Все про медосмотр по новым правилам с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все про медосмотр по новым правилам с 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Сначала нужно заключить договор на оказание медицинских услуг с медучреждением и произвести оплату. Следующим шагом должно стать получение бланка медицинского заключения о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Его выдаст первый врач, которого посетит автомобилист. Этому врачу нужно будет предъявить ему паспорт, а также документ, подтверждающий оплату медосвидетельствования.

Что делать, если медкомиссию предлагают пройти дистанционно?

В некоторых организациях могут предложить получить справку дистанционно — там сообщают, что якобы сделают запросы по месту жительства водителя о том, не состоит ли он на наркологическом учете. Остальных врачей там также предлагают пройти «удаленно». Например, за 3 тыс. рублей такие справки предлагают оформить в Москве. Однако этот способ нелегален.

Даже если клиника каким-то образом получила лицензию, подобная деятельность незаконна. В ГИБДД такую справку проверят и если организации не окажется в утвержденном списке, получить права не получится. Кроме того, каждый водитель должен быть уверен, что у него нет противопоказаний — от этого зависит не только его жизнь и здоровье, но и всех окружающих.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

  1. Правовая основа – статья 23 закона «О безопасности дорожного движения». В ней указаны случаи, когда водители должны быть освидетельствованы в медицинском учреждении.
  2. Технические вопросы проведения медкомиссии урегулированы приказом Минздрава № 344н от 15.06.2015 г. В документе установлены порядок прохождения процедуры, форма справки, порядок выдачи заключений, регламентированы другие аспекты.
  3. Проведение периодических осмотров для профессиональных водителей регулируется приказом Минздравсоцразвития № 302н от 12.04.2011 г. В документе содержится список врачей-специалистов, которые должны дать оценку здоровью гражданина.

Штрафы за непроведение медосмотра в организации

А обязательно ли вообще прохождение предварительного/периодического медосмотра? Если к работе был допущен сотрудник без прохождения медосмотра, либо с выявленными к данному виду деятельности противопоказаниями, работодатель должен понести за это ответственность и выплатить штраф в размере:

  • 15 000 — 25 000 рублей на должностное лицо;
  • 15 000 — 25 000 рублей на индивидуального предпринимателя;
  • 110 000 — 130 000 рублей на юридическое лицо.

Если сотрудник был принят на работу без медосмотра повторно, штрафные санкции увеличиваются:

  • 30 000 — 40 000 руб. либо дисквалификация на 1-3 года для должностных лиц;
  • 30 000 — 40 000 рублей для ИП или административным приостановлением деятельности до 3 месяцев;
  • 100 000 — 200 000 рублей или приостановление деятельности организации на период до 3 месяцев.

Для профессиональных шоферов

Периодический медосмотр водителей — процедура, обязательная для профессионалов, к которым российское законодательство предъявляет более строгие требования, чем к рядовым автовладельцам. За любые нарушения предписанного порядка вводятся штрафные санкции.

Обратимся к конкретным примерам из законодательства:

  • Согласно п. 4 ФЗ № 437, п. 1 ст. 213 Трудового Кодекса РФ вводится обязательный периодический осмотр водителей во всем спектре автотранспортных предприятий. Вне зависимости от расстояний, что преодолевают шоферы, типа ТС, которым они управляют. Правило распространяется не только на АТП, имеющие многочисленный штат сотрудников, но и на индивидуальных предпринимателей.
  • Часть 7 ст. 213 ТК РФ свидетельствует о том, что водительские медосмотры на предприятии оплачивают не сами шоферы (как в случае с владельцами л/а), а их работодатели.

Обновление законодательства

Теперь заострим внимание читателя на тех обновлениях в законодательстве, которые, так или иначе, связаны с водительскими медицинскими осмотрами.

В 2016-м в Министерстве юстиции России был официально зарегистрирован приказ Министерства здравоохранения № 344-н (2015). Он касался именно будущих/настоящих водителей транспортных средств.

Согласно этому документу стали актуальными следующие изменения:

  • Новые порядки проведения медицинских комиссий для водителей.
  • Упразднение предыдущего порядка.
  • Введение новых правил тестирования автовладельцев на различные состояния опьянения.
  • Регулирование процесса освидетельствования при обмене водительских прав в связи с истечением их срока годности.
  • Порядок возврата водительского удостоверения после его изъятия.
  • Введение в оборот новой формы водительской медицинской справки — 003 в/у.

Если быть краткими, это основные положения нового закона о медосмотрах для водителей.

Освидетельствование перед рейсом

Что касается медицинского освидетельствования водителей перед рейсами — это несколько иная процедура, нежели стандартный медосмотр. Она была введена еще в эпоху СССР в 60-х годах. Тогда и сейчас процедура преследует схожую цель: вовремя выявить работников,находящихся в различных состояниях опьянения, под воздействием наркотических препаратов, сильнодействующих лекарств, снижающих скорость реакции, в состоянии тяжелой болезни, крайней усталости.

Внедрение такой меры позволило еще в те время в несколько раз снизить число аварий на дорогах. Поэтому с 1970 годов предрейсовые медосмотры стали обязательными повсеместно, во всех крупных АТП. Однако в те времена процедуру проводили не медицинские работники, а специально обученные инструкторы. Только в 1990-х проведение предрейсовых осмотров профессиональных водителей стало прерогативой медиков.

Что касается 2018 года, то сегодня организовать медицинское предрейсовое освидетельствование должен каждый работодатель, имеющий автотранспортное хозяйство — как крупная организация, так и ИП. Это отражено в ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения». Данное правило не вводится только для экстренных служб: Скорой помощи, полиции, ГИБДД, газовой службы, противопожарной безопасности и проч.

Основанием для отстранения водителя от управления транспортным средством является:

  • Наличие симптомов определенных заболеваний.
  • Уровень артериального давления, частота сердечных сокращений, отклоняющиеся от нормы.
  • Признаки какого-либо опьянения.

Результаты проверки записываются доктором в специальный журнал учета. Если отклонений выявлено не было, то медработник ставит «разрешительный» штамп в путевом листе. Также в документе указывается следующее:

  • Время прохождения медицинского освидетельствования.
  • Ф. И. О. медработника, который был ответственен за проведение процедуры.

Штраф, если водитель не прошел периодический медосмотр — освидетельствование перед рейсом, накладывается не только на шофера, но и на его работодателя. Если же медик поставил не соответствующее действительности разрешение, то наказание ждет и его тоже.

Можно ли не проходить комиссию? И что делать, если справку не дали?

Медицинское освидетельствование проходить обязательно, без медицинского заключения вы не сможете получить водительское удостоверение. Конечно, многие ученики автошкол пытаются «оптимизировать» затраты сил и времени и купить данный документ. Делать это не рекомендуется, потому что проблемы со здоровьем водителя – серьезная опасность для всех участников дорожного движения. Не нужно подвергать себя и окружающих дополнительному риску.

Кроме того, если сдающий на права решит подделать медицинские документы (а не оплатить услуги врачей, чтобы те выдали нужные бумаги на официальных бланках), его могут ждать неприятности. ГИБДД проверяет все документы, которые предоставляются для получения прав, и подделку сразу выявят. Нарушителя не только оставят без прав, но и могут привлечь к уголовной ответственности за подделку документов.

А если ту или иную справку или заключение с первого раза не дали, все зависит от причины, по которой это произошло. Если болезненное состояние носит временный характер, поддается корректировке, не представляет опасности для окружающих, можно исправить ситуацию (например, заказать очки) и пройти комиссию повторно.

Замена медицинской справки для водительского удостоверения в 2023 году

В некоторых случаях требуется замена медсправки водителя. Рассмотрим подробнее, когда автомобилист должен заменить указанный документ и какова процедура замены.

Когда в 2023 году нужна замена водительской справки?

Замена медзаключения требуется при следующих обстоятельствах:

  • При замене прав, срок которых истек.
  • При восстановлении водительского удостоверения, в случае, когда автомобилист был лишен прав, по каким-либо основаниям.
  • При желании водителя сдать экзамен на другие категории.
  • При замене прав, которые были аннулированы по причине предоставления поддельных документов.

Процедура замены.

Процедура замены медзаключения не отличается от той, которую проходит водитель при получении водительского удостоверения впервые:

  • Гражданин обращается в МФЦ с заявлением о замене водительского удостоверения.
  • Далее автомобилист выбирает учреждение, в котором будет проходить медицинскую комиссию.
  • Затем, лицу, которое хочет поменять права, нужно пройти врачей и сдать анализы.
  • На заключительном этапе, автомобилист должен обратиться к главврачу, который подписывает форму медзаключения.

Где можно пройти медосмотр и примут ли в автошколу без справки

Обучение в лицензированных центрах подготовки профессиональных водителей условно делится на теоретическую и практическую часть.

Реалии нашего времени, когда в связи с угрозой распространения коронавируса была введена вынужденная самоизоляция, подняли спрос на услуги, оказываемые в онлайн режиме.

Поступить и начать учиться в автошколе можно, даже если не успели пройти медосмотр.

Перед тем, как под руководством инструктора курсанта допустят к освоению навыков вождения, изучают азы правил дорожного движения. Обычно на это уходит около 2 недель.

До того как сесть за руль, справку о состоянии здоровья нужно сдать.

Допустить к занятиям по вождению, без документального подтверждения пригодности по здоровью, не имеют права.

Даже если это случится, Госавтоинспекция принимать экзамен без справки не будет.

Внимание!

Часто автошколы предлагают свои услуги в получении необходимой медицинской справки, заключив договор с лицензированным медучреждением или организовав прием медработниками курсантов в самом здании учебного центра в определенные дни.

По желанию можно пройти медкомиссию в городской поликлинике или частных многопрофильных клиниках, если вы согласны заплатить дороже, потратив минимум личного времени.

Каких врачей нужно обойти для получения водительских прав

Все без исключения кандидаты на получение прав впервые и при необходимости в предусмотренных законом случаях опытные водители должны попасть на прием:

  • офтальмолога, имея при себе линзы или очки, которыми пользуются в повседневной жизни, если есть проблемы со зрением;
  • психиатра (при необходимости врач вправе направить пациента на психиатрическое освидетельствование);
  • нарколога (по направлению которого проводятся исследование анализов на употребление наркотических веществ, хронический алкоголизм);
  • в последнюю очередь, уже с записями профильных врачей в медицинской карточке – идут к терапевту за окончательным заключением.

Когда речь идет о справке на права категорий А, А1, В, В1, ВЕ, М, на этом медицинский осмотр заканчивается, если нет симптомов заболеваний, при наличии которых вождение противопоказано или возможно при определенных условиях.

В случае подозрений или выявления синдромов на болезнь, ограничивающую возможность без риска для здоровья управлять автотранспортным средством:

  • семейный доктор (терапевт) выдает направление к неврологу;
  • невролог вправе направить пациента на инструментальное исследование ЭКГ.

Что касается желания сесть за руль транспортных средств категорий С, C1, CE, D, D1, DE, D1E, Tm, Tb, кандидату на водительские права дополнительно обязательно нужен осмотр:

  • врачом-неврологом;
  • оториноларингологом.

Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован

Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.

Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.

Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.

Почему просто не пробить по базе?

Резонный вопрос начали задавать представители общественности при обсуждении вопросов новых правил прохождения медицинского осмотра. Неоднократно к власти прозвучал вопрос о том, почему медицинские учреждения просто не могут пробить человека по базе данных, узнать, где он лечился, у каких врачей проходил прием. Ведь если ни у каких не проходил, и нигде на учете не стоит, значит, он здоров, и можно его не гонять по врачам. Ответов на вопрос было несколько:

  • база частных медицинских заведений является исключительно тайной бизнеса, ни одна другая компания не может иметь доступ к такой базе и смотреть данные клиента;
  • это нарушение ряда законов о защите персональных данных, которые в России и без того работают очень сомнительно, так что пробивать по базе никого не будут;
  • в новых правилах четко дали понять, что отмены медицинских справок пока ждать не стоит, но государство недовольно тем, каким образом проходит осмотр водителей;
  • срок действия справки равен одному году, но вы не предъявляете документ ГИБДД, он вам нужен только для получения прав, так что законопослушный водитель будет оформлять его раз в десятилетие;
  • существует огромная традиционная практика прохождения медицинского осмотра, которая является частью водительской культуры России.

Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.

Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.

На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:

  1. цена услуги;
  2. используемое оборудование;
  3. квалификация врачей;
  4. информация о дипломах и сертификатах.

Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.

Каких врачей нужно посетить

В ходе обязательного медицинского осмотра перед докторами стоит задача выявить острые и хронические заболевания, физические и психические отклонения, вредные привычки. Любой из недугов, который негативным образом сказывается на состоянии человека, находящегося за рулем, может стать причиной ДТП. Поэтому справки необходимы для того, чтобы минимизировать число аварий на дорогах. При наличии противопоказаний удостоверение попросту не выдадут.

Кандидата в водители, который планирует получать права на управление транспортными средствами (в т.ч. международные) с открытыми категориями А, А1, М, B, B1, BE, должны осмотреть: терапевт, офтальмолог, психиатр и психиатр-нарколог. Тем, кто претендует в правах на категории C, C1, CE, D, D1, DE, дополнительно нужно пройти отоларинголога, невролога и сделать электроэнцефалографию. То же касается кандидатов в водители трамваев и троллейбусов, некоторых иных транспортных средств.

С 01.01.2021 года планируется внесение изменений в процедуру обязательного прохождения медкомиссии для получения прав. Согласно новому приказу Минздрава, будущие или настоящие водители будут обязаны сдавать анализы крови, по результатам которых удастся выявить алкогольную зависимость. Об этом будет свидетельствовать наличие маркера CDT. Хотя эксперты, изучившие приказ, утверждают, что анализы показывают, употреблял ли человек алкоголь в течение последних 2 недель. Поэтому вопрос о нововведениях для получения справки на водительские права до сих пор остается открытым на государственном уровне и может быть решен в течение года-двух.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *