Обязательна ли транспортная накладная от поставщика?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательна ли транспортная накладная от поставщика?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.

Правила заполнения транспортной накладной 2022

В 2022 форма транспортной накладной заполняется в соответствии с обновленными Правилами перевозки грузов:

  • Грузоотправитель должен заполнить в документе пункты 1-6 и 16 («Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Наименование груза», «Сопроводительные документы на груз», «Указания грузоотправителя», «Прием груза», «Дата составления, подписи сторон»).
  • Грузоперевозчик должен определить (по согласованию с отправителем) условия транспортировки. Он заполняет (в своей части) пункты 8-11, 13, 15, 16 ТН («Условия перевозки», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Перевозчик», «Транспортное средство», «Прочие условия», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы», «Дата составления, подписи сторон»).

    При транспортировке опасных грузов или при использовании крупногабаритного или тяжеловесного транспорта в пункте 13 при необходимости указываются сведения о маршруте следования, а также о номере, дате и сроке действия специального разрешения.

  • Водитель подписывает транспортную накладную в пунктах 6 и 7 («Прием груза», «Сдача груза»), заполняет пункт 15 («Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы» — здесь указывается размер провозной платы), при необходимости — пункт 12 («Оговорки и замечания перевозчика» — здесь приводятся замечания о фактическом состоянии груза, тары, упаковки, маркировки, опломбирования — при сдаче груза, изменении условий перевозки — при выгрузке). В пути водитель по мере необходимости вправе делать отметки об изменении условий транспортировки (пункт 12) и переадресовке (пункт 14 «Переадресовка»).
  • Грузополучатель заполняет в транспортной накладной пункт 7 («Сдача груза»).
  • В пункте 5 («Указания грузоотправителя») приводится объявленная отправителем ценность груза. Она не должна быть больше его действительной стоимости.
  • Отсутствие записи в бланке накладной на перевозку груза подтверждается прочерком. Пустых полей в документе быть не должно.
  • При отсутствии записей в пункте 8 применяются общие условия по Правилам перевозки грузов и Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  • Транспортная накладная составляется в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Все экземпляры являются оригиналами.
  • Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Исправления заверяются этими же подписями.
  • В бланк накладной на перевозку груза включается информация обо всех партиях груза, перевозимых в одном транспорте.
  • Если задействовано несколько автомобилей, количество экземпляров транспортной накладной должно быть соответствовать их количеству: на каждый автомобиль — три ТН.

В каких же случаях нам понадобится, и этот аспект во многом определяет, чем отличается ТТН от ТН. А именно – это наличие третьей стороны, оказывающей услуги транспортировки. Когда в уравнении появляется эта новая переменная, документ и становится нужен. Но не необходимой, ведь распоряжение Минфина от 2013 года фактически упразднило обязательный характер предписания. Теперь документ вполне допустимо заменить новым аналогом, о котором мы еще отдельно поговорим ниже.

Также следует учитывать, форма обязательна к заполнению в качестве основного документа при перевозке груза с помощью автомобильного транспорта. Если ценности будут отправляться посредством поездов, судов, самолета – то оснований для заполнения нет. Поэтому оформлять указанный вариант нужно в случае стандартном варианте посредством грузовых автомобилей.

Это цифровая транспортная накладная, подписанная электронной подписью (ЭП). Она является полноценным аналогом бумажного документа, может быть использована для подтверждения заключения договора на перевозку и расходов на услуги перевозчиков.

ЭТрН создаёт отправитель груза в информационной системе и заверяет квалифицированной электронной подписью (КЭП). Документ содержит 4 основных титула:

  1. Сведения об участниках перевозки, условиях договора, водителе, грузе, сопроводительных документах.

  2. Сведения о приёме груза перевозчиком.

  3. Сведения о приёме груза грузополучателем.

  4. Сведения о сдаче груза перевозчиком грузополучателю.

Незаполнение либо неполное заполнение транспортного раздела ТТН

Рассматриваемый документ состоит из двух разделов. В первом из них, товарном, указываются характеристики перевозимых товарно-материальных ценностей, а именно количество, масса, цена, упаковка и прочие данные. По поводу заполнения этого раздела обычно вопросов не возникает.

А вот второму разделу, транспортному, на практике уделяют внимания не все организации. Порой эта часть документа остается полностью или частично незаполненной, несмотря на то, что правила требуют заполнять и ее. Здесь указываются различные сведения о доставке товара: марка и номер автомобиля, имя водителя, номер его удостоверения и другая информация.

На пустоту этого раздела инспекторы непременно обратят внимание и могут счесть сделку фиктивной со всеми вытекающими последствиями. Как показывает судебная практика, в этом вопросе арбитры в основном поддерживают мнение налоговой службы (постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.01.15 №А27-4455/2014, постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.05.15 №А70-6399/2014).

Указанный в ТТН пункт разгрузки вызывает сомнения

С точки зрения реальности сделки имеет не последнее значение и то, где был товар разгружен. А именно: есть ли по указанному адресу складское помещение, подходит ли оно для принятия указанного количества товара, связывают ли налогоплательщика с местом выгрузки какие-либо хозяйственные отношения. Все это инспекторы могут узнать в ходе проверки, сделав запросы в соответствующие организации. Если выявится спорная информация, у инспекторов могут возникнуть подозрения, что перевозка состоялась только «на бумаге».

В арбитражной практике по этому поводу есть решения как в пользу налоговой службы, так и в пользу компаний (предпринимателей). При наличии других признаков недобросовестности налогоплательщика — например, непредоставлении отчетности в ФНС, отсутствии имущества и прочих — суд может расценить сомнительное место разгрузки, как показатель фиктивности сделки (постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.06.15 №А25-841/2014). Но есть и противоположные исходы, например, постановление АС Северо-Западного округа от 28.07.15 №А52-3102/2014.

При самовывозе ТТН не нужна

Наш поставщик своего склада не имеет, товар мы забираем на собственном транспорте со склада другой организации — грузоотправителя. Нужна ли нам ТТН для подтверждения расходов?

Вы приобретаете товар на условиях самовывоза и перевозите его на собственном транспорте, перевозчика нет, а значит, и оформлять ТТН не нужно. Для подтверждения факта приобретения товара и принятия его на учет достаточно формы N ТОРГ-12. Недавно такую позицию поддержал Высший Арбитражный Суд РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 8835/10). Этого же мнения придерживается и Минфин (Письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413).
Возможно, теперь, учитывая позицию ВАС РФ и мнение Минфина по данному вопросу, налоговики не будут настаивать на оформлении ТТН при самовывозе.
А для подтверждения расходов на перевозку, например для учета затрат на бензин, достаточно путевого листа, который оправдывает поездку (Постановление ФАС ВСО от 17.11.2008 N А19-6488/08-50-Ф02-5714/08).

Назначение транспортной накладной и ТТН

Для чего нужна транспортная накладная? Документ предназначен для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Он подтверждает заключение договора на перевозку груза, фиксирует данные о стоимости услуг автотранспортной компании и порядке расчета провозной платы. Наличие транспортной накладной дает организации возможность уменьшить базу налога на прибыль.

ТН является важным документом в сфере гражданского законодательства, подтверждающим заключение договора перевозки, а также в налоговом учете — накладная подтверждает расходы на транспортные услуги при определении налоговой базы, для этого она должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями законодательства.

ТТН служит для учета движения ТМЦ, для списания их у продавцов и оприходования у грузополучателей, а в сфере оборота алкоголя только ТТН выступает обязательным сопроводительным документом, подтверждающим легальность производства и оборота алкоголесодержащей продукции (Разъяснение Росалкогольрегулирования от 08.07.2011).

— К сожалению, белорусский законодатель любит оставлять юристам неразгаданные ребусы. Одним из них стало принятие постановления № 713, когда директиву № 10 еще не отменили. Я и ряд моих коллег-юристов высказывали мнение, что директива как указ программного характера свою роль выполнила — во исполнение ее появилось постановление № 713. Соответственно, после принятия постановления нужно руководствоваться им, а не п. 1 директивы № 10 и цены можно повышать, но в рамках, установленных постановлением.

Президент также высказался на одном из совещаний, что запрета на тотальную заморозку цен не было. Запрет был на период с 6 по 20 октября. Однако несмотря на это, МАРТ в своих письмах с ответами на вопросы бизнеса, а также на встречах и консультациях вплоть до начала ноября продолжал указывать, что директива действует и цены следует формировать в четком соответствии с ней. Как это делать (особенно, если сформированная по правилам постановления № 713 цена получалась выше, чем была на 05.10.2022), МАРТ, правда, не объяснял.

И прикладывать такие обоснования к экономическим расчетам, обосновывающим сформированные ими отпускные цены. ГТК будет мониторить уровень контрактных цен на импортируемые в Беларусь товары и еженедельно сообщать информацию по ним в МАРТ.

Пока непонятно, как будет рассматриваться обоснованность контрактных цен. Ведь в зависимости от условий оплаты, размеров партий и т.д. обоснованной ценой в каждом конкретном случае не обязательно будет самая низкая цена. Критериев оценки обоснованности постановление № 713 не содержит. Думаю, что здесь, как и с производителями, оценка обоснованности будет отдана на откуп отдельных исполнителей.

По этому пункту основное, что можно сказать, — это «спасибо» законодателю, что дал время подготовиться и вспомнить старые схемы работы.

Еще один момент — буквальное толкование этого пункта постановления № 713 в совокупности с пунктом 23, который предусматривает перечень отношений, на которые требования постановления не распространяются, дают основания сделать вывод о том, что в отношениях, указанных в пункте 23 постановления, бартер, мена, зачет, новация, отступное возможны. Но МАРТ в одном из своих разъяснений указывает иную позицию — запрет неденежного прекращения обязательств распространяется на все отношения по реализации потребительских товаров без исключения.

Сколько экземпляров ТТН нужно выписывать

По общему правилу ТТН выписывает грузоотправитель. Товарная накладная составляется для каждого покупателя и на каждую поездку отдельно (разд. 2 Указаний по применению, утв. Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78).

Товарно-транспортная накладная выписывается в 4-х экземплярах. Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и предназначен для списания товара. Второй экземпляр ТТН передается водителем грузополучателю и предназначен для оприходования товара. Третий и четвертый экземпляры ТТН сдаются организации-владельцу транспорта, осуществившему доставку товара (разд. 2 Указаний по применению, утв. Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78).

На основании третьего экземпляра организация-перевозчик выставит счет организации-заказчику автотранспорта. На основании четвертого экземпляра производится начисление заработной платы водителю (разд. 2 Указаний по применению, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78).

Нужно ли ставить печать на ТТН? Если организация не отказалась от использования печати, то ее лучше поставить.

Если покупатель забирает груз самовывозом грузоотправителем и грузополучателем в этой схеме выступает покупатель.

В указаниях по заполнению ТОРГ12 и правилах заполнения счетов-фактур не сказано, кто такой грузоотправитель. А значит, надо применять нормы других актов. По правилам перевозки грузоотправителем является тот, кто ее заказал (п. 6 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272). Если это покупатель, то именно он.

Грузоотправителем в счете-фактуре может быть и покупатель. Подтверждает такую позицию и письма ФНС России от 21.01.10 № 3-1-11/22@, Минфина России от 15 сентября 2014 г. № 03-07-РЗ/46026).

Независимо от того, кто будет записан грузоотправителем, покупатель или продавец, инспекторы не вправе отказать в вычетах НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Обоснование

Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 8, Февраль 2014

Горячая линия. Северо-Запад

Спорные вопросы расчета НДС и оформления счетов-фактур

Надежда Чамкина, государственный советник РФ 2-го класса

На несколько отгрузок можно составить один счет-фактуру

Если покупатель забирает товар сам, поставщику достаточно оформить ТОРГ-12

Отпуская товар со склада своим покупателям, мы, как грузоотправитель, всегда составляем ТТН, независимо от того, кто забирает товар: сам покупатель или перевозчик. Но в последнее время, когда клиенты сами забирают товар со склада, многие категорически не хотят подписывать наши экземпляры ТТН. Говорят, что им достаточно ТОРГ-12. Что нам делать?

Если покупатель сам забирает товар, то составлять ТТН действительно не нужно. Как уже было сказано выше, ТТН нужна, только если к доставке привлекается перевозчик. Для подтверждения передачи товара вам достаточно накладной ТОРГ-12, которую вы выставляете своим покупателям. Чтобы не было проблем с оформлением документов, лучше заранее обговорите со своим покупателем условия доставки и порядок оформления первичных документов и пропишите их в договоре.

ТТН обязательный документ или нет

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу № А33-18030/2009 судом указано, что ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, ТТН не составлялись.

Если покупатель сам забирает товар, то составлять ТТН действительно не нужно. Как уже было сказано выше, ТТН нужна, только если к доставке привлекается перевозчик. Для подтверждения передачи товара вам достаточно накладной ТОРГ-12, которую вы выставляете своим покупателям. Чтобы не было проблем с оформлением документов, лучше заранее обговорите со своим покупателем условия доставки и порядок оформления первичных документов и пропишите их в договоре.

Нужна ли ттн при доставке товара поставщиком в 2021 году

А для подтверждения расходов на перевозку, например для учета затрат на бензин, достаточно путевого листа, который оправдывает поездк у Постановление ФАС ВСО от Отпуская товар со склада своим покупателям, мы, как грузоотправитель, всегда составляем ТТН, независимо от того, кто забирает товар: сам покупатель или перевозчик. Но в последнее время, когда клиенты сами забирают товар со склада, многие категорически не хотят подписывать наши экземпляры ТТН.

Поставщик он же грузоотправитель выписывает ТТН и заполняет все графы, в том числе и товарный раздел со своими продажными ценами. При получении груза наш покупатель расписывается в ТТН и получает ее экземпляр. Мы не хотим, чтобы наш покупатель знал нашего поставщика и его цены. Есть ли возможность решить эту проблему? Вряд ли у вас получится уговорить его оставить эти графы пустыми, так как в случае непредвиденных обстоятельств он не сможет взыскать ущерб с транспортной компании.

Товарно-транспортная и транспортная накладная

Тем не менее, на сегодняшний день некоторые предприятия и бухгалтерские отделы до сих пор применяют форму 1-Т и составляют полноценные ТТН. Это действие не является незаконным. В частности, оформление ТТН может проводиться в случае, если груз доставляется транспортом получателя или если грузоперевозка осуществляется в рамках одного субъекта предпринимательской деятельности. В таком случае этот документ заменяет собой и форму ТОРГ-12, так как содержит информацию о товарной части, и транспортную накладную нового образца, так как обладает информацией о перевозке груза.

Транспортная накладная является основным документом, подтверждающим законность перевозки груза. В случае её отсутствия, допускается использование ТТН только при предоставлении путевого листа или иной документации, если используется транспорт получателя или перевозка осуществляется средствами одной и той же компании.

Стоимость доставки включена в стоимость товара: нужна ли ТТН?

ТТН как подтверждение реальности перевозки (правила и образцы заполнения)

Предприятие приобрело товар. Согласно условиям договора купли-продажи товар доставляется на склад покупателя, право собственности на товар переходит там же. В стоимость товара включена стоимость его доставки, которая в приходной накладной отдельно не выделена. Нужно ли в таком случае оформлять ТТН?

Да, нужно. Но давайте разберемся, кому именно необходимо иметь ТТН.

В данном случае покупатель не является стороной транспортного процесса: ведь товар он приобретает прямо на своем складе. Поэтому ТТН ему не нужна даже для доказательства реальности сделки.

В то же время у поставщика товара возможны такие варианты доставки товара:

  • вариант 1 – продавец заключает договор с третьим лицом на перевозку своего товара;
  • вариант 2 – товар покупателю доставляется собственным (арендованным) автомобилем продавца.

Нужна ли в таких случаях ТТН продавцу?

В случае перевозки по варианту 1 никаких сомнений быть не может. Оформление ТТН обязательно, поскольку перевозка осуществляется на договорных условиях (п. 11.1, 11.3 Правил № 363; п. 1 Перечня № 207). В таком случае продавец товара указывает себя в ТТН заказчиком и грузоотправителем, а покупателя – грузополучателем. Ведь груз фактически предназначается такому покупателю.

Теперь возьмем доставку по варианту 2. Здесь продавец перевозит свой собственный товар для того, чтобы передать его покупателю из рук в руки на складе покупателя. При этом, по мнению Мининфраструктуры (см. Письмо от 03.09.13 г. № 10092/25/10-13, далее — Письмо № 10092), такую перевозку груза нельзя классифицировать как перевозку для собственных нужд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *