Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как применить обратную силу закона, смягчающего административную ответственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Протокол об административном правонарушении не всегда нужен для назначения наказания. Если за нарушение грозит штраф или предупреждение, должностное лицо вправе на месте составить постановление, а копию выдать гражданину.
Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении
Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:
- сотрудники полиции;
- должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
- сотрудники налоговой инспекции;
- сотрудники МЧС;
- должностные лица Росреестра;
- должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
- пограничники;
- работники трудовой инспекции;
- должностные лица органов социальной защиты;
- сотрудники Росздравнадзора.
Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно объемный. Это те сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Отдельно в статье 28.3 дается список должностных лиц, которые вправе только составлять протоколы. Это:
- члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
- члены комиссий по делам несовершеннолетних;
- инспекторы Счетной палаты;
- сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
- сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
- должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
- сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
- должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
- инспекторы по охране окружающей среды;
- должностные лица «Росатома»;
- капитаны судов;
- сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
- руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.
Сроки, в течение которых должен быть составлен протокол
В зависимости от обстоятельств противоправного деяния, срок издания протокола можно условно разделить на три основные группы:
- Немедленное составление документа сразу после нарушения. Данный срок составления документа устанавливается, когда вина нарушителя установлена на 100%, что подтверждается данными фото- и видеорегистратора при нарушении ПДД, исчерпывающими показаниями свидетелей, полным признанием вины самим нарушителем и иной доказательной базой. То есть, ситуация полностью прояснена, вина доказана, нарушитель её подтверждает, и дополнительное время на установку вспомогательных аргументов и деталировок инцидента не требуется.
- В общий отведённый срок в течение 2 дней после совершения правонарушения. Данный временной промежуток обычно необходим правоохранительным органам для установки всех обстоятельств факта правонарушения — анализа доказательной базы, показаний всех свидетелей или других фигурантов дела для окончательного постановления о возбуждении административного делопроизводства.
- В особо тяжёлых случаях, когда вину нарушителя не представляется возможным определить на месте, требуется утвердительная база и вспомогательные аргументы к делу на основе проведения административного расследования, что требует проведения вспомогательных освидетельствований, лабораторных исследований или независимых экспертиз (например, в случае подозрения на езду в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения). Все указанные мероприятия, сбор и обработка данных требуют значительного временного промежутка, а без соответствующих подтверждающих вину документов признание лица виновным невозможно, поэтому срок составления протокола отодвигается на определённый срок (чаще всего – 30 дней или 1 месяц), позволяющий получить все необходимые данные в полном объёме. В случае, когда данного срока не хватает, то, согласно статье 28.7 КоАП РФ, он может быть пролонгирован, о чём все фигурирующие в деле лица уведомляются различными способами. Продление срока составления протокола может продолжаться до истечения 6-месячного периода, когда лицо либо признаётся невиновным и дело закрывается за отсутствием состава правонарушения, либо документ всё же создаётся и вступает в законную силу.
В каких случаях составление протокола не требуется
Согласно статье 28.6 КоАП, при незначительных нарушениях ПДД, к которым относится в том числе автоматическая дистанционная его фиксация при помощи электронных устройств, а само нарушение не повлекло за собой ДТП или наличия пострадавших, о чём свидетельствует соответствующий акт, протокол может не составляться вовсе. К данным послаблениям также относятся те нарушения, наказания за которые не связаны с дисциплинарными мерами воздействия в виде отстранения от права управления транспортного средства, необходимости проведения процедуры освидетельствования и прочими обстоятельствами.
Таким образом, протокол об административном правонарушении не требуется, когда ответственность за его совершение согласно закону может быть выражена только в виде предупреждения или наложения денежного взыскания в виде штрафа. В подобных случаях создаётся постановление по делу об «административке», которое вручается либо лично в руки виновнику, либо направляется ему по почте в случае отказа последнего от принятия документа к исполнению. Постановление также является определением о начале административного производства.
Порядок составления протокола об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении должен содержать следующие данные (статья 28.2 КоАП):
2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В протоколе должны быть указаны:
- Дата и место составления.
- Данные сотрудника ГИБДД.
- Данные водителя.
- Данные свидетелей и потерпевших.
- Место и время нарушения правил дорожного движения.
- Событие административного правонарушения и статья нормативного документа, предусматривающая ответственность.
- Объяснение водителя.
Кто имеет право заниматься доставлением
В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.
Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:
- Сотрудники органов внутренних дел вправе доставлять в отдел полиции, в первую очередь, нарушителей ПДД, а также прочих граждан в случае обращения к ним должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях;
- Сотрудникам нацгвардии обязаны препроводить гражданина в отделение полиции или служебное помещение, если он причинил ущерб охраняемому объекту или незаконно проник на него. Кроме того, они вправе доставлять граждан в случае мелких хищений, нарушения правил обращения с оружием, несоблюдения правил плавания и стоянки судов. Транспортное средство при этом помещают на специализированную стоянку;
- Должностные лица Ространснадзора вправе применять доставление в служебное помещение к нарушителям транспортной безопасности, например, пьяных пассажиров, которые устраивают дебош;
- Если ПДД нарушает водитель транспортного средства, принадлежащего Вооруженным Силам, Нацгвардии, МЧС, его доставляют к месту составления протокола сотрудники военной полиции;
- В случае несоблюдения экологических требований, правил рыболовства или использования объектов животного мира препроводить гражданина имеют право инспекторы соответствующих надзорных органов;
- При незаконной деятельности граждан в территориальных или внутренних морских водах, доставлением занимаются должностные лица пограничных органов, если выявлены нарушения таможенных правил – сотрудники соответствующей службы.
О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.
Дополнение к возражению
ДОПОЛНЕНИЕ
К ВОЗРАЖЕНИЮ от 06.06.2017 г.
на протокол об административном правонарушении
Мировым судьей 423 участка мирового судьи г. Москвы Комлевым С.В. возбуждено в отношении меня дело об административном правонарушении № 05-0532/423/2017 на основании протокола № 11 об административном правонарушении от 22.05.2017 по ч. 2 ст. 17.3 КоАП РФ.
06.06.2017 г. мною было подано возражение на протокол об административном правонарушении.
За прошедшее время произошли события, которые требуют дополнения к возражению от 06.06.2017 г. на протокол об административном правонарушении.
Как теперь выясняется, судебный пристав получил заказ не только на мое выдворение из зала судебного заседания, но и на причинение вреда моему здоровью, возможно с летальным исходом.
Что указывается в протоколе об административном правонарушении?
Сведения, которые указываются в протоколе, регулируются КоАП РФ. Сотрудник, оформляющий документ об административном правонарушении, обязательно должен внести в него:
- дату;
- место составления;
- фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, который составляет протокол;
- информацию о правонарушителе (для физического лица: ФИО, место жительства, паспортные данные; для организации: название, адрес, ИНН, ОГРН, данные исполнительного органа);
- сведения о потерпевших и свидетелях, если имеются;
- статью закона, которая была нарушена;
- информацию о совершенном административном правонарушении (дату, место, суть);
- краткие пояснения виновного лица.
В каких случаях протокол не составляется?
При установлении административного правонарушения не всегда требуется оформление протокола. В некоторых случаях достаточно постановления о назначении санкции.
Если совершен проступок, имеющий легкую степень общественной опасности, за который предусмотрен штраф или предупреждение, то протокол о правонарушении не составляют. Сотрудник на месте просто оформляет постановление, а копию выдает нарушителю. Если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину, то протокол о правонарушении будет подготовлен и приложен к постановлению.
Если совершено налоговое правонарушение и оно выявлено во время проверки автоматизированной системы ИФНС, то протокол составлен не будет. Естественно, нарушитель должен согласиться с фактом совершения проступка и признать свою вину. Это касается таких нарушений как ведение деятельности без кассовой техники, использование не соответствующей требованиям кассы, невыдача клиенту чека.
Кроме того, в сферах дорожного движения и благоустройства территории, если нарушение зафиксировано автоматическим техническим средством, протоколы также не составляются. Постановления выносятся без участия нарушителя и направляются по почте в течение 3 дней.
Например, водитель проехал на красный свет светофора и его зафиксировала камера. Через несколько дней ему стоит ожидать из ГИБДД постановление с фотофиксацией его нарушения и квитанцию на оплату штрафа. Протокола о правонарушении в данном случае не будет.
При возникновении ситуации, когда необходимо внести изменения в коллективный договор или дополнить его какими-либо условиями, первым делом нужно заглянуть в сам договор и уточнить, не прописаны ли там данные процедуры. Если нет, тогда надо действовать в соответствии с требованиями ТК РФ.
1. Предложение о внесении изменений в коллективный договор. Любая из сторон — как работодатель, так и работники — вправе проявить инициативу, начав коллективные переговоры об изменении условий данного договора. Для этого представители стороны-инициатора должны направить представителям другой стороны письменное предложение в произвольной форме о начале коллективных переговоров с приложением проекта изменений. Представители стороны, которые получили такое предложение, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня его получения (ч. 2 ст. 36 ТК РФ ). Согласие вступить в переговоры по изменению коллективного договора необходимо выразить в письменной форме с указанием представителей и их полномочий. День, следующий за днем получения инициатором ответа, является моментом начала переговоров (ч. 2 ст. 36 ТК РФ ).
Если инициатором переговоров выступили представители работников, одновременно с направлением работодателю предложения необходимо известить об этом также все иные первичные профсоюзные организации и в течение последующих пяти рабочих дней создать с согласия остальных профсоюзов единый представительный орган либо включить их представителей в состав уже имеющегося органа. Если в указанный срок данные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия, однако в течение месяца со дня начала переговоров право направить своих представителей за ними сохраняется.
Обратите внимание
В связи с началом коллективных переговоров работодатель обязан освободить работников, участвующих в коллективных переговорах, от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ч. 1 ст. 39 ТК РФ ). Кроме этого, работников, участвующих в переговорах по внесению изменений в коллективный договор без предварительного согласия органа, уполномочившего их представлять интересы трудового коллектива, работодатель не имеет права подвергать дисциплинарному взысканию, переводить на другую работу, увольнять по своей инициативе. Исключение составляют случаи расторжения за совершение проступков, за которые в соответствии с законодательством предусмотрено увольнение с работы.
Если инициатором изменений является работодатель, предложение о начале переговоров направляется в адрес выборного органа полномочной профсоюзной организации. А если профсоюза нет, например, если он распался в течение действия договора? В таком случае нужно обратиться к работникам, чтобы они выбрали своих представителей. Для этого работодатель сам организует общее собрание (конференцию) трудового коллектива, на котором работники могут сделать такой выбор.
2. После того, как стороны вступили в переговоры, создается комиссия (ч. 7 ст. 35 ТК РФ ). Возможно, она уже была создана раньше — при проведении переговоров по заключению коллективного договора. Однако если некоторые члены выбыли из комиссии или срок ее работы был ограничен локальным нормативным актом, необходимо все-таки формировать комиссию заново. Именно она будет определять сроки, место, порядок проведения переговоров и разработки проекта изменений договора.
Для правильного формулирования изменений договора сторонам понадобятся различные сведения, а также, не исключено, помощь экспертов и специалистов. Помните, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Таково требование ст. 37 ТК РФ . При этом, если сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной), участники коллективных переговоров и другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны их разглашать, иначе им не избежать дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.
Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством, коллективным договором. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором (ч. 2 ст. 39 ТК РФ ). Обычно эти расходы возлагаются на работодателя.
3. Соблюдайте сроки. Стороны должны подписать изменения коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров (ч. 2 ст. 40 ТК РФ ). Если в ходе переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, производится в порядке, установленном гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров» ТК РФ . Поскольку порядок разрешения трудовых споров довольно сложный, сторонам лучше постараться разрешить все возникшие разногласия путем переговоров.
4. Подписание. После согласования проекта изменений коллективного договора сторонами он подписывается представителями работодателя и работников. Со стороны работодателя его подписывает организации или уполномоченное лицо, а со стороны работников — председатель профсоюзной организации или иной представитель, избранный на общем собрании тайным голосованием.
5. Регистрируем изменения. Как и сам коллективный договор, изменения в него должны быть зарегистрированы в соответствующем органе по труду. Например, в уведомительная регистрация коллективных договоров и их изменений осуществляется комитетом общественных связей Правительства г. Москвы , а в — комитетом по труду и занятости населения. Скажем сразу, что практически в каждом субъекте и административном округе существуют административные регламенты по предоставлению государственной (муниципальной) услуги «Уведомительная регистрация коллективных договоров», которыми определены перечень документов и количество их экземпляров, необходимых для регистрации договора.
Направить на регистрацию изменения в коллективный договор работодатель должен в течение семи дней с момента подписания сторонами изменений.
При проведении регистрации орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Если таковые будут выявлены, об этом сообщают представителям сторон, подписавшим договор, и в соответствующую государственную инспекцию труда (ч. 3 ст. 50 ТК РФ ). Подобные условия признаются недействующими. Вместо них стороны обязаны будут руководствоваться положениями трудового законодательства.
Причины для обжалования протокола
В КоАП РФ нет обжалования протокола об административном правонарушении, но есть можно обжаловать постановление о применении наказания за совершение такого деяния. Протокол и постановление – разные процессуальные документы. Закон предусматривает следующие основания для обжалования административного правонарушения:
- в протоколе, представителем правопорядка были указаны неверные или неправдивые сведения;
- протокол составлен с нарушением норм законодательства;
- описанные в протоколе действия имели вынужденный характер с целью избегания более серьёзных последствий. Например, водитель выехал на полосу встречного движения, чтобы избежать столкновения с другим автомобилем. То есть, нарушение ПДД было совершено вынужденно. Постановление можно будет оспорить.
Чтобы доказать свою невиновность и неправомерные действия уполномоченного органа, необходимо предъявить доказательства. Это могут быть показания свидетелей, фото-, видеоматериалы, прочие сведения.
Порядок составления и подписания протокола
Основная причина оспаривания постановления – неправильно составленный протокол о привлечении к ответственности. Поэтому он должен быть составлен верно. Согласно ст. 28.2 КоАП РФ, в документе должны быть прописаны следующие сведения:
- календарная дата, когда составлялся документ, и место;
- об инспекторе ДПС или иного уполномоченного лица – ФИО, должность;
- о человеке или организации, против кого он составлялся. Если оппонентом является физическое лицо, то его ФИО полностью, паспортные данные, адрес, по которому он проживает, и по которому прописан (если они совпадают, то указать нужно только один). Если протокол составляется против предприятия, то его название, ФИО и должность руководителя;
- обо всех лицах, имеющих отношение к делу (свидетелях, пострадавших);
- о совершённом нарушении – место, дата, точное время, обстоятельства, суть;
- ссылка на нарушенный нормативный акт;
- письменные пояснения человек, против которого составлялся документ;
- прочие, имеющие отношение к делу, и дающие возможность установить истину.
Причина остановки – «проверка документов».
Согласно п. 8.2 Правил дорожного движения водитель имеет право знать причину, по которой сотрудником ГАИ, другими должностными лицами, указанными в ч.3 п.9.1 п.9 настоящих Правил, остановлено транспортное средство, а также фамилию и должность этих лиц.
Исчерпывающий перечень причин для остановки транспортного средства ПДД Республики Беларусь не предусмотрен. Определения понятия «причина остановки» в ПДД Республики Беларусь также отсутствует.
Поэтому анализируя такую причину остановки как «проверка документов» мы обратимся к другим НПА по обсуждаемой теме:
Постановлением совета министров Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. № 1851 утверждено положение о государственной автомобильной инспекции Министерства Внутренних дел Республики Беларусь.
Согласно положению о государственной автомобильной инспекции Министерства Внутренних дел Республики Беларусь п. 11.11. ГАИ для выполнения возложенных задач и функций имеет право:
- проверять и изымать документы в предусмотренных законодательством случаях, производить задержание и принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортных средств, самоходных машин, блокировку колес грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, автобусов, колесных тракторов, самоходных машин.
Закон Республики Беларусь 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»
Согласно ст. 25 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» сотрудники органов внутренних дел в целях выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел, в пределах своей компетенции имеют право:
- проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел;
В то же время согласно абз. 2 п. 4 ПДД Республики Беларусь формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований настоящих Правил определяются Министерством внутренних дел.
Основаниями для подозрения водителя в совершении преступления или административного правонарушения может быть обнаружение признаков правонарушения, наличие сведений о совершении лицом правонарушения или преступления, возникновение подозрений об управлении тс лицом находящимся в состоянии алкогольного опьянения, нахождение тс в розыске.
В соответствии с п. 11.19 ГАИ для выполнения возложенных задач и функций имеет право организовывать и проводить республиканские и региональные специальные комплексные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения.
В ходе подобных специальных мероприятий в рамках сотрудники ГАИ также имеют право останавливать автомобили в целях проверки документов.
Есть и другие случаи, когда, сотрудник ГАИ может останавливать ТС:
- в соответствии с п. 9.12 ПДД предоставлять транспортное средство для освобождения проезжей части дороги от транспортных средств, поврежденных при дорожно-транспортном происшествии, а также доставлять на управляемом транспортном средстве, работников правоохранительных органов для выполнения неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступлений
В случае если водитель считает причину остановки незаконной он имеет право обжаловать действия должностного лица в установленном законом порядке. Теме обжалования будет посвящена отдельная статья, где я подробно опишу процедуру обжалования от А до Я.
Практический опыт обжалования действий должностных лиц ГАИ связанных с незаконностью причины остановки особых перспектив для водителя не выявил. В связи с изложенным, я рекомендую водителям сосредоточится на других вариантах защиты своих прав, о которых мы будем подробно рассказывать в нашем цикле.
Классификация протоколов
Все виды и разновидности протоколов, независимо от принадлежности к системе или подсистеме документации, классифицируются по двум основаниям – способу документирования и степени полноты записи хода заседания, которые действуют одновременно. Так, по степени полноты записи протоколы подразделяются на краткие и полные.
Полные протоколы могут быть подробными текстовыми (текстовый способ документирования), стенографическими (текстовый способ с использованием специальных условных обозначений, которые должны быть расшифрованы при оформлении протокола), фонографическими (звукозапись), видеопротоколами (применяется видеозвукозапись, особенно при проведении видеоконференций). Они содержат запись всего заседания, включая реплики, вопросы, замечания, выступления и справки по ходу заседания, шум, аплодисменты и т.п. в зависимости от способа документирования.
Краткий протокол последовательно фиксирует только фамилии председателя, секретаря, состав присутствовавших, перечень рассмотренных вопросов и принятые решения. Разновидностью краткого протокола является протокол, составленный по сокращенной форме, которая предусматривает краткое последовательное изложение рассмотренных вопросов по схеме «вопрос – принятое решение».
Протокол ведется во время заседания специально выбранным или назначенным лицом или секретарем постоянно действующего коллегиального органа по должности, а протоколы оперативных совещаний, которые проходят под председательством руководителей, ведут и оформляют секретари или помощники руководителей.
Секретарь заседания при оформлении протокола использует заранее подготовленные к заседанию документы: повестку дня, списки приглашенных, списки членов коллегиального органа, тексты докладов, выступлений, информационные справки, проекты решений и др.
Составляемый непосредственно на заседании протокол является черновиком. Он должен быть уточнен, сверен со стенограммой или фонограммой (если на заседании велась стенограмма или производилась запись на диктофон), отредактирован и оформлен не позднее 3 или 5 дней с даты заседания. Эти сроки или другие стандарты сроков подготовки протокола к подписанию – «в день заседания», «не позднее следующего рабочего дня» и т.п. – обычно регламентируются положениями о соответствующих коллегиальных органах и должностной инструкцией/должностным регламентом секретаря конкретного коллегиального органа.