиться после возбуждения уголовного дела.

8. Следственный осмотр подразделяется на виды в зависимости от указанных в ст. 176 УПК объектов осмотра. Следует выделять: 1) осмотр места происшествия; 2) осмотр местности, не являющейся местом происшествия; 3) осмотр жилища; 4) осмотр предметов; 5) осмотр документов, в том числе изъятых при обыске, выемке и других следственных действиях, а также представленных следователю в порядке ч. ч. 2, 3 ст. 86 УПК. Кроме того, УПК предусматривает осмотр трупа (ст. 178 УПК) и почтово-телеграфных отправлений (ст. 185 УПК). Осмотр тела является самостоятельным следственным действием — освидетельствованием (ст. 179 УПК).

Другой комментарий к статье 177 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Апробированный многолетней следственной практикой и детально регламентированный комментируемой статьей порядок производства следственного осмотра призван обеспечить достоверность протокольного описания наблюдаемого и обнаруженного, исключить подделку документа и споры по этому поводу в дальнейшем, а также подмену вещественных доказательств и не нарушить без действительной необходимости права и интересы лиц, оказавшихся участниками правоотношений, возникающих в связи с данным следственным действием. Тактике следственного осмотра отводится значительное и заслуженное место в науке криминалистике.
2. Если протокол следственного осмотра вызывает сомнения в своей точности и достоверности, а разрешить эти сомнения путем допроса участвовавших в производстве следственного действия лиц не представляется возможным, потому что ни понятые, ни другие лица к осмотру не привлекались, такой документ обречен на признание его недопустимым доказательством. А по делам о дорожно-транспортных происшествиях указанные недостатки протокола следственного осмотра влекут за собой еще и сомнения в достоверности выводов автотехнической экспертизы, для производства которой результаты осмотра дорожно-транспортного происшествия и транспортных средств, участвовавших в происшествии, имеют важнейшее исходное значение (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 2. С. 25, 26).

3. Осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц (часть пятая комментируемой статьи) имеет аналог в виде негласного оперативно-розыскного мероприятия под названием “обследование помещений” (пункт 8 части первой статьи 6 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”). Это мероприятие может проводиться как при наличии уголовного дела, так и до его возбуждения тоже только на основании судебного решения, только по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также о лицах, причастных к такому преступлению (пример из практики, отражающий позицию Верховного Суда РФ, см.: Постановление Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 11 мая 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1. С. 31, 32).

Гарантом отсутствия нарушений со стороны следователя при проведении осмотра (подкидывания вещественных доказательств или утаивания каких-либо важных элементов) является привлечение понятых.
Последняя редакция статьи 170 УПК РФ (действующая на сегодняшний день) была введена в действие в 2013 году. Так, был внесён новый пункт 1.1 в указанную статью. Теперь участие этих лиц при осмотре может быть заменено использованием средств видео и аудиофиксации. Решение о привлечении понятых принимает следователь. Несмотря на обязательность применения технических средств, оперативный сотрудник имеет право отказаться от их использования, но при условии недопустимости этого метода. Протокол в таком случае должен содержать отметку об этом.

В частности, сказано, что, например, на стройке может присутствовать определённая угроза для жизни и здоровья сторонних лиц. Исходя из этих побуждений, и принимается решение о недопустимости привлечения понятых к следственному мероприятию.

Существуют также случаи, когда лица, которых планируется привлечь к участию в осмотре, отказываются это делать без объяснения причин. Каких-либо санкций к ним не применяется.

Так, если присутствуют два человека, которые следят за ходом осмотра, то следователю необходимо соблюсти следующие процессуальные предписания:

  • назвать место, время и причину осмотра;
  • озаглавить цель;
  • провести разъяснения прав и обязанностей присутствующих лиц;
  • назвать свои данные, вплоть до должности и структурного подразделения;
  • отвечать на все вопросы и уточнения;
  • дать ознакомиться с протоколом и зафиксировать мнение понятого, если таковое имеется.

Обязательно должна быть произведена проверка личности на предмет наличия дееспособности, причастности к работе в правоохранительных или судоисполнительных органах, родственных отношений с преступником, жертвой или иным участником уголовного дела.

Должно быть сказано о необходимости являться по повестке к следователю, а также не разглашать информацию о предварительном следствии или обнаруженных предметах в момент осмотра. Если эти обязанности не будут выполнены, то возможно применение ответственности к самому понятому.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *